Барабанщики

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы..……………..3 стр.
1.1.
Пояснительная записка……………………………………...............3 стр.
1.2.
Цель и задачи программы………………………………………..9 стр.
1.3.
Воспитательный потенциал программы……………………….11 стр.
1.4.
Содержание программы………………………………………...11 стр.
1.5.
Планируемые результаты. ……………………………………...14 стр.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.. ………16 стр.
2.1.
Календарный учебный график..…………………………….... .16 стр.
2.2.
Условия реализации программы..…………………………..... .16 стр.
2.3.
Формы аттестации..…………………………………………… .18 стр.
Список литературы …………………………………………………………20 стр.
Приложения …………………………………………………………..……...21 стр.
Приложение 1. Оценочные материалы
Приложение 2. Методические материалы
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование
Приложение 4. План воспитательной работы
Приложение 5. Лист корректировки

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Введение
Среди многочисленных средств воздействия на подростков, важное место
занимает необычайно популярный сегодня элемент церемониального действа –
шествие барабанщиков и барабанщиц. Деятельность ансамбля барабанщиц
широко используется в музыкальном оформлении праздников, массовых
мероприятий: институциональных, городских, региональных. Парады, слеты,
смотры благодаря ансамблю барабанщиц проходят более значительно,
торжественно, впечатляюще и интересно.
Ансамбль барабанщиц является динамичной и гибкой формой коллективного
исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха,
воспитание коллективной и творческой дисциплины. Ансамбль барабанщиц это не только игра на инструментах, но и танцевальные перестроения - дефиле.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Барабанщики» разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
- Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
- Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
- Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждѐнной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016г. №
642 (в действующей редакции);
- Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
3

- Национального проекта «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальны проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г.
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
- Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года» (в действующей редакции);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закона Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р
«О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
- Постановления Совета министров Республики Крым от 20.07.2023г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
4

формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановления Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов
на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
- Постановления Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письма Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
- Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
5

интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым, утвержденного распоряжением управления образования и
молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым от
17.04.2024 г. № 236.
Программа является модифицированной и разработана на основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Барабаны» педагога дополнительного образования Губина Ярослава
Владимировича, МБОУ ДО ЦРТ «Уголек», г. Новокузнецк, 2022 год.
В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебнотематическом плане, содержании, режиме занятий.
Программа имеет художественную направленность и ориентирована на
развитие музыкальных способностей и творческого потенциала обучающихся.
Актуальность программы. Концепция развития дополнительного
образования детей в Российской Федерации провозгласила приоритетом
современного дополнительного образования превращение жизненного
пространства в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию
личности, где воспитание учащихся начинается с формирования мотивации к
творчеству, в том числе музыкальному и приобщению к ценностям и
традициям музыкальной российской и мировой культуры.
Для того чтобы учащиеся имели возможность и желание приобретать эти
ценности и осваивать традиции, необходимо такое музыкальное образование,
которое было бы привлекательно и интересно для детей и подростков.
Данными характеристиками вполне обладает обучение игре на барабанах.
Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет
возможность обучающимся приобщиться к музыкальному искусству,
познакомиться с ударными инструментами, научиться играть несложные
произведения. Выявление творческих способностей у детей любого возраста в
процессе реализации программы позволяет целенаправленно в дальнейшем
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для обучения
и жизни. Обучение игре на барабанах открывает мир новых звуков, помогает
развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к музыке, что
помогает педагогу создать эффективную целенаправленную систему вхождения
юного человека в мир искусства, а обучающемуся лучше познать себя и свои
возможности, развить свои способности в области музыкального
исполнительства.
Кроме того, сегодня программа является, востребована подростками, так
как помогает не только развиваться творчески, но и стать популярным в среде
сверстников, найти себе друзей по интересам.
Новизна программы в том, что она разработана для детей, которые сами
стремятся научиться играть на инструментах, главный акцент ставится на
6

музицирование, исполнение популярной музыки, творческое развитие
учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки
самостоятельной игры на ударных инструментах. При этом дети имеют разные
стартовые способности.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней были
максимально учтены все современные требования к исполнителю на ударных
инструментах:
1. Обогащение содержания новыми разделами: дефиле, индивидуальная
работа, проектная деятельность, концертная деятельность (социально значимые
мероприятия);
2. Расширение учебного и концертного репертуара;
3. Исполнение музыкальных произведений под минус с использованием
элементов шоу.
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
возрастными особенностями обучающихся: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана расширить творческий потенциал, сформировать нравственно –
эстетические чувства и основы музыкальных навыков и нацелена не только на
получение детьми определенных знаний и инструментальных навыков, но и на
формирование умения применять их в будущей взрослой жизни с целью
успешной социализации в окружающей действительности, а также для
профессионального самоопределения.
Реализация программы проводится в соответствии с основными
педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к
неизвестному. Занятие состоит из следующих разделов: теоретический
материал, техническое развитие, работа над ритмическими заданиями, работа
над пьесами. Ведется работа над ансамблевым исполнением в целом и с
каждым участником ансамбля индивидуально. Процесс обучения строится,
опираясь на индивидуальные особенности детей - интеллектуальные,
физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень их подготовки.
Адресат программы - обучающиеся от 9 до 13 лет. Программа
предусматривает свободный набор учащихся в учебные группы на
добровольной основе детей, не имеющих специальной подготовки. Программа
подготовлена по принципу доступности учебного материала и соответствия его
объема возрастным особенностям.
Возрастные особенности обучающихся. В подростковый период
внутренний мир ребенка приобретает повышенную чувственность. У ребенка
часто меняется настроение, меняются интересы, идеалы. В то же время он
начинает осознавать свою уникальность и неповторимость. Особое значение
имеет самовыражение, поэтому необходимо подержать ребенка, привлечь к
чему-то интересному и важному.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого
развития, обучающиеся успешно овладевают основными навыками
звукоизвлечения, отработкой несложных ритмических рисунков и упражнений.
У них усиленно развивается координация движения рук. К 13 годам
7

