1
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы..………….….3 стр.
1.1.
Пояснительная записка……………………………………..............3 стр.
1.2.
Цель и задачи программы…………………………………….….....8 стр.
1.3.
Воспитательный потенциал программы…………………….…......9 стр.
1.4.
Содержание программы……………………………………….......10 стр.
1.5.
Планируемые результаты. ……………………………...……........15 стр.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.. ………17 стр.
2.1.
Календарный учебный график..…………………………….....….17 стр.
2.2.
Условия реализации программы..…………………………...........17 стр.
2.3.
Формы аттестации..……………………………………………… .19 стр.
Список литературы …………………………………………………………20 стр.
Приложения …………………………………………………………..….…..23 стр.
Приложение 1. Оценочные материалы.
Приложение 2. Методические материалы.
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 4. План воспитательной работы.
Приложение 5. Лист корректировки.
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Ведение
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что–то из окружающего мира, а
живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой
красотой» В.Л. Сухомлинский.
В современном мире, где визуальная культура играет важную роль,
умение рисовать становится не только средством самовыражения, но и важным
навыком, способствующим развитию креативного мышления. Программа
направлена на создание условий для творческой деятельности детей, что
способствует их всестороннему развитию и социализации.
Нормативно – правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебна кисть» разработана на основе требований:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждѐнная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016г. № 642
(в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» (в действующей редакции);
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальны проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
3
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г.
№ 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
4
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
5
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым утвержденный распоряжением Управления образования и
молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым от 17
апреля 2024 г. № 236.
Направленность программы:
Программа
«Волшебная
кисть»
имеет
художественную
направленность и является модифицированной.
За
основу
была
взята
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Страна художников» (автор - Березина А.М.,
педагог дополнительного образования, г. Тула, 2000 г.;).
6
В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебнотематическом плане, содержании, режиме занятий.
Актуальность программы
Обусловлена тем, что она способствует развитию духовного мира
ребенка, самореализации обучающегося в изобразительной деятельности,
помогает сделать профессиональный выбор, стать автором уникальных
произведений.
Новизна программы:
заключается в том, что знания по теории изобразительного искусства
обучающиеся получают в контексте практического применения изученных
понятий, это предоставляет возможность детям изучать теоретические вопросы
в их деятельностно-практическом аспекте. Благодаря такому обучению дети с
легкостью усваивают новые знания и приобретают умения.
Отличительная особенность данной программы
является возможность выявления одарѐнных детей в области
изобразительного искусства, открывает возможность каждому ребѐнку
попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства, выбрать
приоритетное направление и максимально реализоваться в нѐм.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство
приобщить детей к творчеству.
Педагогическая целесообразность
Программа имеет базовый уровень освоения, ее организационносодержательные компоненты, а также ее методическое сопровождение
подобраны в соответствии с особенностями организации процесса обучения
художественным дисциплинам в изостудии.
Программа дает возможность ребенку раскрыться, реализовать свои
творческие возможности, почувствовать свои особенности, своеобразие
мышления, обрести творческую уверенность и повысить самооценку.
Начиная с первого года обучения, обучающиеся приобщаются к
художественной деятельности, успешным результатом которой является
постоянное участие в массовых творческих проектах различного уровня
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей любого пола 10 -16 лет.
Объем и сроки освоения программы.
Данная программа реализуется в течение 1 года. Количество часов 1 года
обучения составляет — 144 часа в год (по 2 часа 2 раза в неделю).
Уровень программы.
Данная программа имеет базовый уровень обучения.
Формы обучения
Форма обучения – очная. Форма проведения занятий - аудиторная. Основной
формой учебной и воспитательной работы является групповое занятие. В
данных условиях осуществляется индивидуальный педагогический подход к
7
каждому обучающемуся. Программа, по необходимости, реализуется с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Организация образовательного процесса
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части. К
теоретической части относятся вводные беседы по теме занятия, основы
теории и истории искусства, основы изобразительной грамоты. Практическая
часть — это основная самостоятельная деятельность обучающихся
направленная на реализацию авторской творческой идеи.
Программа реализуется в сетевой форме в помещениях, выделенных
МБОУ Зеленонивский УВК имени Героя Советского Союза М.К. Тимошенко
на основе договора безвозмездного пользования помещением.
Форма занятий: Учебное занятие (практическое занятие), выставка,
просмотр, экскурсия, пленэр, мастер-класс. Чтобы избежать переутомления, в
течение занятия неоднократно меняется характер деятельности детей,
обязательно используются перерыв, на котором проводится гимнастика для
глаз, рук и плечевого пояса.
Набор в группы проводится посредством подачи заявки в АИС
«Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления родителем
(законным представителем) или самим ребенком, достигшим 14-ти лет, и
согласия на обработку персональных данных в письменном виде, а также
медицинской справки, позволяющей находится в детском коллективе,
заниматься выбранным видом деятельности.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 академический час – 45
мин.).
Основной формой обучения являются групповые занятия. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность каждого занятия
составляет 45 минут. Занятия проводятся в групповых коллективах
численностью до 20 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы - раскрыть и развить творческий потенциал
каждого ребенка средствами изобразительного искусства.
Цель определяет следующие задачи:
1) Образовательные (предметные, обучающие): научить: техникам
работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами;
рисованию с натуры, по памяти, воображению; теоретическим основам
рисунка, живописи, композиции; отличать особенности творчества
выдающихся художников прошлого и настоящего; использовать средства
информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач
в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения
творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
композиции; планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
8
художественно-творческих задач; рационально строить, анализировать и
корректировать самостоятельную творческую деятельность; анализировать
деятельность других обучающихся и давать ей оценку.
