Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………
8
1.3. Воспитательный потенциал программы………………………………. 9
1.4. Содержание программы………………………………………………...
13
1.5. Планируемые результаты………………………………………………. 15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график…………………………………………. 17
2.2. Условия реализации программы……………………………………….. 17
2.3. Формы аттестации…………………………………………………….… 22
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Приложение 1. Оценочные материалы
Приложение 2. Методические материалы
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование
Приложение 4. План воспитательной работы
Приложение 5. Лист корректировки
2
24
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Введение
Хореография — это искусство создания и исполнения танца, которое
сочетает в себе элементы движения, музыки и выразительности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арзы»
предназначена для обучающихся, желающих развивать свои танцевальные
навыки, творческое мышление и физическую подготовку.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национального проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
Постановления
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
3
Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Методических
рекомендаций
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
4
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письма Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым утвержденный распоряжением Управления образования и
молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым от
17 апреля 2024 г. № 236.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
объединения «Арзы» является модифицированной. Она составлена на основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Хореографическое искусство» разработчик Якубенко В.Н., педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории,
г. Армянск, 2022 г.
Направленность программы: художественная.
Программа дополнительного образования по хореографии направлена на
развитие художественно - эстетического вкуса, художественных способностей
и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует
созданию условий для вовлечения детей в художественную деятельность по
разным видам и жанрам по хореографии при сохранении традиций
классического танца.
Программа является:
- по содержанию художественно-эстетической;
- по функциональному предназначению - учебно-познавательной;
- по форме организации - групповой;
- по времени реализации - одногодичной.
Новизна объясняется основными принципами, на которых основывается
вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития, взаимосвязи
эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что
способствует сочетанию развития творческой активности детей с их участием в
постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает
становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности,
трудолюбия.
Отличительной
особенностью
является
ориентация
на
дифференциацию и индивидуализацию детей, что позволяет реализовать
принцип личностной ориентации в образовательном процессе через
определенные условия, способствующие развитию детей с разными
образовательными возможностями и потребностями.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она помогает обучающимся сделать осознанный выбор в пользу
5
хореографического искусства. При этом данная программа направлена на:
создание условий для углубленного развития ребенка; мотивации к познанию и
творчеству; обеспечению эмоционального благополучия ребенка.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 12-16 лет.
Обучающиеся формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей.
Учащиеся,
поступающие
в
объединение,
проходят
собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности
к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, подгруппах и
индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
12-16 лет- в этом возрасте происходят качественные и структурные
изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в
протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют
доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим
требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже
если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Костномышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью
(значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность
клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие
движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую
сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по
возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание
формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию
ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное
мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому
эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям
эстетического характера.
На программу зачисляются обучающиеся, которые уже имеют
танцевальные навыки, то есть уже занимались в танцевальном коллективе.
Вновь поступающие обучающиеся проходят входное тестирование,
направленное на выявление их уровня танцевальных умений и навыков. По его
результатам обучающиеся могут быть зачислены в группу для освоения
программы.
Объем и срок освоения программы. Программа базового уровня
обучения включает 216 учебных часов, срок освоения программы – 1 год, для
2ух групп средней и старшей.
Форма обучения - очная. Программа, по необходимости, реализуется с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (в условиях профилактики, предотвращения и распространения
новой коронавирусной инфекции). При переходе на дистанционную форму
обучения педагог дополнительного образования адаптирует данную программу,
акцентируя содержание на самостоятельную творческую работу детей,
определяет новые временные рамки освоения новых компетенций.
6
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в группах. Группы разновозрастные.
Состав группы: постоянный; занятия: групповые. Наполняемость учебной
группы – 20-25 человек. Виды занятий применяемые в работе по реализации
программы: вводное занятие, ознакомительное занятие, тематическое занятие,
занятие проверочное, конкурсное игровое занятие, занятие-экскурсия,
комбинированное занятие, итоговое занятие.
Режим и расписание занятий. Расписание занятий составляется с
учетом обеспечения благоприятного режима труда и отдыха обучающихся в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся, согласовывается с
пожеланиями обучающихся и их родителей (законных представителей).
Продолжительность учебного занятия соответствует академическому часу и
устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических
особенностей школьников, допустимой нагрузки обучающихся и составляет 45
минут.
В течение учебного года занятия проводятся по 3 раза в неделю по 2
академических часа каждое с 10-минутным перерывом согласно расписанию.
Занятия проводятся в помещениях, выделенных базовым МБОУ на основании
договора о безвозмездном пользовании нежилым помещением.
Реализация программы по индивидуальному учебному плану. При
реализации программы обучающимся предоставляются академические права на
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном
Положением об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение в МБУДО «Эврика».
Возможность разработки индивидуального учебного плана позволяет
обеспечить освоение программы на основе индивидуализации ее содержания с
учѐтом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
Язык реализации программы. Обучение по программе ведется на
государственном языке – русском.
Реализация программы в каникулярное время. Программа может
реализоваться в течение всего календарного года, включая каникулярное время,
в соответствии с календарным графиком и учебным планом. В период летних
школьных каникул детское объединение может продолжить работу по
реализации краткосрочной программы, представляющей собой практикоориентированный тематический модуль данной программы.
Организация массовых мероприятий. В ходе реализации программы
планируется организация и проведение массовых мероприятий, таких как
фестивали, творческие вечера, конкурсы, совместные мастер-классы с
родителями, праздники и мероприятия к праздничным датам.
Планирование и организационная подготовка массовых мероприятий
обеспечивает создание необходимых безопасных условий для совместной
деятельности педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей).
7
Обеспечение прав обучающихся. Обучающимся предоставляются
следующие академические права:
- зачет дополнительных образовательных программ, полученных в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и
убеждений;
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в
конкурсах, выставках и других массовых мероприятиях.
Обновление и пересмотр программы. Программа ежегодно
пересматривается, анализируется и обновляется с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, потребностей
и запросов обучающихся и их родителей, нормативно-правовых документов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы - обучить детей основам хореографии.
Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.
Цель определяет следующие задачи:
Обучающие:
- формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и
освоения программного материала;
- участие в общешкольных и муниципальных мероприятиях не менее 50%
обучающихся;
- научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих
движений.
Развивающие:
- развитие мотивации к занятиям хореографией, потребности в саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
Развить выворотность ног, танцевальный шаг, правильную осанку, постановку
корпуса, четкую координацию движений, музыкальный вкус и любовь к
искусству танца.
Воспитательные:
формирование общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Воспитывать:
- чувство коллективизма, формирование навыков общения и сотрудничества
друг с другом;
- волевые качества характера: трудолюбие выносливость, работоспособность;
эстетические, художественные, познавательные, творческие интересы, взгляды
и вкусы детей средствами хореографической культуры.