обучающиеся способны уже достаточно долго сохранять внимание и выполнять
произвольно заданную программу действий.
Обучающиеся формируются в группу с учетом возрастных,
индивидуальных особенностей. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Поступающие в творческое
объединение могут иметь разный стартовый возраст и обладать разными
природными метроритмическими способностями (могу повторить/прохлопать
элементарный ритмический рисунок).
Наполняемость в группе составляет 15 человек.
Объѐм и срок освоения программы - программа предусматривает
реализацию в течение одного года (108 часов) - 36 учебных недель. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 108
часов.
Расписание занятий составляется для каждой группы с учетом
обеспечения благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, в
соответствии с их возрастными особенностями, согласовывается с
пожеланиями обучающихся и их родителей (законных представителей).
Уровень программы - базовый. Базовый уровень программы
реализуется в течении одного года обучения, предусматривает развитие у
обучающихся активности, самостоятельности креативности в решении
творческих задач. Обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе
ударной группы, совершенствуют технику игры на ударных инструментах,
развивают умения сотрудничать, создавать творческие номера, участвовать в
конкурсных и концертных программах.
В процессе освоения базового уровня программа предусматривается
накопление базовых знаний, умений и навыков, что способствует не только
успешности обучения, но и создает возможности для творческой продуктивной
деятельности, формирования устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности, развитию творческих способностей обучающихся. На базовом
уровне программы формируются важные коммуникативные и личностные
качества детей, развивается способности самооценки, промежуточного
контроля в самостоятельной деятельности, потребности работать на результат.
Формы обучения: реализация программы предусматривает очную форму
обучения, при необходимости - с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Программа реализуется в сетевой форме в помещениях, выделенных
МБОУ Почетненский УВК на основе договора безвозмездного пользования
помещением.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в группах постоянного состава, сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом. Максимальная наполняемость группы
15 человек. Возраст обучающихся от 9 до 13 лет. Возрастной разрыв в рамках
одной группы от 1 до 4 лет. В группу принимаются все желающие, достигшие
указанного возраста. Набор в группы проводится посредством подачи заявки в
АИС «Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления
8

родителем (законным представителем).
Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1
академическому часу в день (45 минут). Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения – 324 часа (3 группы, каждая по 3
часа в неделю).
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие врожденных музыкально-творческих
способностей обучающегося на основе приобретаемых им знаний, умений и
навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на ударных
инструментах простейшие произведения различных жанров и форм а также
воспитание творческой личности ребенка, развитие его духовного мира и
личностных качеств средствами обучения игры на ударных инструментах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих
задач:
Образовательные (предметные):
- Обучать элементарным исполнительским навыкам игры на ударных
инструментах;
- Обучать основам навыков ансамблевой игры, чтения с листа простейшего
текста;
- Обучать некоторым необходимым навыкам для самостоятельного
музицирования;
- Формировать навыки самостоятельной работы над качеством исполнения;
- Способствовать овладению основами аккомпанемента;
- Освоить элементарную теорию музыки;
- Изучить основные термины и определениями в области музыкального
искусства;
- Совершенствовать технику игры на малом барабане;
- Совершенствовать технику игры под метроном;
- Формировать исполнительские навыки на различных ударных инструментах
(на малом барабане, на ударной установке, перкуссии);
- Обучить основам сценической культуры;
- Совершенствовать игровую технику на ударных инструментах;
- Формировать чувство ритма в ансамблевом исполнительстве.
- Научить нормам взаимодействия в ансамблевой работе;
- Совершенствовать технику игры в ансамблевом исполнении;
- Способствовать активизации творческой деятельности;
- Освоить образовательную программу базового уровня; обеспечить участие в
муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях не менее 50%
обучающихся с включением в число победителей и призеров не менее 10%
обучающихся.
Развивающие(метапредметные):
- Развивать творческий потенциал, способность оригинально мыслить
самостоятельно решать творческие задачи;
9

- Развивать мотивацию и интересы в своей творческой и познавательной
деятельности;
- Способствовать развитию навыков выполнения учебных задач с применением
собственных возможностей их решения;
- Развивать способности правильно оценивать результаты творческой
деятельности;
- Развивать умения работать в коллективе; добиваться результативности в
совместной деятельности;
- Способствовать развитию основ самоконтроля, самооценки.
Воспитательные (личностные):
- Воспитывать усидчивость и трудолюбие;
- Воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации;
- Содействовать закреплению установки на здоровый образ жизни;
- Развивать музыкальный, эстетический и художественный вкус, способность
эмоционального восприятия музыки;
- Способствовать повышению общекультурного и нравственного уровня;
- Содействовать развитию социальной активности, гражданской позиции,
патриотизма;
- Способствовать утверждению положительных нравственных, духовных,
общечеловеческих ориентиров;
- Воспитывать ценностного отношения к человеку, труду, семье, природе,
своему краю, Родине.

10

1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Барабанщики» направлена
на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской
культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке творческих
работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание
чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах
различного уровня, направленных на развитие творческих способностей
обучающихся. Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к техническим занятиям и уровня личностных достижений
обучающихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному
участию в работе объединения.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
Базовый уровень, группа №1,2,3
№
Наименование раздела,
п/п
темы
1. Вводное занятие.
2. Основы нотной грамоты.

Учебные часы
Всего Теория Практика
1
1
4
5
9

3.

Постановка игрового аппарата.

6

-

6

4.

2

2

-

5.

Музыкально -образовательная
беседа.
Инструктивный материал.

20

2

18

6.

Чтение с листа.

22

2

20

7.

Работа над техникой под
метроном.
Укрепление и развитие
игрового аппарата.
Работа над репертуаром.

6

2

4

10

2

8

30

2

28

2
108

17

2
91

8.
9.

10. Итоговое занятие.
Всего :

Содержание учебного плана
для групп №1, 2,3
1. Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час)
Знакомство педагога с обучающимися.
11

Форма аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Отчетное выступление

Обсуждение

организационных

вопросов. Инструктаж по технике безопасности. Правила пожарной
безопасности. Правила поведения на занятии. Знакомство с традициями и
правилами ансамбля, с расписанием занятий. Выявление метроритмических
способностей ребѐнка.
Первичная аттестация в форме проведения опроса обучающихся
2. Основы нотной грамоты (9 часов)
Теория (4 часа)
Знакомство с группой ударных инструментов: малый барабан, тарелка,
коробочки, треугольник, цилиндрические барабаны, большой барабан, бубен,
маракасы, колокольчики, а также с историей их развития. Знакомство с нотной
грамотой. Изучение элементарной теории музыки: понятие метра, ритма,
размера, сильные и слабые доли такта, сочетание различных ритмических
блоков, условные знаки сокращенного письма.
Практика (5 часов)
Упражнение на написание скрипичного ключа, нот на нотном стане, пауз
разной длительности. Упражнение на исполнение нот разной длительности.
Задания на определение размера, количество длительностей в такте.
Тренировка счѐта во время игры. Упражнения на исполнение затакта, акцента.
Подготовительные упражнения для организации первоначальных игровых
движений. Формирование первоначальных представлений про основные
способы звукоизвлечения. Формирование первоначальных аппликатурных
навыков.
3. Постановка игрового аппарата (6 часов)
Практика (6 часов)
Прослушивание музыки выдающихся барабанщиков. Определение их техники
игры и темпа. Освоение ритмических упражнений по школе К.Купинского.
Освоение ритмических упражнений по школе Т.Егоровой. Освоение
ритмических упражнений по школе В.Штеймана.
4. Музыкально – образовательная беседа (2 часа)
Теория (2 часа)
Слушание различных ансамблей ударных инструментов, место ударных
инструментов в современных оркестрах.
5. Инструктивный материал (20 часов)
Теория (2 часа)
Знакомство с различными сборниками упражнений и этюдов для малого
барабана, ознакомление с важностью упражнений и этюдов для достижения
профессионального мастерства музыканта.
Практика (18 часов)
Отработка одиночных ударов. Освоение ритмических упражнений по школе К.
Купинского, Т. Егоровой, В. Штеймана. Работа над приемом тремоло.
Разучивание несложных этюдов для ударных инструментов.
6. Чтение с листа (22 часа)
Теория (2 часа)
Освоение навыка чтения нот, изучая все особенности построения нотного
текста. Знакомство с упражнениями для читки с листа, важность хорошей
12