2) Развивающие (метапредметные):развивать пространственное
мышление, композиционную грамотность, логику; развивать оценочноаналитические способности учащихся; формировать практические навыки в
работе художественными материалами; развивать у детей чувственноэмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;
формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать
свою деятельность; определять еѐ проблемы и их причины; содержать в
порядке своѐ рабочее место); развивать коммуникативные умения и навыки,
обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение
(адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать
помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
3) Воспитательные (личностные): развивать интерес к окружающему
миру, красоте природы родного края; воспитывать интерес и любовь к
искусству, к занятиям художественным творчеством; формировать трудовую и
творческую активность, усидчивость и целеустремленность; формировать
культуру чувств, художественного вкуса учащихся; воспитывать чувства
ответственности за результат работы; формировать потребности в творческом
самовыражении; формировать уважительное отношение к искусству родной
страны, разных стран и народов.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волшебная кисть» является важным аспектом,
который способствует всестороннему развитию личности ребенка. Основные
направления этого потенциала:
1. Развитие творческих способностей: способствует формированию
креативного мышления, помогает детям выражать свои эмоции и идеи через
художественные средства.
2. Эстетическое воспитание: развивают у детей чувство красоты,
помогают им лучше понимать и воспринимать окружающий мир, формируют
эстетические вкусы.
3. Социальные навыки: В процессе коллективной работы над проектами
или выставками дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать идеи,
принимать критику и работать в команде.
4. Культурное воспитание: Изучение истории искусства, различных
стилей и техник помогает детям осознавать культурное наследие, развивает
интерес к искусству и культуре в целом.
5. Личностное развитие: способствуют формированию уверенности в
себе, самовыражению и самореализации. Дети учатся ставить цели и
добиваться их.
9
6. Эмоциональное развитие: Искусство является мощным средством для
выражения эмоций. Работа с цветом, формой и текстурой помогает детям
разобраться в своих чувствах и эмоциях.
7. Критическое мышление: Обсуждение произведений искусства, анализ
различных подходов и техник развивает у детей критическое мышление и
способность к самостоятельной оценке.
8. Терпимость и уважение к различиям: Изучение искусства разных
культур способствует формированию толерантности и уважения к
многообразию.
Таким образом, дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебная кисть» не только развивает художественные навыки, но и
способствует гармоничному развитию личности ребенка, формируя важные
социальные и эмоциональные компетенции.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах
различного уровня, направленных на развитие художественных способностей
обучающихся. Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к техническим занятиям и уровня личностных достижений
учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в
работе объединения.
1.4. Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№
п/п
Наименование
раздела, темы
Всего Аудиторные
Форма аттестации/
часов часы
контроля
Теори Практик
я
а
1.
Введение в
программу
2
2
-
2.
Композиция
26
6
20
10
Вводный контроль:
кроссворд, выполнение
творческой работы,
самооценка выполненной
работы, выставка
Текущий контроль:
фронтальный опрос, тест,
выполнение
практической работы,
самооценка
педагогическое
наблюдение.
Промежуточная
аттестация: выполнение
практической
работы.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
6.
7.
8.
Рисунок
Силуэт - одно из
средств создания
лаконичных
обобщенных
изображений
реальных
предметов
Форма,
конструкция и
штрих в передаче
объема
Живопись
Мир акварельных
красок
24
14
6
2
18
12
Выставка
10
2
8
Выставка
24
8
4
2
20
6
Многообразие
мира с
гуашевыми
красками
Живопись с натуры
6
6
10
2
8
Мир песочной
фантазии
Формирование
ЗОЖ
18
2
16
4
2
2
Мы и музей
Конкурсная,
выставочная
деятельность
20
24
2
2
18
22
11
Текущий контроль:
фронтальный опрос,
выполнение
практической работы,
упражнения
Фронтальный опрос,
выполнение
практической работы
Текущий контроль:
фронтальный опрос,
выполнение
практической работы
Педагогическое
наблюдение, конкурсы
и выставки
Выставка
Текущий контроль:
педагогическое
наблюдение,
практическая работа,
конкурс, выставка
Итоговое занятие .
Отчетная выставка
работ обучающихся
объединения.
Подведение итогов
за учебный год
Итого
9.
2
-
2
144
26
118
Итоговый проект
Содержание учебного плана
1.
Введение в программу (2 часа)
Теория: Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Плана
работы на новый учебный год. Изобразительные материалы художника: масло,
темпера, соус. Виды мольбертов.
2.
Композиция (26 часов)
Теория: Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое
целое (произведение) сюжета художественного материала, художественной
формы и технических приемов исполнения. Творческое использование
основных приемов и средств композиции на примере произведений
художников разных эпох. Приемы выделения композиционного центра:
увеличение или
уменьшение размеров
главного в
композиции;
противопоставление главного второстепенному; подчинение второстепенного
главному. Своеобразие композиционных приемов в искусстве портрета,
натюрморта, пейзажа, бытовой картины (П. Федотов, В. Петров, Б. Кустодиев,
П. Кончаловский, А. Головин, М. Нестеров и др.). Процесс поиска образца
картины: эскизы, этюды, наброски. Творчество В. Сурикова. Работа В.
Сурикова над картиной «Боярыня Морозова».
