Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым (далее – Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008; письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.06.2017 №07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ», Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым (в дальнейшем - Учреждение).

1.2. Данное Положение регламентирует порядок организации предоставления дополнительного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, по необходимости адаптированным образовательным программам и определяет права и обязанности участников образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования детей.

1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1.3.1. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

1.3.2. Ребенок - инвалид - лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

1.3.3. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

1.3.4. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

1.3.5. Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

1.3.6.Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

1.4. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими обучающимися.

1.5. Выбор формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в образовательное учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе.

1.6. Форму организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья родители (законные представители) обучающегося согласовывают с администрацией Учреждения.

1.7. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом Учреждения, утверждается его директором.

1.8. Настоящее Положение является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность Учреждения.

1.9. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции Положения. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

2. Задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

2.1. Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья:

- освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности, обеспечение оптимальной социальной адаптации и интеграции, сохранение и укрепление их здоровья;

- освоение адаптированной образовательной программы по определенному предмету, направленности;

- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья, основанных на принципах: законности, демократизма и гуманного отношения к детям, индивидуального подхода к обучающимся.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Зачисление и отчисление детей с ограниченными возможностями здоровья оформляется приказом директора Учреждения по заявлению родителей (законных представителей).

3.2. Основанием для организации обучения данных обучающихся является:

- заявление от родителей (законных представителей);

- медицинская справка.

3.3. К освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья, которым согласно медицинскому заключению не противопоказано обучение в Учреждении дополнительного образования по реализуемым направленностям и профилям.

При необходимости, для указанных лиц могут быть созданы адаптированные программы обучения.

Образование детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в дополнительном образовании может быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.

3.4. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано в следующих формах:

- индивидуальная (учебные занятия с обучающимся могут проводиться по адаптированной образовательной программе, индивидуальному учебному плану, индивидуальному образовательному маршруту при наличии соответствующего медицинского заключения с согласия родителей (законных представителей);

- групповая (через индивидуальный и дифференцированный подход, интегрированное обучение, инклюзивное образование).

3.5. Необходимыми условиями получения дополнительного образования ребенком являются:

- создание безбарьерной адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые аспекты, квалификации педагогических работников);

- особые образовательные потребности ребенка, уровень развития, индивидуальные, интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности, препятствующие получению дополнительного образования без создания специальных условий;

- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии;

- соответствие образовательной среды Учреждения потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья: создание необходимых условий для получения качественного дополнительного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

3.6. Выбор форм и методов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, особенностей эмоционально-волевой сферы, состояния ребенка по индивидуально разработанным программам и по личному заявлению родителей (или законных представителей).

3.7. Содержание и организация учебного процесса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и адаптированных образовательных программ выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей.

3.8. Учебные занятия с обучающимся данной категории проводятся педагогами Учреждения в соответствии с расписанием, утвержденным директором Учреждения. Распределение часов учебного плана производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей ребенка, а также пожеланий родителей (законных представителей).

3.9. Проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также перевод обучающихся на следующий год обучения определяется в соответствии с локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

3.10. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и культурную среду Учреждения осуществляется через проведение совместных с обучающимися Учреждения учебных и развивающих занятий, воспитательных мероприятий.

3.11. Контроль организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется администрацией Учреждения в соответствии с планами работы Учреждения.

3.12. Контроль за организацией обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременным проведением учебных занятий с обучающимся, за выполнением общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования, в том числе и адаптированных, учебного плана осуществляет педагог-организатор.

4. Права и обязанности участников образовательного процесса при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

4.1. Участниками образовательного процесса при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются: обучающиеся, их родители (законные представители), администрация и педагогические работники Учреждения.

4.2. Обучающиеся имеют право на:

- защиту своего достоинства;

- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

- получение квалифицированной помощи и поддержки, а так же коррекцию имеющихся недостатков развития;

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- обучение по индивидуальному учебному плану, индивидуальному образовательному маршруту, адаптированной образовательной программе при наличии соответствующего медицинского заключения с согласия родителей (законных представителей);

- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

- перевод в другое образовательное учреждение, реализующее дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу соответствующего уровня;

- другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

4.3.Обучающиеся в Учреждении обязаны:

- исполнять устав Учреждения в части, их касающейся;

- выполнять требования правил внутреннего распорядка обучающихся;

- выполнять требования образовательной программы Учреждения по срокам и объёмам согласно учебным планам и учебным программам;

- бережно относиться к имуществу Учреждения, поддерживать установленный порядок и чистоту в помещениях и на территории Учреждения;

- выполнять правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения;Хочу такой сайт

- приходить в Учреждение в часы, отведенные для занятий;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения.