читки с листа для музыканта.
Практика (20 часов)
Разбор предложенного нотного текста. Исполнение несложных нотных текстов.
Чтение несложных ритмических рисунков. Самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация в форме выполнения несложных индивидуальных
заданий (этюды)
7. Работа над техникой под метроном (6 часов)
Теория (2 часа)
Знакомство с метрономом, как необходимым инструментом для развития
ритмичности и ровности в исполнении музыкальных произведений.
Практика (4 часа)
Исполнение несложных этюдов под метроном. Освоение ритмических
упражнений по школе К. Купинского, Т. Егоровой, В. Штеймана. Работа над
приемом тремоло. Разучивание несложных этюдов для ударных инструментов.
8. Укрепление и развитие игрового аппарата (10 часов)
Теория (2 часа)
Ознакомление с термином «игровой аппарат», важность игрового аппарата в
исполнительстве.
Практика (8 часов)
На малом барабане Постановка рук. Разучивание и выполнение упражнений на
глухом барабане (подушка) - одиночные удары правой рукой. Разучивание и
выполнение упражнений на глухом барабане (подушка) - одиночные удары
левой рукой. Разучивание и отработка упражнений «простые двойки» в ровном
темпе, в медленном темпе, с ускорением. Разучивание и отработка упражнений
«простые двойки» с замедлением (для наиболее способных учеников –
упражнение «сложные двойки» с отскоком. Разучивание и отработка
упражнений на соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные,
четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, (с акцентом на
сильной доле такта).
На большом барабане Постановка рук. Разучивание и выполнение
упражнений на глухом барабане (подушка) - одиночные удары правой рукой.
Разучивание и отработка упражнений «простые двойки» в ровном темпе, в
медленном темпе, с ускорением. Разучивание и отработка упражнений на
соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные,
восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, (с акцентом на сильной доле
такта).
9. Работа над репертуаром (30 часов)
Теория (2 часа)
Знакомство с репертуаром. Подбор репертуара, анализ произведений, разбор по
тактам, динамические оттенки и штрихи.
Практика (28 часов)
Работа над ансамблевым исполнением, художественным образом,
динамическим развитием, метроритмической согласованностью. Разучивание и
свободное исполнение этюдов.
9.
Итоговое занятие (1 час)
13

Практика (1 час)
Итоговая аттестация в форме выполнения индивидуальных
(демонстрация выученных этюдов). Отчетное выступление.

заданий

1.5. Планируемые результаты
Предметными результатами освоения обучающимися содержания
программы являются следующие умения:
- Знать основные музыкальные термины;
- Знать строение инструмента;
- Читать с листа этюды средней сложности;
- Правильно держать инструмент;
- Самостоятельно разбирать метроритмические упражнения и этюды;
- Исполнять 4-5 разнохарактерных произведений;
- В доступной форме объяснить правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
- Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг;
- Технически правильно выполнять двигательные действия в сочетании с
игрой на музыкальных инструментах, и применять эти навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях,
соблюдая при этом технику безопасности;
- Выполнять танцевальные и маршевые композиции выразительно и в
соответствии с музыкальным сопровождением.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания
программы являются следующие умения:
- Проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
- Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
- Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;
- Организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований ее
безопасности, сохранности реквизита и оборудования, организации места
занятий;
- Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
- Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
14

признаки в движениях и передвижениях человека;
- Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
- Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения.

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график для групп №1,2,3
Общее количество учебных часов/ Общее количество учебных недель - 108/36
Дата начала занятий - 04.09.2024
Дата окончания занятий - 31.05.2024
Продолжительность каникул (зимние каникулы)
Распределение учебного времени по месяцам
Кол-во учебных дней

Кол-во часов в месяц

Аттестация, формы
контроля

сентябрь

12

12

Вводный контроль

октябрь

13

13

ноябрь

14

14

Практика

декабрь

12

12

Промежуточное
аттестация

январь

10

10

февраль

12

12

март

11

11

апрель

13

13

май

10

11

Итого

107

108

Месяц

Практика

Итоговая аттестация

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее
педагогическое образование (бакалавр, магистр), знать специфику
художественной направленности и дополнительного образования. Педагог
должен владеть базовыми навыками работы с музыкальными инструментами,
компьютерной техникой и программным обеспечением, средствами
телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска в
сети Интернет, электронной почтой и т.д.), иметь навыки и опыт обучения и
самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. Педагог
дополнительного образования должен обладать компетенциями в соответствии
с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Барабанщики» необходимо следующее
16

материально-техническое обеспечение:
№
Оборудование (материалы)
п/п
1. Ноутбук
с
акустической
системой (или моноблок)
2. Метроном
3. Малые барабаны
4. Ксилофон
5. Ударная установка
6. Бонго
7. Маракасы

Количество
На объединение
1
1
1
1
1
1
1

2.2.3. Методическое обеспечение
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: основными формами являются
лекция, беседа, практическое занятие, творческие задания, проекты, участие в
выставках, конкурсах и соревнованиях, мастер-класс, презентация, семинар,
открытое занятие.
Педагогические технологии: технология разноуровневого обучения,
технология
проблемного
обучения,
технология
исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета,
подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент;
- актуализация знаний: повторение темы;
- основная часть (изложение теории);
- выполнение заданий;
- проверка правильности выполнения заданий;
- заключительная часть: подведение итогов.
Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую
литературу и методические разработки для обеспечения образовательного и
воспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, планыконспекты занятий, годовой план воспитательной работы, сценарии
воспитательных мероприятий, дидактический материал и т.д.), является
приложением к программе, а также является образцом для разработки учебновоспитательного комплекса. Оригиналы хранятся у педагога дополнительного
образования и используются в образовательном процессе.
Программа предполагает проведение теоретических и практических
занятий. Предпочтение отдается практическим занятиям, которые позволяют
сформировать практико-ориентированные умения и навыки у обучающихся.