8
1.3. Воспитательный потенциал программы
1.3.1. Основные понятия
Содержание воспитывающей деятельности детского объединения –
педагогически обоснованное сочетание элементов мировоззренческого,
нравственно-эстетического и социального опыта.
Содержание развивающей деятельности детского объединения –
педагогически подобранный комплекс познавательных, специальных,
творческих и физических способностей ребѐнка.
Патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности,
характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной
установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к
социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую
деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки
является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой
своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой Родины до великой
Родины.
Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом
передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную
часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания
патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм
должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с
моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации,
культуре, власти, обществе и индивидуальности.
Методы обучения и воспитания – это способы взаимодействия педагога и
учащихся, ориентированные на самостоятельное освоение ими комплекса
специальных знаний, умений и навыков, на саморазвитие их социально
значимых потребностей и мотиваций, сознания и приемов поведения.
Средства обучения и воспитания – это источники формирования
личности; средства обучения и воспитания – приборы, оборудование,
инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия,
компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,
необходимые для организации образовательной деятельности.
Педагогические принципы – общие нормативные требования,
руководящие идеи, определяющие образовательный процесс посредством норм,
правил и рекомендаций, в которых отражается представление о сущности
образовательного (педагогического) процесса.
Педагогическая функция – значение, назначение, роль образовательной
(педагогической) деятельности в процессе становления личности.
Коллектив
–
сложная
социально-психологическая
система,
характеризующаяся единством организации и психологической общности.
Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся
системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их
9
культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную
деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и
ориентирующие еѐ на достижение высших идеалов.
Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного
развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное
достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга
перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Ценностные ориентации – это:
- относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности
материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как
предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей
жизнедеятельности личности;
- отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве
стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
- важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии,
выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или
группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей
(благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы,
творчество, труд и т.п.);
элементы
внутренней
(диспозиционной)
структуры
личности,
сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе
процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое
(существенное для данного человека) от незначимого.
Здоровье – это: естественное состояние организма, характеризующееся
его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо
болезненных изменений; такое состояние индивида и среды его обитания,
которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально
возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию.
Виды здоровья:
физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов
и систем организма (морфологические и функциональные резервы клеток,
тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма
к воздействию различных факторов);
соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов
(биологическая программа индивидуального развития человека);
эмоциональное – принятие себя и понимание собственных эмоций,
наличие возможности слушать других и сопереживать их чувствам;
психическое – состояние психической сферы человека (состояние общего
душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения);
социальное – положительное взаимодействие с друзьями, семьей и
другими членами общества (забота о других, признание, применение
различных социальных навыков);
духовное – отвечает за жизненные цели и умение находить гармонию в
себе (поиск истины и мудрости, умение слушать свой внутренний голос);
10
нравственное
–
комплекс
характеристик
мотивационной
и
информационной основы жизнедеятельности человека (система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в социальной среде);
интеллектуальное – способность человека адекватно воспринимать
информацию, уметь находить необходимую информацию, а также использовать
еѐ в соответствующих ситуациях.
1.3.2. Воспитание в условиях дополнительного образования детей
Воспитание в условиях дополнительного образования детей
рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника,
ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным
опытом, формирование у них социально - значимых ценностей и социальноадекватных
приѐмов
поведения.
Воспитание
представляет
собой
многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под
влиянием семьи, МБУДО «Эврика», среды, общественных организаций,
средств массовой информации, искусства, социально экономических условий
жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным
процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный
характер (то есть зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние
на конкретного ребенка).
В дополнительном образовании детей воспитание является приоритетной
составляющей образовательного процесса, так как именно сформированность у
обучающихся нравственных ценностей и ориентиров в значительной мере
предопределяет содержательную направленность применения ими полученных
знаний и умений (т.е. где и как в своей будущей жизни выпускники детских
объединений и творческих коллективов будут использовать то, чему они
научились). Дополнительное образование детей в целом, и его воспитательную
составляющую в частности, нельзя рассматривать как процесс, восполняющий
пробелы воспитания в семье и МБУДО «Эврика» и других образовательных
учреждениях. И, конечно же, дополнительное образование – не система
психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения
детей и подростков.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера
имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной
работы с детьми.
1.3.3. Содержательные направления воспитания обучающихся по
дополнительным общеразвивающим программам:
– гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на воспитание у
обучающихся гордости и уважения к истории, уважения и стремления к
сохранению и развитию традиций страны, республики, района, МБУДО
«Эврика»;
– профильно-личностное воспитание, ориентированное на развитие у
обучающихся «гибкой» адаптации и соотношения возможностей своего «Я» с
требованиями современного общества и профессионального сообщества;
11
– социально-личностное воспитание, предполагающее формирование у
обучающихся «гибких / мягких» социальных компетенций / навыков (soft skills)
XXI века.
1.3.4. Цель воспитания в условиях дополнительного образования
детей – развитие личности обучающегося, обладающей следующей
совокупностью качеств:
– патриотизм;
– базовые духовно-нравственные ценности;
– социокультурная толерантность и коммуникативная компетентность;
– положительная «Я-концепция», стремление к самопознанию и саморазвитию;
– готовность к созидательному труду на пользу обществу;
– уважение и стремление к сохранению и развитию истории и традиций страны,
республики, района, МБУДО «Эврика», конкретного детского объединения.
1.3.5. Задачи воспитания в условиях дополнительного образования
детей:
1.3.5.1. гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через
формирование у них осознанной гражданской позиции, включающей:
– уважение к истории страны, республики, района, МБУДО «Эврика»,
конкретного детского объединения;
– социальную ответственность, принятие социально значимых ценностей;
– стремление к здоровому образу жизни;
– самоорганизованность.
1.3.5.2. профильно-личностное воспитание, включающее:
– культуру представления / презентации результатов деятельности;
– познавательную активность;
– осознанное выполнение правил и требований по профилю деятельности;
– культуру оценки деятельности и результата своей и чужой деятельности;
– культуру организации деятельности;
– понимание места данного профиля деятельности в конкретной области
культуры;
– уважительное отношении к истории и традициям изобразительного
искусства;
– эстетическую культуру в области изобразительного искусства.
1.3.5.3. социально-личностное воспитание, включающее:
– позитивное отношение к жизни;
– адекватную оценку событий окружающей жизни;
– умение быть счастливым;
– коммуникативные компетенции: взаимодействие с другими обучающимися и
взрослыми, в коллективе, в группе;
– знание и соблюдение обще этических норм и правил поведения;
– гуманизм (уважительное отношение к людям, социальный альтруизм).