Практика :
а) «Сказка» с использованием эскизов. Коллаж или живопись (по выбору
обучающегося). Тестирование;
б) «Семейные традиции» (с использованием набросков с натуры и эскизов);
в) композиция в пейзаже (с эскизами). Викторина по теоретическим знаниям.
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование,
выполнение практической работы, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация: викторина,
выполнение практической работы.
3.
Рисунок (24 часа)
Тема 3.1. Силуэт - одно из средств создания лаконичных обобщенных
изображений реальных предметов
Теория. Понятие «силуэта». Силуэтные образы в графике, отражающие разный
характер предметов (сплошной, фигурный). Силуэты природных форм:
горизонтально и вертикально ориентированные. Графический материал: тушь.
Практика:
а) Силуэты различных предметов (черная краска или тушь);
12
б) «Необычный мир» - сюжетно – силуэтная композиция на свободную тему
(тушь).
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, выполнение
практической творческой работы, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Тема 3.2. Форма, конструкция и штрих в передаче объема
Теория. Характер штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная,
дугообразная, спиралевидная, спокойная, нервная) в передаче материальности
фактуры предмета и его формы. Технология создания необходимого тона
штриховкой
простым
карандашом
(параллельными
штрихами,
пересекающимися, накладывающимися друг на друга; короткими или
длинными штрихами). Понятие в рисунке тональности, граней и плоскостей в
предметах. Выявления предмета в рисунке тоном. Этапы построение шара.
Передача тональности и объема куба, цилиндра, кувшина (вазы), шара
штриховкой. Особенности рисунков Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И.
Шишкина, В. Серова, В.Лебедева, В. Фаворского.
Практика:
а) «Шахматная доска» – передача разной тональностью шахматных клеток от
светлых до самых темных (сверху вниз);
б) тональный рисунок куба;
в) тональный рисунок цилиндра. Викторина;
г) тональный рисунок шара. Игра «Кому принадлежит?»;
д) тональный рисунок натюрморта, состоящего из 2 простых предметов без
драпировки (кувшин и фрукт) (боковое освещение).
Формы контроля. Текущий контроль: игра, фронтальный опрос, выполнение
практической работы, самооценка выполненной работы, педагогическое
наблюдение. Промежуточная аттестация: викторина, выполнение практической
работы.
4.
Живопись (24 часа)
Тема 4.1. Мир акварельных красок
Теория. Понятие техник «лессировка», «аля-прим». Получение звучных,
чистых, сложных, мягких цветовых сочетаний. Различные колористические
решения в творчестве художников – акварелистов.
Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе
(И. Левитан, Н. Рерих, В. Ван Гог, К. Коро). Разнообразие творческих манер
художников на примере картин Рембрандта, К. Моне, В. Серова, ПетроваВодкина.
Практика:
а) упражнения по технике акварельной живописи;
б) пейзажи в технике «аля-прим».
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, выполнение
практической работы, упражнения, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Тема 4.2. Многообразие мира с гуашевыми красками
13
Теория. Понятия «оттенок», «гамма». Особенности использования оттенков
цветового круга в колористическом решении живописных образов. Связь
музыки и живописи. Правила передачи света, теней и воздуха в пейзаже.
Особенности техники рисования пальцами. Колорит в передаче пространства,
света, воздуха в произведениях Э. Мане, Ф. Малявина.
Практика:
а) «Мы рисуем музыку» (сразу кистью).
б) «Космос» (2 работы) - передача образов под звуки музыки посредством
различных колористических гамм (сразу кистью);
в) «Солнечный день» - композиция на передачу света и тени в пейзаже;
г) композиция «Соревнования на яхтах». Передача в работе движения и
воздушной среды. Пальчиковая техника.
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, упражнения,
выполнение творческой работы, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Тема 4.3. Живопись с натуры
Теория. Понятия реалистического и декоративного натюрморта. Условия
подбирания цвета для изображения реальных объемных предметов и их
цветового соотношения с другими предметами. Выявление рефлексов на
отражаемых поверхностях предметов. Особенности выполнения натюрмортов с
двумя различными состояниями, освещенностью (влияние на тон, цвет),
гаммах.
Натюрморт как рассказ о человеке (голландский натюрморт, произведения
Ж. Шардена, К. Петров-Водкина, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова).
Практика:
а) натюрморт из 2 предметов в яркой колористической гамме. Гуашь;
б) декоративный натюрморт в теплой гамме (2-3 предмета). Гуашь;
в) декоративный натюрморт в холодной гамме (2-3 предмета). Гуашь.
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, выполнение
практической работы, самооценка выполненной работы, педагогическое
наблюдение.
5.
Мир песочной фантазии (24 часа)
Теория. Понятие песка. Свойства песка. Знакомство с оборудованием. Правила
поведения и гигиены во время работы с песком. Волшебство искусства Sant Art
(показ видеофильма). Способ рисования песком на световом столе: светлым по
темному. Техники рисования песком: одним и двумя пальцами. Создание фона:
горизонтально насыпью из кулака. Техника выполнения аппликаций из
цветного песка.
Практика:
а) упражнения «Повторялки» - линии и геометрические формы;
б) «Путешествие с мир эмоций» (я радуюсь, я волнуюсь, я злюсь, я сержусь, я
боюсь, я растраиваюсь, я горжусь);
в) аппликация из цветного песка «Песочное настроение».
Формы контроля. Текущий контроль: педагогическое наблюдение,
практическая работа.
14
6.