17

2.2.4. Информационное обеспечение
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер - классы;
дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия,
практические работы, таблицы, схемы.
Интернет-ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
01.04.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационныепедагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения:01.04.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/(Дата обращения: 01.04.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
2.3. Формы аттестации/контроля
Мониторинг образовательных результатов по программе каждого
обучающегося, проводится в три этапа:
- Первичная аттестация осуществляется в начале учебного года.
Изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, личностные
качества ребенка. Аттестация проводится в форме опроса.
- Промежуточная аттестация осуществляется по итогам первого
полугодия в середине года. Оценивается динамика освоения предметного
содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Аттестация проводится в форме индивидуальных заданий (этюды).
- Итоговая аттестация проходит в конце учебного года с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка,
его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее обучение. Аттестация проводится в форме
индивидуальных заданий (этюды).
Используются разнообразные формы проведения промежуточной
аттестации: наблюдение, устный фронтальный опрос, устный индивидуальный
опрос, тестирование, сольное выступление, выступления на различных
площадках, открытые занятия, участие в смотрах и конкурсах различного
уровня. Знания, умения и навыки проверяются посредством исполнения
музыкального репертуара по нотам и наизусть на уроках, контрольных срезах,
концертах.
Итоговый
контроль
выполнения
программы дополнительного
образования проводится в следующих формах:
18

- Просмотр;
- Открытое занятие;
- Творческий отчет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аудиозапись, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио,
фото, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс,
концерт, фестиваль, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.
Список программных произведений
1. В. Снегерѐв – пьеса для малого барабана;
2. Марш из кинофильма «Старая-старая сказка»;
3. Пьесы из сборника для ксилофона и малого барабана Т. Егоровой и
Шейтман;
4. К. Купинский «Марш№2».
5. В. Волков «Марш 9 мая».
6. Торжественный марш «Фанфары»;
7. Андрей Петров «Гусарский марш»;
8. Пьесы из сборника для ксилофона и малого барабана Т. Егоровой и
Шейтман; К. Кудрявцев – Марш
9. Аккомпанемент на блюзовую форму в стиле «Swing».
10. JAZZ – Big Band,
11. JAZZ – Count Basie,
12. JAZZ – Duke Ellington,
13. Country Slow – D. Hassell,
14. Shuffle one - D. Hassell,
15. Rock Slow- D. Hassell,
16. ROCK – Ray Charles

19

В.

В.

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Купинский К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. - М., 1951
2. К. Купинский «Школа игры на ударных инструментах. Издательство
«Музыа» Москва 1982.
3. В.Зиневич, В.Борин «Курс игры на ударных инструментах 1 и 2 частях.
Издательство «Музыка» Ленинград.
4. В. Шховера «70 этюдов для малого барабана» Польское издание, 1972
5. В. Ловецкий «Маленькие пьесы для ударных инструментов» Издательство
«Композитор» Санкт – Петербург, 2003.
6. Т. Егорова, В. Штейман «Хрестоматия для ксилофона и малого барабана»
Москва «Музыка» 1991.
7. И. Стойко Школа игры на ударных инструментах
8. Хрестоматия педагогического репертуар для ударных инструментов. Сост. Т.
Егорова, Штейман В. 1973 г.
9. Джефф Стронг. Перевод с английского А.В. Ковалевского «Ударные
инструменты» Издательство «Диалектика» 2005. 5
10. Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956
11. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957
12. Ритмические упражнения для малого барабана. / Сост. Егорова Т., Штейман
В. - М., 1970
13. Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964
14. Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970
15. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.
Теоретические проблемы. М., 1998
16. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М.,
1986. С. 65-81
17. Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов. Сост.
Егорова Т., Штейман В. - М., 1973
18. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. Егорова Т., В.
Штейман. - М., 1985
Список литературы для учащихся
1. Дадионов А.Е. Начальная теория музыки. М.: ИД Катанского,
242 с.
2. Способин И.В . Элементарная теория музыки. М.: Музыка,
– 356 с.

2015. –
1980г.

Список литературы для родителей
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение,
1968. –
414 с.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста. М.: Владос, 2000. – 304 с.
20

Приложения
Приложение 1
Оценочные материалы
Входная диагностика вокальных способностей
Тест - игра на изучение чувства ритма «Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Предлагаемый материал
1. Детская песня «Дин-дон»
2. Детская песня «Петушок»
3. М. Карасев «Елочка»
Педагог предлагает ребѐнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши
еѐ метрический рисунок. Затем ребѐнку предлагается «спрятать» голос и
«спеть» одними ладошками.
Критерии оценки:
- высокий уровень - точное, безошибочное воспроизведение метрического
рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов;
- средний уровень воспроизведение метра с одним-двумя метрическими
нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шѐпотом)
- слабый уровень - адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов;
- низкий уровень неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи
голоса.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома»
П.И.Чайковского:
1. «Утреннее размышление»
2. «Сладкая грѐза»
3. «Баба-Яга»
4. «Болезнь куклы»
5. «Игра в лошадки»
Ребѐнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать
определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы
представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребѐнку для
выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребѐнку предлагается
нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время
прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребѐнку предлагается
двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания
музыкального фрагмента.
Критерии оценки: высокий уровень эмоциональной отзывчивости
характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоциональнообразного содержания музыки. Креативность самовыражения ребѐнка в
21

изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих
особенностях формы самовыражения:
оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество
новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на
один музыкальный материал - ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости
характеризуется
способностью
к конгруэнтно
репродуктивной форме
отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов,
вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей
изобразительной и вербальной характеристикой ребѐнком своих переживаний и
мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего
отображения) - ребенок зачисляется на базовый уровень;
низкий
уровень
эмоционально-образного
осмысления
характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребѐнка от проекции своих
состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже
на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в
невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же
уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребѐнка в
ситуации - ребенок зачисляется на стартовый уровень.
Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного
компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора
музыкальных
ориентаций,
характеризующих
музыкальные
вкусы
(поведенческие реакции) личности.
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических
ориентаций ребѐнка с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе
или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и
радио?
Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
22

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической
направленности ответов ребѐнка:
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным
видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребѐнком
произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров) ребенок зачисляется на базовый уровень;
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным
предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров
(конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные,
классические эталоны музыки - ребенок зачисляется на стартовый уровень;
низкий уровень - развития когнитивного компонента музыкальных
предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным
интересом к музыкальным видам деятельности - ребенок зачисляется на
стартовый уровень.
Критерии оценивания результатов обучения
Параметры /
Критерии
1. Достаточность
знаний и умений
творчески их
применять (в
соответствии с
темами)
2. Наличие умений и
навыков для
исполнительства на
музыкальном
инструменте

3. Сформированность
личных качеств

4. Уровень развития
познавательной

Уровни
Низкий
Средний
Знакомство с
Свободное
терминами и
оперирование
понятиями, понимание базовыми
их смысла
понятиями, умение
использовать их в
практической
деятельности
Проявление умений и
Включается в
навыков, необходимых работу легко,
для исполнительства на большинство
музыкальном
заданий выполняет
инструменте,
с интересом, но
поддерживается
навыки и умения
педагогом. Выполняет необходимые для
задания на
исполнительств а на
репродуктивном уровне музыкальном
инструменте,
проявляет не всегда
Интерес к
Интерес к
исполнительству на
исполнительств у
музыкальном
на музыкальном
инструменте
инструменте
практически не
проявляет, но не
проявляется,
участвует в
поддерживается
творческих формах
педагогом
и коллективных
творческих делах
Уровень активности,
Ребенок
самостоятельност и
недостаточно
23