12
1.4. Содержание программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.4.1. Учебный план для средней и старшей группы
Аудиторные часы
Форма
Всего
Наименование раздела,
аттестации/
Теория Практика
часов
темы
контроля
Введение в программу
2
2
занятиеХореография.
30
6
24
просмотр
Классический танец.
занятиеЭлементы акробатики
26
5
21
просмотр
занятиеХореография эстрадного
35
5
30
просмотр
танца
концертные
30
30
Постановочная работа
выступления
фестивали,
20
20
Концертная деятельность
конкурсы
Индивидуальные
Репетиции
49
49
творческие
задания
концертные
Сценическая практика
22
22
выступления
Итоговый
Итоговое занятие
концерт
Подведение итогов за
2
2
учебный год
Итого 216
18
198
1.4.2. Содержание программы
Введение.
Теория: Введение в предмет. Правила поведения в коллективе. Права и
обязанности воспитанников. Техника безопасности.
Раздел 2. Хореография. Классический танец.
Теория: Знакомство с элементами классического танца, исполнение различных
ритмических рисунков. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более
сложным упражнениям у станка.
Практика: Экзерсис у опоры или на середине:
- батман тандю из пятой позиции крестом;
- релеве лян из пятой позиции и равновесие в сторону;
- гранд батман из пятой позиции и пассе через колено;
- положение «атетюд» лицом к станку из пятой позиции.
Экзерсис на середине зала:
- третье, четвертое пор де бра;танлие;
13
- ронд де жамб партер ан деор и ан дедан;
- батман фондю из пятой позиции в сторону в пол;
- гранд батман по пятой позиции крестом.
Аллегро:
- соте по пятой позиции из положения круазе в эфасе;
- па эшапе из пятой позиции во вторую и наоборот;
- глиссад;
Диагональ:
- подготовка к повороту андедан.
Форма контроля и аттестации: комбинированное занятие, репетиция
Раздел 3. Элементы акробатики
Теория:Акробатические элементы, последовательность движений, поз
(постановка рук корпуса и головы). Начало тренировки суставно-мышечного
аппарата. Выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов.
Практика:Отработка раннее изученных элементов, работа над техникой
исполнения:
- Растяжка поперечного и продольного шпагата с помощью лавки и
рабочей стены.
- «Мостик» - самостоятельное опускание и поднимание по рабочей
стене.
-Отработка акробатического элемента «Колесо» по диагонали без
страховки.
- «Складка» по шестой позиции.
- «Складка» в разножке.
- Наклоны корпуса в разножке поочередно на каждую ногу в одной
плоскости.
- «Велосипед».
- «Березка» (опускание ног за голову, разножка в этом положении).
- «Бабочка».
- «Жабка» лежа на животе.
- «Корзиночка», «качелька».
- Отработка переворота вперед по диагонали, подъем вытянутой ноги вперед на
высоту 45% и 90%;
Форма контроля и аттестации: комбинированное занятие, репетиция
Раздел 4. Хореография эстрадного танца
Теория. Правила исполнения изучаемых упражнений
Практика. основные уровни: стоя, сидя, лежа упражнения
стрэч - характера
переходы из уровня в уровень, смена положений на 8,4,2
упражнения на сontraction, release в положении «сидя»
твист и спирали торса в положении «сидя»
комбинации с использованием сontraction, release, спирали и твист торса
Форма контроля и аттестации: открытое занятие для родителей
14
Раздел 5. Постановочная работа
Практика. Постановочная работа занимает большую часть времени.
Танец увеличивается до 3 минут, усложняются движения и сюжетная
линия. Количество танцев может увеличивается от 1 до 3.
Раздел 6. Концертная деятельность
Теория. Правила поведения на сцене.
Практика. Выступления включаются в конкурсную программу
Репетиции и постановка танцев
5.1. Постановка танцев
Практика: Разучивание движений к танцу, постановка танцевального номеров:
«Облака», «Казачок», «Лявониха» или других в зависимости от фантазии
педагога и возможностей ребят.
Раздел 7. Репетиции
Практика: Отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене,
подготовка к концертным выступлениям.
Раздел 8. Сценическая практика
Практика: Неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке юного артиста,
развивающая его смелость, выразительность и артистичность.
Первые
выступления для родителей.
Форма контроля и аттестации: концерт
Раздел 9. Итоговое занятие.
Практика: Итоговое выступление обучающихся.
Форма контроля и аттестации: конкурс, фестиваль, концерт, открытое
занятие для родителей
1.5. Планируемые результаты освоения программы
По окончанию базового уровня первого года обучения обучающиеся должны
знать:
- терминологию упражнений;
- технику исполнения упражнений;
- правила поведения в зале хореографии, на концертах.
уметь:
- батман тандю из пятой позиции крестом;
- релеве лян из пятой позиции и равновесие в сторону;
- гранд батман из пятой позиции и пассе через колено;
- положение «атетюд» лицом к станку из пятой позиции;
- экзерсис на середине зала: третье, четвертое пор де бра;
- тан лие;
- ронд де жамб партер ан деор и ан дедан;
- батман фондю из пятой позиции в сторону в пол;
- гранд батман по пятой позиции крестом. аллегро: соте по пятой позиции из
положения круазе в эфасе;
- па эшапе из пятой позиции во вторую и наоборот;
-глиссад.
15
диагональ:
- подготовка к повороту андедан;
- основные уровни: стоя, сидя, лежа;
- упражнения стрэч – характера переходы из уровня в уровень, смена
положений на 8,4,2 упражнения на сontraction, release в положении «сидя»
твист и спирали торса в положении «сидя» комбинации с использованием
сontraction, release, спирали и твист.
применять на практике:
- танцевальные навыки при постановке хореографического номера .
Метапредметные результаты:
Сфомированность:
-музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- оценивания правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей еѐ решения;
- диагностики результатов творческой деятельности по принятым критериям и
показателям;
- умения работать в коллективе, понимание причины успеха и неуспеха
осуществляемой деятельности,
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, основ самоконтроля, самооценки.
Личностные результаты:
- осознание себя членом объединения МБУДО «Эврика»;
- осознание себя гражданином страны, ответственным за ее будущее;
- пропаганда деятельности МБУДО «Эврика» для сверстников;
- конструктивное взаимодействие с другими членами коллектива и взрослыми
(доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь при выполнении
работ);
- позитивное отношение к жизни;
- проявление уважительного отношения к членам своей семьи;
- вовлечѐнность родителей в различные формы воспитательных активностей;
- приобщать к системе культурных ценностей народов, проживающих в Крыму
и за его пределами, к истокам народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести начатое
дело до конца;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь при выполнении
работ);
- воспитывать экономное отношение к используемым материалам, приобщать к
основам культуры труда.