Формирование ЗОЖ (4 часа)
Теория. Красиво одеваться, значит опрятно. Культура одежды. Как создать уют
в детской комнате. Рабочий стол. За рабочим столом.
Практика. Выполнение творческих работ, посвященных здоровому образу
жизни.
Формы контроля. Текущий контроль: практическая работа, фронтальный
опрос, педагогическое наблюдение, конкурсы и выставки.
7.
Мы и музеи (20 часов)
Теория. Знакомство с картинами Тульского музея изобразительных искусств.
Натюрморт, пейзаж, портрет, их описание (сюжет, настроение, цветовая гамма,
характер композиции). Этапы анализа картин. Беседы познавательновоспитательного характера.
Практика. Посещение музеев и выставочных залов.
Формы контроля. Текущий контроль: Беседа, фронтальный опрос,
педагогическое наблюдение и наблюдение родителей.
8.
Конкурсная, выставочная деятельность (24 часа)
Теория. Знакомство с положениями конкурсов и выставок различного уровня.
Раскрытие тематического своеобразия.
Практика. Выполнение работ для конкурсных мероприятий. Оформление
работ в паспарту и рамы.
Формы контроля. Текущий контроль: педагогическое наблюдение,
практическая работа, конкурс, выставка.
9.
Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Повторение пройденного материала. Этапы выполнения творческих
работ.
Практика: Творческая работа. Техника исполнения и материалы по выбору
обучающихся (сюжет с 3-4 действующими персонажами). Викторина по
теоретическим знаниям.
Формы контроля. Текущий контроль: педагогическое наблюдение,
практическая работа, выставка.
1.5. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- коммуникативная культура во взаимодействии со сверстникамии педагогом;
- способность к участию в коллективных формах деятельности;
- способность к саморегуляции и самоконтролюдля
успешной
организации
творческого процесса;
- способность к эстетическому и аналитическому восприятию произведений
искусства.
Метапредметные результаты:
- развитая фантазия и образно-ассоциативное восприятие окружающего мира;
- развитая познавательная активность;
- навыки к самостоятельному осмыслению и решению поставленных задач;
- способность к самостоятельной творческой деятельности; развитая моторика и
зрительно-моторная координация
15
Предметные:
- знания о различных художественных материалах и правилах обращения с
инструментами;
- знания об истории искусства и творчестве старых мастеров;
- знания о значении различных понятий в изобразительной деятельности;
- навыки работы с различными художественными материалами;
- цветовое и композиционное видение;
- знания в области композиционного построения формата и теории
композиции.
.
16
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Общее количество учебных часов/ Общее количество учебных недель 144/36
Дата начала занятий - 03.09.2024
Дата окончания занятий - 28.05.2025
Продолжительность каникул (зимние каникулы)
Месяц
Распределение учебного времени по
месяцам
Кол-во учебных
Кол-во часов в
дней
месяц
Аттестация,
формы контроля
сентябрь
октябрь
8
9
16
18
Вводный контроль
ноябрь
декабрь
9
8
18
16
Практика
Промежуточное
аттестация
январь
7
14
февраль
март
8
8
16
16
апрель
8
16
май
Итого
7
36
14
144
Практика
Итоговая аттестация
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Учебные занятия проводятся в просторных, хорошо освещенных
кабинетах оснащенных всем необходимым:
Сведения о помещении. Занятия проводятся в кабинете № 4
«Музыкальный зал» актовом зале, расположенном на втором этаже МБОУ
Вишневский УВК. Площадь учебного кабинета 74,5 м2. Материал покрытия
пола – линолеум. Стены выкрашены водоэмульсионной краской в белый цвет.
Количество окон – 4. Окна выходят на Восток. Вертикальные тюль
разноцветная защищают от попадания прямых солнечных лучей. Вытяжная
вентиляция естественная. В помещении есть емкости для чистой и слива
грязной воды.
- Художественные материалы для учащихся (краски, кисти,
пастели, бумага, карандаши, стеки, ножницы и т. д.).
- Оборудование студии (мольберты, планшеты, муляжи,
17
реквизитный фонд, и т. д.).
- Мебель (рабочие столы, стулья, шкафы, стеллажи, столики для
натюрмортов и т. д.).
- Материалы и оборудование для организации рабочего места
педагога (рабочий стол, стеллаж для методических пособий, папки для
хранения репродукций, стационарный мольберт для проведения мастерклассов и т. д.).
- Печатная продукция (книги по искусству, методическая
литература, и т. д.).
Информационное обеспечение
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер- классы;
дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия,
практические работы, альбомы для творчества, таблицы, схемы.
Кадровое обеспечение
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной
программы осуществляться квалифицированным специалистом в сфере
образования, имеющий высший уровень профессиональной подготовки,
удостоверяемый документами об образовании.
Педагог имеет профессиональную квалификацию, соответствующую
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования»,
утверждѐнному приказом Министерства труда и социального развития от
22.09.2021 г. №652.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Организация образовательного процесса проходит в очном режиме.
Методы
обучения
(словесный,
наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый;
игровой, дискуссионный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности художественного и др.).
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, диспут, игра,
конкурс, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое
занятие, презентация, творческая мастерская.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимо обучения,
технология дифференцированного обучения, технология разно уровневого
обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного
обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной
творческой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
18
портфолио, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая
технология, и др.
Алгоритм учебного занятия - сначала педагог объясняет обучающимся
тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их
выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного
материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии,
репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному
искусству, изделия
народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. После
изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен,
т.к. учит детей технике использования художественных материалов (акварель,
гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно
работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин
и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги,
прикрепленный на мольберт. Дети после объяснения приступают к работе.
Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному,
от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для
закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной
работы и разбор ошибок. После подведения итогов занятия педагог даѐт
рекомендации детям в виде домашнего задания.
Дидактические материалы - раздаточные материалы, схемы, задания,
упражнения, образцы изделий и т.п.
2.3 Формы аттестации/контроля
Способы проверки результатов освоения программы
Для проверки результатов освоения программы «Волшебная кисть»
предполагается входная, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Цель аттестации – оценка успешности освоения обучающимися разделов
программы.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года и направлен
на диагностику начального уровня обучающих.
Текущий контроль - проводится по окончанию изучения темы в виде
устного опроса, практической работы.
Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет
выявлять уровень освоения разделов и тем общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в середине
учебного года по пройденным темам, осуществляется при помощи
практических заданий и устного опроса по теории. По окончании
промежуточной аттестации заполняется протокол результативности освоения
программы, в котором фиксируется уровень теоретической и практической
подготовки за полугодие.
19
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в форме
практического задания и устного опроса по теории. Итоговая аттестация
обучающихся направлена на выявление уровня освоения разделов программы
за весь срок обучения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Программа также предусматривает оценку результатов творческой
деятельности обучающихся: викторина, выставки, просмотры.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы.
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения
приѐмами работы различными художественными материалами, умение
анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса
обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и
приглашѐнными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-3 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 4 до 7 баллов – за «не во всѐм верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы,
выявляющие
уровень
теоретических знаний обучающихся. (Приложение 1)
20
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд».
Москва: «Просвещение», 2007 г.
2. Еременко Е.Н. «Дополнительное образование в образовательном
учреждении». Волгоград: «Корифей», 2007 г.
3. Суслова О.А. «Сказочная радуга». Екатеринбург: «Каменный пояс», 2004 г.
4. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство». Москва:
«Просвещение», 2004 г.
5. Волков И.П. «Приобщение школьников к творчеству». Москва, 2006 г.
Список литературы для детей
1. Разумовский В.И. «Эстетическое воспитание в семье». Москва: «Искусство»,
2006 г.
2. Джоан Ф. «Ваш умный ребенок». Москва: «Семья и школа», 2006 г.
3. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность». Москва, 2006 г.
4. Грек В. А. «Рисую штрихом». Минск: «Скарына», 2002 г.
5. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль, 2004 г.
6. Корнев В.В. «Все о растяпинской забаве». Дзержинск, 2005 г.
7. Левин С.Д «Ваш ребенок рисует». Москва, 2007 г.
8. «Перо жар – птицы». Верхне – Волжское книжное издательство, 2008 г.
9. Полунина В.Н. «Искусство и дети». Москва, 2002 г.
10. Прудовская С.Н. «Твой коллега – художник». Москва: «Тривола», 2004 г.
Литература для родителей
1.
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,
1991. 2.Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. –
М.: Астрель, 2001.
3.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
4.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.:
Амрита- Русь, 2005.
5.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.:
Астрель, 2001.
6.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. –
Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Интернет ресурсы:
1.
https://yandex.ru/images/search?text=интерьер%20комнаты%2ри
сунок%20по%20изо%207%20класс&stype=image&lr=27693&source=serp
(рисунки интерьера комнаты.
2.
https://yandex.ru/images/search?text=как%20нарисовать%20натюр
морт%20карандашом%20поэтапно%20для%20начинающих&lr=27693
(Поэтапное рисование натюрморта).
3.
https://yandex.ru/images/search?text=как%20нарисовать%20пейз
аж%2 0карандашом%20поэтапно%20для%20начинающих&lr=27693
21
(Рисование пейзажа поэтапно).
4.
https://yandex.ru/images/search?text=оригами%20схемы&lr=276(Схемы техники оригами)
5.
https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20карандашом%2
0для%20начинающих%20поэтапно&lr=27693 - (Поэтапное рисование портрета)
https://yandex.ru/video/preview/?text=пластилинография+рыбки+в+акв
ариуме&path=yandex_search&parent-reqid=16521049494167401406046180976238525-vla1-5295-vla-l7-balancer-8080-BAL- (Выполнение пластилинографии. Тема рыбки).
22
Приложения
Приложение 1
Оценочные материалы
Входная диагностика.
Задание: выполнить рисунок на тему: «Букет ромашек».
Цель: выяснить уровень художественных навыков, понимания
последовательности выполнения задания, целеполагание и достижение
конечного результата.
Материалы для обучающихся: альбомный лист, цветные карандаши,
фломастеры, масляные пастельные мелки на выбор.
Критерии оценивания:
«5» - гармоничная композиция на листе, раскрашивание не выходя за контур,
без пробелов, используя нажим карандаша для регулирования яркости.
«4» - работа выполнена аккуратно, но не до конца.
«3» - работа композиционно раздроблена, выбран неверный формат,
раскрашивание выполнено с пробелами, ребенок иногда выходит за контур
предмета.
«2» - обучающийся не справился с заданием.
Промежуточное тестирование.
Цель: определить степень сформированности основных компетенций,
оценить качество подготовки обучающихся по всем основным темам.
Инструкция:
в каждом вопросе из предложенных вариантов
необходимо выбрать один правильный ответ.