Высокий
Умение использовать
эффективно знания в
практической
деятельности

Владеет навыками
организации своего
труда, планирования
операций, к
выполнению заданий
подходит творчески

Смотивирован на
занятия музыкальным
исполнительством ,
показывает высокие
результаты участия в
творческих формах
(концертах,
конкурсах,
фестивалях)
Ребенок
любознателен,

активности,
самостоятельности

5. Способность к
сотрудничеству

6. Навыки
воспитанности

ребенка низкий, при
выполнении заданий
требуется постоянная
внешняя стимуляция,
любознательность не
проявляется

активен, задания
выполняет с
интересом,
самостоятельно, не
нуждаясь в
дополнительных
внешних стимулах,
находит новые
способы решения
заданий
В совместной
Способен к
Проявляет
деятельности не
взаимодействи ю и эмоционально
пытается договориться, сотрудничеству
позитивное
не может прийти к
(групповая и парная отношение к
согласию, настаивает на работа; дискуссии; процессу
своем, конфликтует или коллективное
сотрудничества;
игнорирует других
решение учебных
ориентируется на
задач)
партнера по
общению, умеет
слушать собеседника,
совместно
планировать,
договариваться и
распределять
функции в ходе
выполнения задания,
осуществлять
взаимопомощь.
Не умеет работать в
Умеет работать в
Умеет работать в
коллективе,
коллективе,
коллективе,
неуважительно
уважительно
уважительно
относится к
относится к
относится к
окружающим, к
окружающим,
окружающим, к
народным традициям,
умеет быть
народным традициям,
не может быть
аккуратным,
умеет быть
терпеливым,
трудолюбивым,
терпеливым,
аккуратным,
доводит начатое
аккуратным,
трудолюбивым, не
дело до конца
трудолюбивым,
доводит начатое дело до
доводит начатое дело
конца
до конца

24

активен и
самостоятелен, при
выполнении
заданий требуется
внешняя
стимуляция, круг
интересующих
вопросов довольно
узок

Приложение 2
Методические материалы
Методические
материалы
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Барабанщики» включают в себя календарнотематическое планирование, планы-конспекты занятий, план воспитательной
работы, дидактический материал. Оригиналы материалов хранятся у педагога
дополнительного образования и используются в образовательном процессе.
Методическая разработка занятия
Тема: «Введение»
Цель – познакомить со спецификой предмета, заинтересовать ребенка при
помощи средств музыкальной выразительности и наглядной демонстрацией
итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
Обучающие: - познакомить с понятием «Ритм», и «музыкальный слух»,
- познакомить с инструментом (устройство малого барабана);
- обучить проговаривать и отстукивать простейшую ритмическую
комбинацию;
Развивающие:
развивать
навыки
проговаривания
и
«отстукивания» ритма при помощи подручных средств.
Воспитательные: воспитывать чувство терпения, сосредоточенности,
коллективности. Оборудование и материалы: малый барабан, барабанные
палочки, гладкая поверхность (столы, стулья), музыкальные композиции: марш
«Гренадер», марш из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации детской деятельности:
эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений,
социальные
методы: создание ситуации
взаимопомощи,
создание
эмоционально-нравственных ситуаций, анализ жизненных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий и операций:
словесные методы: рассказ, прослушивание,
наглядные методы: использование наглядных материалов (фотографии,
плакаты), использование аудио- и видеоматериалов (видеоролики с
выступлений, запись музыкальных произведений), практические методы:
включение детей в коллективную творческую деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля: анализ деятельности детей
на занятии. Форма для занятия: свободная.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Возраст детей: 9 – 13 лет.
План занятия:
1. Организационный момент.
- проверка готовности к занятию.
- озвучивание цели и задач занятия.
- построение в одну линию или в шахматном порядке (зависит от количества
присутствующих)
25

2. Теоретическая часть.
- беседа с детьми на тему «Значение ритма и музыкального слуха при игре на
малом барабане»,
- способы озвучивания ритма
3. Практическая часть.
- разучивание простейших ритмических рисунков (проговаривание)
- варианты исполнения ритмических рисунков при помощи подручных средств
4. Подведение итогов занятия.
- исполнение разученного ритмического рисунка, обозначающего окончание
занятия.
Ход занятия
Под знаменитые марши в зал заходят обучающиеся.
Педагог - Здравствуйте! Меня зовут Зиновий Михайлович.
У. – называют свои имена.
Прежде чем начать наше занятие, хотелось бы вас спросить: кто и что является
неотъемлемой частью любого торжественного парада?
Учащиеся - музыка.
П. - а кто исполняет музыку, на параде и какая она?
У. - (дети) оркестр, торжественная, марши.
Педагог включает видеоролик, на котором обучающиеся видят
торжественный парад при участии духового оркестра и барабанщиков.
П - Цель нашего сегодняшнего занятия – это познакомит вас с работой отрядом
и сделать так, чтобы по окончании урока каждый из вас захотел бы обучаться
мастерству барабанщиков. Каким же образом мы построим наше с вами
занятие? Для начала, я познакомлю вас с одним из видов ударных
инструментов – малым барабаном, затем вы познакомитесь с некоторыми
понятиями, необходимыми для изучения предмета. Ну и конечно, попробуем
«побарабанить» при помощи подручных средств.
П – Наверняка, все знают, что барабан это …
У – ударный инструмент
П.- совершенно верно, это ударный инструмент с неопределенной высотой
звучания. Видов барабанов не мало, но нас интересует малый барабан, он же
маршевый, он же военный, он же рабочий. Малый барабан - один из основных
ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других
жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких
экземплярах разных размеров).
П. – А играют на барабанах…
У.- барабанными палочками
П. – и не только ими, например, при исполнении медленных композиций в
джазе помимо палочек используется иногда пара специальных щѐток,
которыми музыкант совершает круговые движения, создавая лѐгкое
«шуршание», служащее звуковым фоном для солирующего инструмента или
голоса.
П. – А как вы думаете, что еще необходимо человеку, который собирается
играть на таком инструменте?
26