16
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Уровень:
базовый
Группа: средняя и старшая
Общее количество учебных часов/ Общее количество учебных недель – 108 /216
Дата начала занятий – 03.09.2024
Дата окончания занятий – 29.05.2025
Продолжительность каникул (зимние каникулы)
Месяц
Распределение учебного времени по месяцам
Кол-во учебных дней
Кол-во часов в месяц
сентябрь
12
24
октябрь
15
30
ноябрь
11
22
декабрь
12
24
январь
10
20
февраль
12
24
март
11
22
апрель
14
28
май
11
22
Всего:
Дней – 108
Часов – 216
Аттестация,
формы контроля
Вводный контроль
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение:
Абдул-Феттаева Эмине Усеиновна - имеет высшее педагогическое
образование (бакалавр,), и среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка. Педагог владеет базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети
Интернет, навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и т.д.),
владеет навыками и опытом обучения и самообучения с использованием
17
цифровых образовательных ресурсов Педагог дополнительного образования
обладает компетенциями в соответствии с требованиями профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Основные обязанности педагога дополнительного образования:
- осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников) на
основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,
развивает их разнообразную творческую деятельность;
- комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка и другого детского
объединения и принимает меры по сохранению его в течение срока обучения.
- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения), исходя из психофизиологической целесообразности и
способности обучающихся (воспитанников);
- проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а
также современных информационных технологий;
- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников);
- самостоятельно разрабатывает и реализует образовательные программы;
- составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение;
- выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников),
способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных
интересов и склонностей;
- поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч.
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей группы «Риска»;
- организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях;
- организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников), в
том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное
обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися (воспитанниками) актуальные события современности;
- обеспечивает и анализирует достижения обучающихся (воспитанников);
- оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие
опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы
в своей деятельности;
- участвует в работе общего собрания работников учреждения, совета
учреждения дополнительного образования; педагогического, попечительского
советов, в других формах методической работы, в работе по проведению
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной
18
защиты, проводит инструктаж по охране труда обучающихся с обязательной
регистрацией в журнале установленного образца в первый день занятий;
- оперативно извещает администрацию МБУДО «Эврика» о каждом несчастном
случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
- проходит периодические медицинские осмотры;
- соблюдает этические нормы поведения в МБУДО «Эврика», в быту, в
общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
- повышает свою профессиональную квалификацию;
- сдает документы на аттестацию за две недели до начала аттестации.
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении. Занятия проводятся в малом спортивном зале,
расположенном на первом этаже МБОУ Воинский УВК. Площадь зала 73 м2.
Материал покрытия пола – дерево, окрашенное краской. Стены выкрашены
водоэмульсионной краской в зеленый цвет. Количество окон – 3. Окна выходят
на Восток. Вытяжная вентиляция естественная.
Перечень оборудования учебного кабинета
№
п/п
Оборудование (материалы)
Количество
Учебный кабинет
1.
2.
Стенка гимнастическая
Тематический стенд
1
1
Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов,
необходимых для занятий
№
Оборудование (материалы)
Количество
п/п
На объединение
1. Акустическая система
1
2.2.3. Методическое обеспечение образовательной программы:
Особенности организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса.
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями
материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами.
- по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – мастер
- класс, практическая работа, экскурсия, творческая мастерская, конкурс,
фестиваль, и т.д.;
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по изучению нового
материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, умений и
навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации
знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции знаний, умений и
19
навыков.
Основной формой обучения в объединении является учебно-практическая
деятельность. Практические занятия занимают основное место в обучении. На
занятиях выделяется фронтальная работа педагога сразу со всей группой в
едином темпе и с общими задачами. Так же на занятиях применяется методика
дифференцированного
обучения:
при
такой
организации
учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем одинаково, а
для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в
зависимости от способностей и уровня подготовки каждого). Мастер – класс
является активной формой обучения, и позволяет сформировать у детей
необходимые умения и навыки. Главная задача педагога состоит в том, чтобы
создать для ребят предпосылки для успешного творчества, организовать его
деятельность и помочь достичь конечного результата.
По необходимости по программе организуется обучение по
дистанционным
педагогическим
технологиям.
При
организации
образовательной деятельности с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
педагог
адаптирует
образовательную программу, акцентируя внимание обучающихся на
самостоятельную творческую работу, разрабатывает презентационную форму
подачи материала, используя фото и видео мастер-классов; определяет
варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности
получения помощи и обратной связи.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес
к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,
наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий,
образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов
работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в
практической деятельности.
В учебной деятельности объединения, для развития творческих
способностей и художественно-эстетического воспитания используются такие
формы, как экскурсии в музеи, на выставки, организации сменных и постоянно
действующих выставок детских работ, просмотр видео фильмов.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями
педагогом акцентируется внимание обучающихся на выполнении инструкций
по видам деятельности и правилах использования инструментов и соблюдение
правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
На занятии педагогу необходимо наблюдать и подмечать особенности
поведения ребенка, его успехи в обучении, постоянно изучать
психофизиологические особенности ребенка - это координация движения рук
(работа с различными инструментами и т.д.), быстрота реакции, память и
глазомер.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
20
• введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе
личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
• формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и
развитие творческих способностей;
• использование метода как «ситуации успеха»;
• использование методики разноуровневого подхода.
Технологии индивидуализации обучения:
• способ организации учебного процесса с учѐтом индивидуальных
особенностей каждого ребенка
• выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение
индивидуальности).
Игровые технологии:
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых
приѐмов.
Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям
детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью)
физкультурно-оздоровительные
(использование
физкультминуток,
динамических пауз, пластические разминки)
Рекомендуемые типы занятий: комбинированные и практические занятия,
контрольные занятия учета и оценки знаний, умений и навыков.
Дидактические материалы:
• использование карточек (с заданиями, с образцами);
• использование наглядности (слайды, фотографии, видео).
Алгоритм занятия.
План проведения занятия предполагает следующие этапы:
• Приветствие,
• Определение темы занятий,
• Информация о теме,
• Тренинг (игра),
• Усвоение темы,
• Закрепление материала, подведение итогов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы
конспекты занятий, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический.
материал), хранятся у педагога дополнительного образования и используются в
образовательном процессе.
Оценочные материалы (тестирование является приложением к программе)
Приложение № 1, является образцом.