1. Как называются цвета при добавлении серого оттенка:
а) Звонкие цвета; б) Глухие цвета; в) Основные цвета;
2. Выбрать составные цвета и показать, как они получаются стрелочками?
3. Какими выразительными средствами выполнена картина?
23
а) Штрих и линия; б) Пятно; в) Мазок;
4. Выбери графический материал?
а) Карандаши, фломастеры, уголь, сангина, простой
карандаш. б) Акварель, гуашь, масляная краска.
в) Глина, пластилин.
5. В каком виде изобразительного искусства выполнен сказочный
персонаж?
а)
Скульптура;
б) Графика;
в) Живопись
6. Отметь приемы работы в лепке?
а) Мазок, заливка.
б) Защипление, заминание,
вдавливание; в) Пятно, линия
7. Способ получения изображения, путем вырезания и прикрепления
деталей на лист?
а)
Вышивка
б) Лепка
в) Аппликация
8. Определить вид аппликации по фото?
а) Орнаментальная аппликация; б) Обрывная аппликация; в) Декоративная
аппликация.
24
9. Силуэтное вырезание - это?
а) Оригами; б) Аппликация; в) Бумагопластика
10. Выполнить натюрморт из одного предмета посуды и двух фруктов
по примеру
Критерии оценивания теста
«5» - 10-8 правильных ответов;
«4» - 7-6 правильных ответов;
«3» - 5 правильных ответа;
«2» - меньше 5 правильных ответов, не выполнено творческое задание
Ответы: 1(б), 2(З=С+Ж, О=К+Ж, Ф=К+С), 3(а),4(а), 5(а), 6(б), 7(в),8(б),
9(в),10(+)
25
Фамилия
имя
ребѐнка
№
Ответы (в баллах)
Перечень вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Назови три основных
жанра
изобразительного
искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт)
Чем отличается эскиз
от
композиции
Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
грустное настроение?
Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
весѐлое
настроение?
Какие линии
используются в
рисунке?
Чем отличается
плоская
аппликация от
объѐмной?
Что такое линия
горизонта?
Чем отличаются
акварельные краски от
гуаши?
Какие объѐмные
формы
ты знаешь?
Какие цвета являются
контрастными?
Оценка
Правильн Не во
Неверн
ый
всѐм
ый
ответ
правильн ответ
ый
ответ
Итоговый тест.
Цель : определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по всем основным темам.
Инструкция:
в каждом вопросе из предложенных вариантов
необходимо выбрать один правильный ответ.
Тест.
1. Какие цвета теплые;
А) Красный, оранжевый, желтый. Б) Синий, зеленый, фиолетовый.
В) Черный, коричневый, серый.
26
2. Какая картинка выполнена холодными цветами:
А)
Б
) В)
3. Линия
А) Выразительное средство для рисования карандашом. Б) Полоса, проведенная
по линейке. В) Отрезок.
4. Как называется выразительное средство, изображенное на картине:
А) Клякса Б) Пятно В) Штрих
5. Пейзаж - это изображение :
А)Человека Б)Предметов В) Природы
6. Выбери изображение штриха:
А)
Б)
В
7. Что произойдет с цветной краской, если добавить белый цвет:
А) Ничего; Б) Нежный светлый оттенок цветной краски В) Станет ярче
8. Как повлияет черная краска на цветную:
А) Оттенок цвета станет темнее Б) Станет ярче В) Станет светлее
Критерии оценивания теста
«5» - 8-6 правильных ответов;
«4» - 5-4 правильных ответов;
«3» - 3 правильных ответа;
«2» - меньше 3 правильных ответов
27
Ответы: 1(а), 2(б), 3(а), 4(б), 5(в), 6(б), 7(б), 8(а).
Терминологический диктант.
Задание: объяснить понятия в письменной форме.
Цель: расширение словарного запаса специфических терминов,
развитие долговременной памяти.
Материалы для обучающихся: лист бумаги, ручка.
Диктант.
Архитектура, парк, аппликация, витрина, транспорт.
Ответы:
Архитектура – строительное искусство, зодчество.
Парк – предназначенная для отдыха открытая озеленѐнная территория.
Аппликация – способ получения изображения. Прикладывание, приклеивание.
Витрина – остекленная часть помещения магазина.
Транспорт – различные средства передвижения.
Критерии оценивания:
«5» - 5 слов
«4» - 4 слова
«3» - 3 слова
«2» - обучающийся не справился с заданием.
Приложение 2
Методические материалы
План-конспект занятия
Тема: «Мир акварельных красок»
Цель занятия: знакомство с приемами акварельной живописи.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с основными приемами акварельной живописи, видами акварели.
Развивающие:
-развивать умение рисовать акварельными красками, творческий потенциал,
внимание, воображение.
Воспитывающие:
-воспитать у детей способность эстетического восприятия акварельной
живописи, вдохновить детей на занятия в творческом объединении.
Методическая база педагога:
- наглядный образец,
- репродукции художников-акварелистов,
- акварельная бумага,
- акварельные краски,
- кисточки для акварели,
- палитра,
- стаканчик для воды,
Методическая база обучающегося:
28
- плотная бумага,
- акварельные краски,
- кисточки для акварели,
- стаканчик для воды,
- палитра.
Форма: мастер-класс
Методы: беседа, показ, упражнения, демонстрация.
Ход занятия.
1. Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия. (5 мин.)
-Сегодня на занятии мы познакомимся с приемами акварельной живописи.
Научимся рисовать акварельными красками. Я предлагаю вам попробовать себя
в роли художника-акварелиста.