У. - …
П. – Для игры на любом музыкальном инструменте помимо самого
инструмента еще необходимо наличие у исполнителя музыкального слуха.
Может быть, кто-нибудь из вас знает что это и для чего он нужен музыканту?
У. – Для того, чтобы исполнять правильно мелодии.
П. – Музыкальный слух — совокупность способностей человека, позволяющих
ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные еѐ
достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество,
необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального
искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все
профессиональные композиторы, музыканты исполнители, звукорежиссѐры,
музыковеды. Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной
одарѐнностью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной
восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими
образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и
психологических переживаний. Существует множество разновидностей
музыкального слуха, но нам интересен ритмический слух — способность
активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. И еще одно
необходимое слово – ритм. Ритм - также неоднозначное понятие. Кто знает
какой бывает ритм?
У. – музыкальный, ритм сердца и пр.
П. – Итак, Ритм (с греч.) — размеренность, такт, стройность, соразмерность.
Существует несколько значений этого слова: Чередование каких-либо
элементов (например, звуковых или речевых), происходящее с определенной
последовательностью, частотой; Скорость протекания, совершения чего-либо;
Ритм — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. СXVII
века в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм,
основанный на чередовании сильных и слабых долей. Системой организации
ритма служит метр, за звучание в музыке отвечает ритм-группа; Ритм
(стихотворный) Нас с вами интересует музыкальный ритм. Ритм в музыке —
соотношение длительностей звуков в их последовательности. Длительность
музыкального звука (обычно одновременно с его высотой) фиксируют с
помощью нот, ритмической нотации. Музыкальные звуки различны по своей
длительности, вследствие чего между ними создаются определенные,
временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности
нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий
ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок
и есть ритм. Ритм не привязан, ни к каким абсолютным единицам измерения
времени, в нѐм заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит
дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.). Но, помним, что
существует и стихотворный ритм. А почему я к нему вернулась?! Все потому,
что барабанный ритм (ритмический рисунок) также можно проговаривать. И
сейчас я вам покажу как. Например выучим такой рисунок: «Там-там, там-тамтам-пам».
27

Педагог проговаривает предлагаемый ритмический рисунок. Ученики его
запоминают и проговаривают по очереди, следуя заданному ритму.
П. – Молодцы! А теперь этот же ритмический рисунок мы с вами попробуем
простучать. «Там» - это хлопки по коленям, а «Пам» - хлопок в ладоши.
Педагог показывает. Ученики исполняют сначала по очереди, затем все вместе.
Педагог показывает пример исполнения данного ритмического рисунка на
малом барабане.
П. – А теперь разделимся на две группы. Первая группа исполняет первую
часть и последнюю («Там-там, там-там-там-пам»), а вторая группа исполняет
вторую часть («Там-там, там-там-там-пам»), а я подыграю вам на барабане.
П. – Молодцы! Мне кажется, у нас получился отличный ансамбль. Огромное
вам спасибо за урок. До свидания. Изучение нового материала:
П: Дети, сейчас я попрошу вас перечислить все варианты наших с вами
маршировок (ответы детей).
П: Всѐ верно. Сегодня мы начнем работу с самым сложным – движением
линией. Что такое линия? Какие линии вы знаете? -Мы с вами сейчас говорим о
какой линии? -Как вы представляете себе движение линией? - Почему я
называю это движение самым сложным? -Давайте попробуем работая уже
хорошо изученным упражнением двигаться к линии (выполнение квадрата
двумя колоннами). - Давайте посмотрим на доску (изображение схемы
движения линией) - В чем заключается сложность движения линии? - Двух
линий? Сейчас давайте вернемся к видео материалам и угадаем, какой новый
элемент нам нужно добавить? -Давайте попробуем (Игра в линии. Маршировка
на месте. Маршировка в движении линией. Выполнение. Анализ.)
Заключительная часть. Подведение итогов.
П: Молодцы ребята! Теперь можно занять свои места на середине зала для
подведения итогов занятия. Скажите, пожалуйста, что было сложным? Что
было легко? Что было интересным? (ответы детей)
П: Вы молодцы! Наша задача творить, использовать движения и нести
торжественность и красоту. Я вам желаю удачи, и жду вас на следующее
занятие через 15 минут.
Список литературы
1. «Ритмика и танец» программа для отделения общеэстетического образования
и хореографических отделений школ исскуств. М. 1980
2. «Современная хореография и спорт» - программа по современным
эстрадноспортивным танцам. Суворова Е.В.
3. «СА-фи-Денс» танцевально-игровая гимнастика для детей С.-П. 2001
4. «Хореография в спорте» Морель Ф.Р.М. ФиС 2011.

28

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование для группы №1,2,3
№

Наименование темы занятия

Кол-во
часов

Дата по
расписанию

По
плану
Сентябрь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
традициями и правилами ансамбля, с
расписанием занятий. Выявление
метроритмических
способностей
ребѐнка.
Основы нотной грамоты.
Знакомство с нотной грамотой.
Изучение
элементарной
теории
музыки: понятие метра, ритма,
размера, сильные и слабые доли
такта.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Задания на определение размера,
количество длительностей в такте.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Тренировка счѐта во время игры.
Упражнения на исполнение затакта,
акцента.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Подготовительные упражнения для
организации
первоначальных
игровых движений.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Подготовительные упражнения для
организации
первоначальных
игровых движений.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Подготовительные упражнения для
организации
первоначальных
игровых движений.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Подготовительные упражнения для
организации
первоначальных
игровых движений.
Применение на практике различных

Форма Примечание
аттестации/ (корректиро
контроля
вка)

По
факту
Входной
контроль

1

04.09

Чтение нот
с листа
1

06.09

1

07.09

1

11.09

1

13.09

1

14.09

1

18.09

1

20.09

1

21.09

10.

длительностей в разных размерах.
Подготовительные упражнения для
организации
первоначальных
игровых движений.
Применение на практике различных
длительностей в разных размерах.
Подготовительные упражнения для
организации
первоначальных
игровых движений.
Постановка игрового аппарата.
Освоение ритмических упражнений
по школе В.Штеймана.

11.

12.

Освоение ритмических упражнений.
В.Штеймана.

1

25.09

1

27.09

1

28.09

Демонстра
ция
навыков
настройки
и монтажа
игрового
аппарата.

12
Октябрь
13.
14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.
23.
24.

Освоение ритмических упражнений
по школе К.Купинского.
Освоение ритмических упражнений
по школе К.Купинского.
Освоение ритмических упражнений
по школе Т.Егоровой.
Знакомство
с
различными
сборниками упражнений и этюдов
для малого барабана.
Освоение ритмических упражнений
по школе Т.Егоровой.
Музыкально
образовательная
беседа.
Слушание различных ансамблей
ударных инструментов.
Музыкально образовательная беседа
Слушание различных ансамблей
ударных инструментов.
Инструктивный
материал.
Знакомство
с
различными
сборниками упражнений и этюдов.
Знакомство
с
различными
сборниками упражнений и этюдов
для малого барабана.
Отработка одиночных ударов.
Отработка одиночных ударов.
Освоение ритмических
упражнений К.Купинского.
Освоение ритмических
упражнений К.Купинского.

1

02.10

1

04.10

1

05.10

1

09.10
беседа

1

11.10

1

12.10

1

16.10

1

18.10

1
1

19.10
23.10

1

25.10

1

26.10
30

Демонстра
ция
навыков.

25.

Освоение ритмических упражнений
Т.Егоровой.