21
2.2.4. Информационное обеспечение:
Информация о реализуемой программе размещается на официальном
сайте администрации Красноперекопского района http://krpero.rk.gov.ru, сайте
управления образования и молодежи администрации Красноперекопского
района http://uomakr.educrimea.ru, сайте муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Эврика» муниципального
образования Красноперекопский район Республики Крым https://ishuneureka.krymschool.ru/
2.2.5. Организационное обеспечение:
Заключен договор для реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования детей о
безвозмездном пользовании помещением с муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением «Воинский учебно-воспитательный
комплекс им. братьев Кондратовых» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым.
2.3. Формы аттестации и контроля
Виды контроля
Входной контроль проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные
качества ребенка.
Текущий контроль – с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала в рамках определенной темы, готовности
детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности
заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств
обучения.
Промежуточная аттестация – проводится по окончанию изучения темы, в
конце полугодия, учебного года при переводе обучающегося на следующий год
обучения, предусмотренный программой. Изучается динамика освоения
предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в
коллективе.
Итоговое оценивание – проводится в конце обучения по программе с
целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого
ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Формы контроля, аттестации
Входной контроль проводиться в форме собеседования с целью
определения уровня развития детей. Его результаты позволяют определить
уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на
уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный
подход в процессе обучения.
22
Текущий контроль проводится в форме: педагогическое наблюдение,
практическая работа, устный опрос, самостоятельная работа, дидактическая
игра, беседа, выставка.
Наиболее эффективной формой текущего контроля является наблюдение
за деятельностью ребенка в процессе занятий; - в конце 1 семестра – занятие
систематизации и закрепления знаний, умений и навыков в игровой форме, в
форме практического задания; опроса.
Итоговое оценивание носит только позитивный характер и проводится в
форме выставки творческих работ. Коллективные просмотры выполненных
работ, их анализ приучают ребят справедливо и объективно оценивать свою
работу и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Мониторинг для отслеживания результативности обучающихся. Для
отслеживания результативности достижений и стимулирования творческой
активности обучающихся ведется индивидуальный рейтинг учебных
достижений, фотоотчеты. Созданная система оценочных средств позволяет
проконтролировать каждый результат обучения и оценить его.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения обучающихся.
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдульманов Л.В. Воспитание физической культуры у детей школьного
возраста Ростов н./Д: Издательство РГПУ, 2004 г.
2. Алексеева Л. Сборник «Современность в танце» М., «Искусство», 1994 г.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.
(Упражнения, игры и пляски для детей 7-9 лет): Из опыта работы муз.
руководителей - М.: Просвещение, 1994г.
4. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное. Методические
рекомендации для воспитателей, учителей и родителей - М.: Баласс, 2004 г.
5. Менегетти А. Введение в терапию онтопсихологической музыкотерапии.
Методы эффективной психокоррекции Минск: Харвест, 1999г
6. Роот «Музыкальные сценарии» Москва АЙРИС ПРОГРЕСС 2005г.
7. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика М.: Просвещение, 1990 г.
8. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-денсе». Танцевально-игровая
гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений - СПб.: «Детство-пресс» 2003 г.
9. Холл.Д Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам [Электронный
ресурс] – ACT Астрель М., 2009 г.
10. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики
для детей [Электронный ресурс] - Ростов н./ Д: Феникс, 2008 г.
11.Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств, в формировании личности
школьника [Электронный ресурс] Ростов н.Д, 1995 г.
Для педагога
1. В.С.Терехин, Е.Н.Медведева, Е.С.Крючек, М.Ю. Баранов Теория и методика
акробатического рок-н-ролла. Актуальные проблемы подготовки спортсменов.
2-е издание, исправленное и дополненное Издательство Человек 2015г
2. Л.Н. Стуколкин Преподаватель и распорядитель бальных танцев
Издательство Лань СПБ 2010г.
3.Владимир Погорелов «Спортивные европейские бальные танцы. Медленный
вальс». Часть 1 электронная книга @ 2015г.
4.Еремина-Соленикова Евгения Владимировна «Старинные бальные танцы.
Новое время» электронная книга 2018г.
5. Н.А. Александрова, А.Л. Васильева Вальс. История и школа танца
Издательство Лань СПБ 2013г.
Для обучающихся и родителей
1.А.Максин Изучение бальных танцев Издательство Лань СПБ 2010г
2.Г.Ф. Богданов Основы хореографической драматургии. Учебное пособие
Издательство Лань СПБ 2020
Информационные ресурсы:
1 . Видео танца венский вальс http://www.youtube.com/watch?v=iHLZ_3Qup-Y
2. Фото и видео танцев http://www.4dancing.ru/blogs/060910/266/
24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пояснительная записка
Цель разработанных оценочных материалов – оценивание достигнутых
результатов обучающихся для установления их соответствия планируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы.
Задачи, которые выполняют контрольно-оценочные материалы:
установление фактического уровня предметных знаний (теоретического,
практического) и личностного развития обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
программе
для
дальнейшего
проектирования
индивидуального обучения и развития;
повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самопознанию,
самоанализу, умению планировать свою дальнейшую деятельность;
принятие педагогических решений по коррекции учебно-воспитательного
процесса.
Оценочные материалы включают два раздела:
- оценочные материалы для входного контроля;
- оценочные материалы для итогового оценивания.
Критерии оценивания заданий разработаны для каждого вида
контрольно-оценочных материалов с уровневой градацией: высокий, средний,
достаточный, начальный уровни.
I. Оценочные материалы для входного контроля
Форма проведения: внешний осмотр (масса тела, наличие физических
возможностей)
Содержание задания: определения уровня развития детей
- физическое тестирование (наличие гибкости, пластичности, силы, ловкости и
др.);
- ритмично-двигательное тестирование (наличие чувства ритма, координации
движений, двигательной памяти);
- эмоционально-образное тестирование (наличие эмоциональных реакций,
образных фантазий и др.).
II. Оценочные материалы для итогового оценивания. Оценочные материалы
включают практические задания для итогового оценивания в конце обучения
по программе
Форма проведения: выполнение практических заданий или результативность
участия в конкурсных программах (конкурсная деятельность)
Содержание задания:
Обучающиеся, которые заняли призовые места в конкурсах, фестивалях
республиканского, всероссийского, международного уровней, проходят
итоговое оценивание по результатам участия в конкурсах. Остальные
25
обучающиеся выполняют практические задания.
Практические задания
№3
№1
1. Разворот друг от друга с раскрытием
1. Поклон в реверанс
2. «Променад»
2. Позиции ног и рук
3. Маленький квадрат
3. «Лодочка»
№2
№4
1. Движения в паре вперед-назад
1. «Окошко».