4.4. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

- защищать законные права и интересы детей;

- требовать уважительного отношения к ребёнку;

- знакомиться с уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами дополнительного образования, адаптированными образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с результатами промежуточной и итоговой аттестации;

- другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

4.5. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

- соблюдать устав Учреждения;

- обеспечивать получение ребёнком дополнительного образования;

- своевременно информировать администрацию Учреждения и педагогического работника о рекомендациях врача, особенностях режима ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- создавать для ребенка и педагога оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

- осуществлять связь с Учреждением, своевременно в течение дня информировать администрацию Учреждения об отмене занятий в случае болезни ребенка и о возобновлении занятий;

- посещать проводимые родительские собрания.

4.6. Права и обязанности педагогических работников Учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом Учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и закрепляются в трудовом договоре.

4.7. Педагогические работники обязаны:

- соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты Учреждения, строго следовать нормам профессиональной этики;

- соблюдать трудовую и исполнительскую дисциплину, обеспечивать соблюдение дисциплины и порядка обучающимися;

- обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности обучающихся;

- систематически заниматься повышением своей квалификации;

- строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и охране жизни и здоровья людей в процессе обучения и труда, по гигиене труда, производственной санитарии; периодически проходить медицинское обследование;

- осуществлять обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с утвержденным расписанием;

- реализовывать в полном объеме утвержденную программу дополнительного образования;

- знать специфику заболевания ребенка, особенности режима;

- своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий и расписываться в нем в подтверждение о проведенном занятии;

- осуществлять проведение промежуточной аттестации обучающегося;

- осуществлять педагогическую диагностику детей с ограниченными возможностями здоровья;

- разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план, адаптированную образовательную программу;

- проводить занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам через индивидуальный и дифференцированный подход, инклюзивное образование, интегрированное обучение;

- отслеживать эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей или адаптированной программе;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами Учреждения, действующим законодательством.

4.8. Педагог-организатор обязан:

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определять возможности конкретного ребенка, условия и формы организации работы;

- проводить предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками Учреждения, направленную на подготовку к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении;

- отслеживает эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;

- осуществляет анализ выполненных рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.

4.9. Администрация Учреждения:

- контролирует проведение занятий, выполнение учебных программ, планов, методику обучения по адаптированным образовательным программам в случае необходимости при наличии соответствующего медицинского заключения с согласия родителей (законных представителей), аттестацию обучающегося, ведение журнала планирования и учета деятельности педагога дополнительного образования;

- своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех изменениях в образовательном процессе, касающихся обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

5. Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

5.1. Кроме реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и адаптированных образовательных программ в Учреждении могут осуществляться проекты, программы и разовые формы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В них включены:

- индивидуальные выставки;

- встречи;

- концертные программы, приглашения на массовые мероприятия Учреждения;

- индивидуальная работа с родителями, включение детей в общие занятия объединений Учреждения;

- в летний период - дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, могут быть участниками летней тематической площадки.

6. Финансовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется бесплатно в пределах регламентируемых часов.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с нормативом учебных часов в неделю по программе дополнительного образования, входящим в учебный план Учреждения.

Положение о порядке предоставления образования детям с ОВЗ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 29506604513842569967847282462287250401048067679 Директор/Заведующий Клюева Татьяна Ивановна Дата подписания документа 11.03.2023 17:12:18 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Реализация дополнительных общеобразовательных программ учреждения осуществляется на базах общеобразовательных организаций района (согласно лицензии).

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической баз, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование. Изменений требуют вход в школу, внутреннее пространство, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение, специальное оборудование (по необходимости), гигиенические требования.

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

· санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

· возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;

· санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребёнка и т.д.);

· пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Специальные условия питания

Специальные условия охраны здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».