1

30.10

13
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Ноябрь
Освоение ритмических упражнений
Т.Егоровой.
Освоение ритмических упражнений
В.Штеймана.
Освоение ритмических упражнений
В.Штеймана.
Освоение ритмических упражнений
В.Штеймана.
Освоение ритмических упражнений
В.Штеймана.
Работа над приемом тремоло.
Работа над приемом тремоло.
Работа над приемом тремоло.
Работа над приемом тремоло.
Этюды для ударных инструментов.
Этюды для ударных инструментов.
Этюды для ударных инструментов.
Этюды для ударных инструментов.
Чтение с листа. Знакомство с
упражнениями для читки с листа.

1

01.11

1

02.11

1

06.11

1

08.11

1

09.11

1
1
1
1
1
1
1
1

13.11
15.11
16.11
20.11
22.11
23.11
27.11
29.11

1

30.11

Чтение с
листа

14
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Декабрь
Знакомство с упражнениями для
читки с листа.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Освоение навыка чтения нот.
Особенности построения нотного
текста.
Разбор
предложенного
нотного
текста.
Исполнение
несложных
нотных
текстов.
Исполнение
несложных
нотных
текстов.
Исполнение
несложных
нотных
текстов.
Исполнение
несложных
нотных
текстов.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Промежуточная аттестация

51.

1

04.12

1

06.12

1

07.12

1

11.12

1

13.12

1

14.12

1

18.12

1

20.12

1

21.12

1

25.12

1

27.12

1
Итого за месяц

28.12

12
31

Демонстра
ция
навыков

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Итого за 1 полугодие
Январь
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Чтение несложных ритмических
рисунков.
Работа над техникой под метроном
Знакомство с метрономом.

61.

51
1

10.01

1

11.01

1

15.01

1

17.01

1

18.01

1

22.01

1

24.01

1

25.01

1

29.01

1

31.01

Исполнени
е заданных
этюдов или
упражнени
й под
метроном
на разных
темпах.

10
62.
63.
64.

65
66.

67.

Февраль
Исполнение
несложных
этюдов под метроном.
Исполнение
несложных
этюдов под метроном.
«Игровой
аппарат»,
важность
игрового
аппарата в
исполнительстве.
Освоение ритмических упражнений
по школе К. Купинского, Т.
Егоровой, В. Штеймана.
Разучивание несложных этюдов для
ударных инструментов
Укрепление и развитие игрового
аппарата.

01.02
1

05.02

1

07.02

1

08.02

1

12.02

1

14.02

32

Оценка
способност
ик
импровиза
ции с
использова
нием
различных
техник,
которые

были
изучены.
68.

69.

70.

71.

72.

73.

«Игровой
аппарат»,
важность
игрового
аппарата в
исполнительстве.
Совершенствование соразмерности
силы ударов правой и левой рук.
Постановка рук. Разучивание и
выполнение упражнений на глухом
барабане
Разучивание и отработка упражнений
«простые двойки» в ровном темпе, в
медленном темпе, с ускорением.

1

15.02

1

19.02

1

21.02

1

22.02

более
сложных,
упражнений
и

1

26.02

более
сложных,
упражнений
и

1

28.02

Разучивание и отработка упражнений на
соотношение длительностей нот и пауз в
размерах: 2/4, 3/4, 4/4.

Исполнение
ритмических
рисунков.
Исполнение
ритмических
рисунков.

12

74.

75.

76.

Март
Исполнение
более
сложных,
ритмических
упражнений
и
рисунков.
Исполнение
более
сложных,
ритмических
упражнений
и
рисунков.
Исполнение
более
сложных,
ритмических
упражнений
и
рисунков.
Работа над репертуаром.

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

85.
86.
87.

Знакомство с репертуаром
Подбор репертуара
Анализ произведений
Анализ произведений
Разбор по тактам
Разбор по тактам
Разбор по тактам
Апрель
Работа
над
исполнением
Работа
над
исполнением
Работа
над
исполнением

ансамблевым
ансамблевым
ансамблевым

1

05.03

1

07.03

1

12.03

1

14.03

1
1
1
1
1
1
1
11

15.03
19.03
21.03
22.03
26.03
28.03
29.03

1

02.04

1

04.04

1

05.04
33

Демонстра
ция
навыков

88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.

98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.

Работа
над
ансамблевым
исполнением
Работа над художественным образом
Работа над художественным образом
Работа над художественным образом
Работа над художественным образом
Работа над художественным образом
Работа над динамическим развитием
Работа над динамическим развитием
Работа над динамическим развитием
Работа над динамическим развитием
Май
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Работа
над
метроритмической
согласованностью.
Итоговое занятие. Повторение и
обобщение. Итоговаяаттестация.

1

09.04

1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

11.04
12.04
16.04
18.04
19.04
23.04
25.04
26.04
30.04

1

07.05

1

14.05

1

16.05

1

17.05

1

21.05

1

23.05

2

24.05

1

28.05

1

30.05

1

31.05
11

Итого за год

108

34

Отчетное
выступлен
ие

Приложение 4
План воспитательной работы
Воспитательная работа в рамках программы направлена на воспитание
чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям
а также воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях кружка, учреждения, города, благотворительных акциях,
выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах
различного уровня.
№

1.

2.

3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.

13.

Наименование

Направление

Сентябрь
Проведение инструктажа по технике Здоровьесберегающее
безопасности и правилам поведения во
время занятий.
Беседа «О безопасности при угрозе Здоровьесберегающее
возникновения нештатных ситуаций
различного характера, угрожающих
жизни
и
здоровью.
Об
административной
и
уголовной
ответственности
за
совершение
правонарушений и преступлений».
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
«Неделя добрых дел» просветительская
акция
волонтерского
отряда.
Проведение акции «Белый цветок».
Международный день памяти Жертв Духовно-нравственное
фашизма. Международный день мира.
Родительское собрание.
Духовно-нравственное
Беседа «Безопасность на дорогах». Здоровьесберегающее
Акция «Внимание, дети!». ПДД «Знай,
умей, соблюдай!».
Октябрь
Беседа «День учителя – всемирный Общекультурное
праздник».
Беседа
«Крепкая
семья – Духовно-нравственное
сильное государство»
День пожилого человека. Акция
«Забота!».
Беседа «О профилактике простудных Здоровьесберегающее
заболеваний гриппа и ОРВИ»
Всероссийский Урок «Экология и Общеинтеллектуальное
энергосбережение» в рамках фестиваля
«#Вместеярче»
Ноябрь
Беседа «Всемирный день милосердия»
Духовно-нравственное
35

Дата
проведения(факт)

14.
15.

16.
17.

18.
19.
20.

21.