2. Комбинация№1
2. Вращения в паре на носках
вокруг
3. Раскрытия
своей оси
3. Большой квадрат
Анализ результатов и подведение общих итогов по реализации программы.
Критерии оценки уровня освоения программных знаний и умений:
1. Высокий уровень - обучающийся выполняет упражнения точно, правильно
технично, эмоционально.
2. Достаточный уровень – обучающийся выполняет упражнения при
незначительных неточностях в исполнении и не эмоционален.
3. Средний уровень – обучающийся выполняет упражнения не технично,
маловыразительно.
4. Начальный уровень – обучающийся знает упражнения, слабо исполняет не
сложные упражнения
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного
процесса
(планы
конспекты
занятий,
сценарии
воспитательных мероприятий, дидактический материал), хранятся у педагога
дополнительного образования и используются в образовательном процессе.
Название блока
Введение
предмет.
Формы занятий
Формы
подведения
итогов
в Вводное
занятие.
Проведение
26
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
Инструктаж
технике
безопасности
по инструктажей
Основы
классического
танца
традиционное
занятие,
практическое
занятие,
комбинированное
занятие, репетиция
открытое занятиеАудиозаписи для акустическая
для родителей,танца
колонка
итоговая
аттестация
Основы
акробатики
традиционное
занятие,
практическое
занятие,
комбинированное
занятие, репетиция
Конкурс,
фестиваль,
концерт
Аудиозаписи для акустическая
танца
колонка
Основы
эстрадного танца
традиционное
занятие,
практическое
занятие,
комбинированное
занятие, репетиция
Конкурс,
фестиваль,
концерт
Аудиозаписи для акустическая
танца
колонка
Постановочная
работа
практическое занятие Конкурс,
фестиваль,
концерт
Аудиозаписи для акустическая
концертной
колонка
деятельности
Репетиционная
работа
практическое занятие Конкурс,
фестиваль,
концерт
Аудиозаписи для акустическая
концертной
колонка
деятельности
Концертная
деятельность
практическое занятие Конкурс,
фестиваль,
концерт
Аудиозаписи для акустическая
концертной
колонка
деятельности
Подведение
итогов
практическое занятие Конкурс,
Аудиозаписи для акустическая
фестиваль,
подведения
колонка
концерт,
итогов
открытое занятие
для родителей
27
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
объединения «Арзы»
(для средней и старшей группы)
на 2024-2025 учебный год
№
1
Тема занятия
Введение. Инструктаж по
технике безопасности
1. Партерная гимнастика
2
Изучение движений на полу.
Разминка
3
Изучение движения «береза»
4
«Мостик»
5
Исполнение и растяжка
6
Перегибы, шпагат
7
Изучение комбинаций для
расслабляющихся мышц
8
Изучение комбинации
9
Усложнение комбинации
10 Закрепление
изученного
материала
11. Закрепление
изученного
материала
2. Классический танец
12
Понятие классического танца
Итого за месяц 24ч
13 Изучение позиций рук и ног и
постановки корпуса
14 Выворотность ног, положение
головы и корпуса
15 Упражнения: Rond de jambe en
ler на полупальце
16 port de bras с Rond de jambe
партер на plié
17 plié releve на 45 гр. с demi rond
de jambe
18 Battements developpes
19 Temps releve на 45°en dehors и
en dedans
20 Battements developpes Passé на
90°
21 Grand Battements по точкам
22
23
Кол.
часов
2
Беседа
Дата
планируемая
03.09.2024
2
Изучение теории
04.09.2024
2
2
2
2
2
Отработка
Отработка
Разминка
Разминка
Закрепление
05.09.2024
10.09.2024
11.09.2024
12.09.2024
17.09.2024
2
2
2
Отработка
Отработка
Отработка
18.09.2024
19.09.2024
24.09.2024
2
Закрепление
25.09.2024
2
Теория
26.09.2024
2
Теория
01.10.2024
2
Разминка
02.10.2024
2
Изучение комбинаций
03.10.2024
2
Изучение комбинаций
08.10.2024
2
Изучение движения
09.10.2024
2
2
Изучение комбинации
Закрепление
10.10.2024
15.10.2024
2
Изучение комбинаций
16 10.2024
2
Изучение комбинаций
17.10.2024
Разминка
Изучение вращений
22.10.2023
23.10.2024
Экзерсис на середине зала
2
Поворот с 5-й позиции на 2
полупальцах на середине зала
Виды
деятельности
28
Дата
фактическая
24
Позы классического танца на 2
45, затем на 90
25 Аттитюзы, арабески на 45, 2
затем на 90
26 Элементарные Adagio (petits 2
Adagio)
27 Tanlie вперед и назад, pa de 2
bure
без перемены ног в
сторону и naepasse
Итого за месяц
28 ч
28 Прыжки на середине зала
2
29 Прыжки на эшаппе на одну 2
ногу
30 Grand shangman de pie, pti 2
shangman de pie
31 Pa glissad, jete в маленьких 2
позах , pa assambllee в позах
32 Закрепление упражнений
2
33 Постановка комбинации plie
2
34 Закрепление
2
35 Комбинация battements tendus 2
(крестом)
36 Комбинация battements jetes (с 2
правой и с левой ноги)
37 Ронд де жамб партер
2
38 Закрепление
изученного 2
материала
Итого за месяц 22ч
3. Народно – сценический танец
39 Особенности кочевого образа 2
жизни цыган. Характер и
манера исполнения цыганских
танцев
40 Основные положения рук, 2
основной
ход,
перегибы
корпуса, флик-фляки, тряска,
броски вперед
41 Изучение мужского движения 2
«Хлопушка», «Дроби».
Прослушивание и подбор
музыкальной композиции к
танцу
42 Изучение основного хода к 2
танцу « На утренней заре».
Экспозиция танца
43 Постановка завязки и развязки 2
в танце, кульминации и
финала танца. Закрепление
44 Греческий
танец. 2
Ритмичность,
координация
танцевального
движения,
Изучение движений
24.10.2024
Изучение на середине зала
29.10.2024
Закрепление
30.10.2024
Закрепление
31.10.2024
Отработка
Отработка
06.11.2024
07.11.2024
Закрепление
12.11.2024
Отработка
13112024
Теория
Отработка
Закрепление
Изучение комбинации
14.11.2024
19.11.2024
20.11.2024
21.11.2024
Изучение комбинации
26.11.2024
Изучение комбинации
Отработка
27.11.2024
28.11.2024
Теория, беседа
03.12.2024
Изучение упражнений
04.12.2024
Изучение упражнений
05.12.2024
Закрепление
10.12.2024
Отработка комбинации
11.12.2024
Теория. Беседа.
12.12.2024
29
45
46
47
48
темперамент
Изучение
элементов
греческого
сценического
танца, положения рук и ног,
одинарный и двойной ключ
Постановка, экспозиция и
завязка в танце, изучение
пружинистых ударов
Постановка
развязки,
кульминации и финала в
танце, изучение (пируэт на
каблуках)
Закрепление греческого танца
2
Отработка
17.12.2024
2
Отработка экспозиции
18.12.2024
2
Отработка развязки
19.12.2024
2
Закрепление
материала
изученного 24.12.2024
История хореографического искусства (4 часа)
49
50
Истоки западноевропейского 2
балетного театра. Развитие
техники танца
Просмотр
видеоматериала 2
«Балетная школа»
Итого за месяц 24ч
Современный танец (40 часов)
51 Изучение основных движений
Модерн – танец. Основные
понятия: Контракция. Кеф,
арка.
52 Учимся правильно дышать.
Изучение партерного станка,
plié
53 battements tendus, Rond, fondu
54 Grand Battements jete, Adagio в
стиле модерн
55 Разучивание
танцевальных
комбинаций на середине зала
и в продвижении
56 Постановка комбинации
57 Закрепление.
58 Прогон танца
Джаз танец (15). Повторение и
закрепление изученного танца
59 Разминка у станка на основе
современного джаза
60 Формирование темпоритмов
«сиккот», смещение ритма
Итого за месяц 20ч
61 Постановка
танцевальной
композиции
62 Экспозиция комбинации
Теория
25.12.2024
Коллективное обсуждение, 26.12.2024
Промежуточная аттестация,
творческое выступление
2
Отработка движений
09.01.2025
2
Дыхательная гимнастика
14..01.2025
2
2
Изучение композиции
Изучение комбинации
15.01.2025
16.01.2025
2
Отработка
21.01.2025
2
2
2
Постановка танца
Закрепление
Отработка танца
22.01.2025
23.01.2025
28.01.2025
2
Разминка
29.01.2025
2
Изучение движений танца
30.01.2025
2
Отработка движений
04.02.2025
2
Отработка движений
05.02.2025
30
63
64
65
66
67
68
Завязка
и
развязка
в
комбинации
Подбор
музыкального
материала. Закрепление
Постановка кульминации и
финала в танце. Итоговое
занятие
Контактная
импровизация.
Основы техники (release).
Работа с партнером в паре
Коллектив – как единое целое
Отработка
синхронных
движений
2
Отработка
06.02.2025
2
Отработка
11.02.2025
2
Отработка движений
12.02.2025
2
Отработка движений
13.02.2025
2
2
Изучение теории
Отработка движений
18.02.2025
19.02.2025
69
Чувство в танце, сценическое 2
мастерство
Закрепление
материала
изученного 20.02.2025
70
Коллективное исполнение
Демонстрация
материала
изученного 25.02.2025
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
2
4. Репетиция и постановка танцев
Разминка. Изучение поклона. 2
Постановка
цыганского
танца
Разминка. Станок. Прыжки. 2
Подбор
музыкального
материала
Итого за месяц 24ч.
Разминка.
Постановка 2
экспозиции в танце (выход
картинка)
Завязка в танце. Основной 2
ход
Постановка развязки в танце 2
Изучение
вращения.
Отработка
движений
с
юбками
Изучение тряски, дробушки
Постановка кульминации
Закрепление
изученного
материала
Разминка.
Постановка
финала.
Закрепление танца
2
2
2
2
2
2
Постановка
2
крымскотатарского
танца.
Экспозиция танца
Разминка.Подбор
2
музыкального материала
Итого за месяц 22ч
Разминка.
Постановка 2
Отработка движений
Отработка движений
музыкальный материал
26.02.2025
под 27.02.2025
Отработка движений
04.03.2025
Отработка движений
05.03.2025
Отработка
движений
композиции
Отработка движений
в 06.03.2025
11.03.2025
Отработка движений
Отработка движений
Отработка
движений.
Повторение.
Отработка
движений
в
композиции
Демонстрация
изученного
материала
Отработка движений
Отработка движений
музыкальный материал
Отработка движений
31
12.03.2025
13.03.2025
19.03.2025
20.03.2025
25.03.2025
26.03.2025
под 27.03.2025
01.04.2025
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
развязки в танце.
Разминка.
Постановка
кульминации в танце
Разминка.
Постановка
финала в танце
Разминка. Поклон. Станок.
Постановка
танца
на
военную
тематику
«
Солдатка»
Разминка. Поклон. Станок.
Подбор
музыкального
материала
Постановка экспозиции в
танце
Постановка завязки в танце
Закрепление. Работа над
развязкой в танце.
Постановка кульминации и
финала
Закрепление
изученного
материала
Итоговое занятие
Сценическая практика
Отработка
танцев
на
сценической площадке
Работа над синхронностью
исполнения движений
Отработка
номеров
в
костюмах
Итого за месяц 28ч
Работа
над
актерским
мастерством
Открытый
урок
«Сценический грим». Мастер
класс
Отработка
номеров
под
музыкальный материал
Отработка
движений
общения со зрителем во
время танца
Постановка массовых танцев
«Флешмоб»
Работа над общей картиной
2
Отработка движений
2
Отработка
движений
композиции
Отработка движений
2
02.04.2025
в 03.04.2025
08.04.2025
2
Отработка движений
музыкальный материал
2
Отработка движений
2
2
Отработка
движений
композиции
Отработка движений
2
Отработка движений
17.04.2025
2
22.04.2025
2
Повторение
изученного
материала
Повторение
изученного
материала
Демонстрация
изученного
материала
Отработка движений
2
Отработка движений
30.04.2025
2
Демонстрация
материала
Работа в парах
изученного 06.05.2025
07.05.2025
изученного 13.05.2025
2
Демонстрация
материала
Отработка
2
Отработка движений
2
Демонстрация
изученного 20.05.2025
материала
Отработка движений
21.05.2025
2
2
2
2
Работа над синхронностью 2
движений
Отработка быстрой части 2
танца
Разминка.
Перестроение 2
рисунка танца
32
10.04.2025
в 15.04.2025
16.04.2025
23.04.2025
24.04.2025
29.04.2025
14.05.2025
Отработка движений
Отработка
композиции
под 09.04.2025
движений
15.05.2025
22.05.2025
в 27.05.2025
107
108
Отработка
Закрепление.
Итоговое занятие
номера. 2
2
Повторение
материала
Повторение
материала.
танца
Итого за месяц 22ч.