22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

День Матери. Мастер – класс ко дню
Матери.
Беседа «Международный день отказа от Здоровьесберегающее
курения «Скажи нет!»
Декабрь
Беседа «Главный Закон страны».
Общекультурное
Беседа, посвященная Международному Духовно-нравственное
дню инвалидов «Люди, сильные
духом».
День неизвестного солдата,
День
героев Отечества.
Участие в конкурсе «Морозные узоры».
Беседа «О поведении на зимних Профилактическое
каникулах,
противопожарной
безопасности,
безопасном
использовании
пиротехнических
изделий.
О
соблюдении
правил
дорожного движения» .
Январь
Беседа «О безопасности при угрозе Профилактическое
возникновения нештатных ситуаций
различного характера, угрожающих
жизни
и
здоровью.
Об
административной
и
уголовной
ответственности за совершение
правонарушений и преступлений».
Беседы «День Республики Крым».
Общекультурное
Международный День Спасибо
Культурно-досуговое
Беседа «Сделай правильный выбор!».
Здоровьесберегающее
Февраль
Беседа «Есть такая профессия – Родину Общекультурное
защищать!». Выпуск школьной газеты
«Я-патриот!».
Участие в дне Российской науки, Общеинтеллектуальное
научном квесте «Интеллектуальный
лабиринт».
Беседа «Профилактика простудных Здоровьесберегающее
заболеваний».
Март
Беседа «Закон обо мне, мне о Законе».
Общеинтеллектуальное
Международный
женский
день. Общеинтеллектуальное
Концерт «8 марта».
Участие в конкурсе «Весенняя капель». Культурно-досуговое
День воссоединения Крыма с Россией.
Неделя детской и юношеской книги, Культурно-досуговое
фримаркет «Поменяйся книгой».
Апрель
Беседа
«Освобождение
города Общекультурное
Симферополя от немецко-фашистских
захватчиков».
День
космонавтики.
Заочное
36

35.

36.
37.
38.

39.

путешествие «Наша галактика».
Беседа, посвященная Международному
дню Земли «Эта Земля твоя и моя».
Май
Беседа «Поклонитесь Матери солдата». Духовно-нравственное
Акция «Георгиевская ленточка».
Вахта памяти. Дети-герои Великой
Отечественной войны (встреча с
ветеранами).
Беседа «Укусы насекомых и змей. Профилактическое
Оказание доврачебной помощи».

37

Сценарий воспитательного мероприятия
«День Государственного герба Российской Федерации»
Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.
Задачи:
1) познакомить с понятием «государственные символы – ГЕРБ»;
2) способствовать формированию чувства гордости за достижения своей
страны;
3) учить бережному отношению к историческому наследию и традициям
народов России.
Оборудование: виды флагов, кассета с песней о России, 5 пословиц, символы
государства – флаг, герб; виды гербов.
Оборудование для учащихся: клей; цветные карандаши; разрезные детали
герба «щит, 3 короны, держава, скипетр».
Ход воспитательного мероприятия
1. Вводная часть
(Слушание песни о Родине)
- О чѐм эта песня?
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок –
улица, дом, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина,
а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая
общая великая Родина. Каждый чело – век любит свою Родину. А любить свою
Родину – значит жить с ней одной жизнью.
- Кто желает нам рассказать стихи о Родине?
(Чтение стихов учащимися.)
- Какие вы знаете пословицы о Родине?
(Зачитывание учащимися пословиц.)
- А теперь попробуем составить пословицы о Родине.
- У всех на партах лежат 5 разрезанных пословиц. Вы должны по смыслу
подобрать к началу пословицы еѐ конец.
Работа в парах
(Дети собирают 5 разрезанных пословиц.)
Всякому мила – своя сторона.
Родная землица – и во сне снится.
Родина – мать, умей за неѐ постоять.
Нет в мире краше – Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
- Проверим как вы составили эти пословицы.
(Дети проверяют как они составили пословицы, на доске прикрепляю всю
пословицу.)
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Видно, что вы знаете
пословицы, умеете их составлять, объяснять.
2. Основная часть
38

- Давайте вспомним, как называется страна, в которой вы живѐте? (Россия.)
- В каком государстве вы живѐте? (РФ.)
- Назовите столицу нашего государства? (Москва.)
- Ребята, сегодня я вам расскажу о появлении и становлении Российского герба.
- Давайте вспомним, какие символы государства вы знаете? (Гимн, флаг, герб.)
- На прошлом занятии мы говорили о Российском флаге. Посмотрите на доску и
выберите из множества флагов – Российский флаг.
(Использую 6 видов флагов разных государств и среди них флаг РФ)
- Почему вы решили, что это Российский флаг? (3 цвета и их расположение.)
- Каково значение цветов Российского флага? (Белый цвет – означает мир и
чистоту совести; синий цвет – небо, верность, правду; красный цвет – огонь и
отвагу.)
- А где вы видели Российский флаг? (На государственных учреждениях; в
особо торжественные дни гордо реет над государственными учреждениями.)
- Почему иногда флаг бывает приспущен? (В стране – траур.)
- А как выглядит герб России?
(Показ Российского герба.)
У России величавой
На гербе орѐл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- Где вы могли увидеть герб России? (Паспорт, грамоты, диплом и др.)
- Ребята, посмотрите на данные герба, попробуйте выделить герб РФ.
(Использую 8 видов гербов разных государств и среди них герб РФ.)
- Вы правильно выбрали герб РФ – государственный символ нашего
государства.
- Рассмотрите внимательно герб и расскажите, что вы видите?
Сразу выделяется фон герба – красный. А это цвет – жизни. На фоне красного
щита – золотой двуглавый орѐл. Правой лапой он сжимает скипетр. В его левой
лапе держава - в виде золотого шара. Над головами орла мы видим короны. В
давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня
они напоминают нам об историческом прошлом нашего государства.
- Что вы видите на груди у орла? (Всадника на коне.)
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это
Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается
синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьѐ, которое помогло ему
победить змея.
- Почему змей чѐрный? (Чѐрный цвет – зло.)
Чѐрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет
дракона копытами. Двуглавый орѐл является символом России уже более 500
лет.
-У каждого на парте лежат части герба. Попробуйте сложить герб в правильной
последовательности.
39

(Вырезание, наклеивание, раскрашивание.)
- Вот теперь мы знаем, как выглядит герб нашей Родины – России. Мы также
знаем, что гербы имеют очень давнюю историю.
- Что же собой представляет герб? (Изображение золотого орла на красном
поле.)
- Почему 2 головы у орла? (Оборона от запада до востока.)
- Что означают 3 короны на голове у орла?
Три короны над ними скреплѐнные единой лентой, символизируют кровное
братство и единую историю трѐх народов – русских, украинцев и белорусов.
- Что в когтях у орла? Что они означают?
Скипетр и держава – выражает вечность государственных устоев нашего
Отечества.
3. Итог воспитательного мероприятия
- О чѐм шла речь?
- Что же такое герб?
Относиться к гербу надо с уважением, так как это символ нашего государства.
Не одно государство не может существовать без этого символа.
- Заканчивая наше воспитательное мероприятие, я бы хотела чтением
стихотворения:
« Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите еѐ тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неѐ нам не жить.
Берегите еѐ,
Чтобы вечно ей быть!»

40

Приложение 4

№
п/п

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Барабанщики»
Причина корректировки
Дата
Согласование с
директором
(подпись)

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».