Итого 216 часов
33
изученного 28.05.2025
изученного 29.05.2025
Демонстрация
Приложение 4
План воспитательной работы (ПВР)
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
обучающихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и
национальное самосознание обучающихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества обучающихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа обучающихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья обучающихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений
обучающихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному
участию в работе объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, гостиная
(поэтическая, музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита
проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты,
экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные,
групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социальнопедагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание
Название мероприятия
День знаний
День окончания Второй мировой
войны
День солидарности в борьбе с
34
Дата
проведения
сентябрь
Ответственный
терроризмом
Международный день памяти
жертв фашизма
День учителя
День народного единства
День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России
День Государственного герба
Российской Федерации
День неизвестного солдата
День Героев Отечества
Международный день родного
языка
День защитника Отечества
10 лет со Дня воссоединения
Крыма с Россией
День памяти о геноциде
советского народа нацистами и
их пособниками в годы Великой
Отечественной войны
День Победы
День славянской письменности и
культуры
Всемирный день Земли
Праздник Весны и Труда
Семейное воспитание
Духовнонравственное
(Нравственноэстетическое
воспитание)
Профилактика
правонарушений
Международный день пожилых
людей
День отца в России
День матери в России
День туризма
Всемирный день здоровья
Международный день пожилых
людей
Международный день музыки
День защиты животных
Международный день школьных
библиотек
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтера) в
России
Международный женский день
Всемирный день театра
Месячник безопасности.
Месячник
противодействия экстремизму и
терроризму
35
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май
апрель
май
октябрь
ноябрь
сентябрь
апрель
октябрь
декабрь
март
в течении
года
Сценарий воспитательного мероприятия
«День Государственного герба Российской Федерации»
Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.
Задачи:
1) познакомить с понятием «государственные символы – ГЕРБ»;
2) способствовать формированию чувства гордости за достижения своей
страны;
3) учить бережному отношению к историческому наследию и традициям
народов России.
Оборудование: виды флагов, кассета с песней о России, 5 пословиц, символы
государства – флаг, герб; виды гербов.
Оборудование для учащихся: клей; цветные карандаши; разрезные детали
герба «щит, 3 короны, держава, скипетр».
Ход воспитательного мероприятия
1. Вводная часть
(Слушание песни о Родине)
- О чѐм эта песня?
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок –
улица, дом, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина,
а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая
общая великая Родина. Каждый чело – век любит свою Родину. А любить свою
Родину – значит жить с ней одной жизнью.
- Кто желает нам рассказать стихи о Родине?
(Чтение стихов учащимися.)
- Какие вы знаете пословицы о Родине?
(Зачитывание учащимися пословиц.)
- А теперь попробуем составить пословицы о Родине.
- У всех на партах лежат 5 разрезанных пословиц. Вы должны по смыслу
подобрать к началу пословицы еѐ конец.
Работа в парах
(Дети собирают 5 разрезанных пословиц.)
Всякому мила – своя сторона.
Родная землица – и во сне снится.
Родина – мать, умей за неѐ постоять.
Нет в мире краше – Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
- Проверим как вы составили эти пословицы.
(Дети проверяют как они составили пословицы, на доске прикрепляю всю
пословицу.)
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Видно, что вы знаете
пословицы, умеете их составлять, объяснять.
36
2. Основная часть
- Давайте вспомним, как называется страна, в которой вы живѐте? (Россия.)
- В каком государстве вы живѐте? (РФ.)
- Назовите столицу нашего государства? (Москва.)
- Ребята, сегодня я вам расскажу о появлении и становлении Российского герба.
- Давайте вспомним, какие символы государства вы знаете? (Гимн, флаг, герб.)
- На прошлом занятии мы говорили о Российском флаге. Посмотрите на доску и
выберите из множества флагов – Российский флаг.
(Использую 6 видов флагов разных государств и среди них флаг РФ)
- Почему вы решили, что это Российский флаг? (3 цвета и их расположение.)
- Каково значение цветов Российского флага? (Белый цвет – означает мир и
чистоту совести; синий цвет – небо, верность, правду; красный цвет – огонь и
отвагу.)
- А где вы видели Российский флаг? (На государственных учреждениях; в
особо торжественные дни гордо реет над государственными учреждениями.)
- Почему иногда флаг бывает приспущен? (В стране – траур.)
- А как выглядит герб России?
(Показ Российского герба.)
У России величавой
На гербе орѐл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- Где вы могли увидеть герб России? (Паспорт, грамоты, диплом и др.)
- Ребята, посмотрите на данные герба, попробуйте выделить герб РФ.
(Использую 8 видов гербов разных государств и среди них герб РФ.)
- Вы правильно выбрали герб РФ – государственный символ нашего
государства.
- Рассмотрите внимательно герб и расскажите, что вы видите?
Сразу выделяется фон герба – красный. А это цвет – жизни. На фоне красного
щита – золотой двуглавый орѐл. Правой лапой он сжимает скипетр. В его левой
лапе держава - в виде золотого шара. Над головами орла мы видим короны. В
давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня
они напоминают нам об историческом прошлом нашего государства.
- Что вы видите на груди у орла? (Всадника на коне.)
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это
Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается
синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьѐ, которое помогло ему
победить змея.
- Почему змей чѐрный? (Чѐрный цвет – зло.)
37
Чѐрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет
дракона копытами. Двуглавый орѐл является символом России уже более 500
лет.
- У каждого на парте лежат части герба. Попробуйте сложить герб в
правильной последовательности.
(Вырезание, наклеивание, раскрашивание.)
- Вот теперь мы знаем, как выглядит герб нашей Родины – России. Мы также
знаем, что гербы имеют очень давнюю историю.
- Что же собой представляет герб? (Изображение золотого орла на красном
поле.)
- Почему 2 головы у орла? (Оборона от запада до востока.)
- Что означают 3 короны на голове у орла?
Три короны над ними скреплѐнные единой лентой, символизируют кровное
братство и единую историю трѐх народов – русских, украинцев и белорусов.
- Что в когтях у орла? Что они означают?
Скипетр и держава – выражает вечность государственных устоев нашего
Отечества.
3. Итог воспитательного мероприятия
- О чѐм шла речь?
- Что же такое герб?
Относиться к гербу надо с уважением, так как это символ нашего государства.
Не одно государство не может существовать без этого символа.
- Заканчивая наше воспитательное мероприятие, я бы хотела чтением
стихотворения:
«Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите еѐ тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неѐ нам не жить.
Берегите еѐ,
Чтобы вечно ей быть!»
38
Приложение 5
Лист корректировки
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Арзы» средняя группа
№
п/п
Причина корректировки
Дата
39
Согласование с
директором
(подпись)
Лист корректировки
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Арзы» старшая группа
№
п/п
Причина корректировки
Дата
40
Согласование с
директором
(подпись)
41