2. Подготовка к изучению новой темы. (3 мин.)
-Скажите, пожалуйста, вы знаете известных художников-акварелистов?
(Ответы детей). На выставках бывали?
-Как вы думаете, почему они стали известными?
-Правильно. Эти люди любили рисовать акварельными красками, много
времени уделяли рисованию, рисовали везде: на природе, дома, рисовали своих
животных, рисовали портреты своих родных. В результате в совершенстве
овладели техническими приемами акварельной живописи, стали мастерами
своего дела, их знает весь мир. Благодаря их мастерству акварельная живопись
совершенствовалась и развивалась.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. (10 мин.)
История возникновения техники акварели.
- Акварель – очень древняя техника. Первая акварельная техника стала
развиваться в Китае после изобретения бумаги. Предшественницей акварельной
техники в Европе была роспись по сырой штукатурки (фреска), позволяющая
получать сходные эффекты.
- Акварель не сразу стала отдельным видом искусства. Долгое время рисовали
масляными красками, а акварель использовали для набросков.
- Замечательные акварели создавал крупнейший художник эпохи Возрождения
Альбрехт Дюрер. Это были главным образом пейзажи, которые поражают
свежестью, чистотой, яркостью красок. Из первостепенных художников
Ренессанса (эпоха интеллектуального и художественного расцвета началась в
Италии в 14 веке) значительный след в акварели оставили художники из
Италии и Испании (Клод Лоррен, Джованни Кастильоне, Антонис ван Дейк).
Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа 18-19 веков.
- В середине 18 века рисование водяными красками сделалось популярным
видом досуга для непрофессионалов в Англии, после публикации путевых
дневников Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными
иллюстрациями. Самым знаменитым мастером в акварели в Англии был У.
Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании
романтических образов природы.
- В середине 19 века акварель завоевала широкую популярность также в
Америке и во Франции.
29
- Самое сильное влияние на русских художников оказала английская акварель,
прежде всего на тех, кто был связан с императорской Академией художеств,
находившейся в Санкт-Петербурге.
- В России в первой половине 19 века подлинный взлет акварельной живописи
связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику,
писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности
бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. И другие русские
художники: П. Федотов, П. Соколов, В. Садовников, В. Суриков, А. Бенуа, Л.
Бакст, И. Билибин внесли большой вклад в развитие акварельной техники.
- В конце 20 века в России повысился интерес к акварели, знаковым событием
стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
- Сегодня я предлагаю вам написать пейзаж акварельными красками применяя
акварельные техники. Я уверена, что вы все талантливы и у вас получиться
нарисовать красивый пейзаж.
4. Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений, навыков.
(22мин.)
- Я подготовила для вас зимний пейзаж нарисованный простым карандашом на
акварельной бумаге и нам его нужно только оживить акварельными красками.
Упражнение «восковой резист»
- Прежде чем приступить к работе с красками, восковыми мелками обводим
контур рисунка созвездий большой и малой медведицы на небе.
- Затем закрашивая лист акварелью, рисунок мелками остается не
закрашенным. (Дети обводят контурный рисунок восковыми мелками)
-Сейчас будем реализовывать свой талант, выполняя следующие упражнение
Упражнение «Отмывка»
- Готовим рабочее место - подрамник располагаем немного под углом и
равномерно, начиная сверху, распределяем сине-фиолетовую краску по всей
живописной поверхности. Каждый новый слой должен лишь чуть
соприкасаться с предыдущим. «Отмывкой» покрываем верхнюю половину
картины, изображая небо.
- После полного высыхания живописного слоя продолжаем рисовать пейзаж.
Упражнение «Лессировка».
- «Лессировка» – на первый живописный слой после полного высыхания
наноситься следующий, предыдущий слой просвечивается, что позволяет
создавать более тонкие эффекты, нежели простое смешивание цветов на
палитре. «Лессировкой» изображаем даль и землю.
Краска должна быть не очень жидкая и не очень густая. Цвет краски сероголубой. После полного высыхания живописного слоя «лессировкой» рисуем
дорожку и деревья серо-коричневой краской.
Упражнение «рисование губкой»
- Завершаем наш пейзаж, изображая снег на деревьях и переднем плане с
помощью поролоновой губки. На поролоновую губку накладываем немного
белил и прикладываем к поверхности картины в нужных местах.
- Наш пейзаж готов.
Знакомство с видами акварели
30
-А сейчас пока наш пейзаж высыхает, я расскажу о других видах акварели.
- Многослойная акварель – акварель, написанная лессировками в несколько
живописных слоев. Главным достоинством многослойной акварели является
возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно
воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы
внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью,
однако в отличие от нее сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря
на наличие нескольких слоев краски. Яркие, свежие лессировочные краски
придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость,
нежность и лучезарность колорита. Лессировка — это техника насыщенных
цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких
воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться
интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.
-Английская акварель – акварель написанная по влажной бумаге.
Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно
смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла
художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге
перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать
влажность листа рукой. Такой способ работы позволяет получить легкие,
прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот
метод используется в пейзажной живописи. Этот способ работы требует
постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная
практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение
краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее
растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он
хочет и как он должен решить поставленную задачу.
- «Аля прима» – живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней
неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной,
дышащей. Не случайно работу, выполненную в такой технике, практически
нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и
неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием
тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов
между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не
предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную
свежесть и сочность красочных звучаний. Кроме этого, дополнительным
преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как
правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3
часа), хотя при необходимости можно дополнительно намочить бумагу в
процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах
этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда
непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения. При
письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов.
Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости,
цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок
31
призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и
рисунком. Техника «аля прима» требует необычайной сосредоточенности,
отточенности письма и идеального чувства композиции.
- Итальянская акварель - акварель написанная одним слоем по сухому листу в
одно-два касания.
Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере
необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в
нанесенный, но еще не высохший слой. Однослойный метод сухим-по-сухому
более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых
переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней,
без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и
тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые
в работе цвета, во избежание возникновения грязи, желательно продумывать и
готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их
наносить на лист. В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры
рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными
слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений,
так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую
акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при
фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.
Выставка детских рисунков
- Вот и получилась наша первая картина нарисованная акварельными красками.
Наше занятие подходит к концу.
5. Подведение итогов. Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин.)
- Ребята, скажите, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось?
(Ответы детей.)
- Чему вы научились сегодня на занятии? Как оцениваете свою работу?
- Удалось ли вам сегодня на занятии почувствовать себя в роли художника?
- Заинтересовались ли вы? Хотите ли вы продолжить совместную работу в этом
направлении?
Литература
1.Уиссман П. - Основы акварельной техники (Перевод с английского) - М.:
Издательство Астрель, 2010 .
2. Форд Д. - Школа рисования. Акварель - "Контэнт", Москва 2011
3. Гаррисон Х. – Как рисовать пейзажи акварелью. – (Перевод с английского) М.: Издательство Арт-Родник, 2010.
32
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование (КТП)
(базовый уровень)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование темы
занятия
Вводное занятие.
Входная диагностика.
Проведение
инструктажей по ТБ
Гармония цвета
Гармония цвета
Гармония цвета
Гармония цвета
Гармония цвета
Контраст цвета
Контраст цвета
Контраст цвета
Контраст цвета
Контраст цвета
Цветные кляксы
Цветные кляксы
Цветные кляксы
Цветные кляксы
Цветные кляксы
Рисунок. Пропорции
Колво
часов
2
Дата по
Форма Примечани
расписанию аттестаци
е
и/
(корректир
По
По
овка)
плану факту контроля
Беседа
03.09
Композиция (26 ч.)
2
04.09
2
10.09
2
11.09
2
17.09
2
18.09
2
24.09
2
25.09
2
01.10
2
02.10
2
08.10
2
09.10
2
15.10
2
16.10
2
22.10
2
23.10
Рисунок (24 ч.)
2
29.10
33
Опрос
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Просмот
р работ
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Рисунок. Пропорции
Пропорции
Пропорции
Плоскостное и
объѐмное изображение
Плоскостное и
объѐмное изображение
Плоскостное и
объѐмное изображение
Плоскостное и
объѐмное изображение
Рисование с натуры и
по памяти
Рисование с натуры и
по памяти
Рисование с натуры и
по памяти
Рисование с натуры и
по памяти
Рисование с натуры и
по памяти
2
30.10
2
06.11
2
12.11
2
13.11
2
19.11
2
20.11
2
26.11
2
27.11
2
03.12
2
04.12
2
10.12
2
11.12
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Инд.
творч.
задания
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Живопись (24 ч.)
30
31
32
33
34
35
Живопись. Образ
дерева
Образ дерева
Образ дерева
Образ дерева
Промежуточная
аттестация
Живописная связь неба
и земли.
Живописная связь неба
и земли.
Промежуточная
аттестация
2
17.12
2
18.12
2
24.12
2
25.12
2
14.01
2
15.01
34
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
творчес
ких
работ
Выставка
Выставк
а
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Живописная связь неба
и земли.
2
21.01
Промежуточная
аттестация
Живописная связь неба
и земли.
2
22.01
Промежуточная
аттестация
Мир песочной фантазии (18 ч.)
Мир песочной
фантазии
2
28.01
Мир песочной фантазии
2
29.01
Мир песочной фантазии
2
04.02
Мир песочной фантазии
2
05.02
Мир песочной фантазии
2
11.02
Формирование ЗОЖ
Формирование ЗОЖ
2
12.02
Формирование ЗОЖ
Формирование ЗОЖ
2
18.02
2
19.02
Выставк
а
Выставк
а
Индивид
уальные
творческ
ие
задания
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Мы и музей (20 ч.)
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
2
25.02
2
26.02
2
04.03
2
05.03
2
11.03
2
12.03
2
19.03
2
25.03
2
26.03
35
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
Инд.
творч.
задания
Выставк
а
Выставка
Выставк
а
Выставк
а
Выставк
а
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Конкурсная, выставочная деятельность (24 ч.)
Конкурсная,
Выставк
выставочная
2
01.04
а
деятельность
Конкурсная,
Выставк
выставочная
а
2
02.04
деятельность.
Композиционный центр
Конкурсная,
Выставк
выставочная
2
08.04
а
деятельность
Конкурсная,
Выставк
выставочная
2
09.04
а
деятельность
Конкурсная,
Выставк
выставочная
2
15.04
а
деятельность
Конкурсная,
Выставк
выставочная
2
16.04
а
деятельность
Конкурсная,
Инд.
выставочная
2
22.04
творч.
деятельность
задания
Конкурсная,
Выставка
выставочная
2
23.04
деятельность
Конкурсная,
Выставка
выставочная
2
29.04
деятельность
Конкурсная,
Выставка
выставочная
2
30.04
деятельность
Конкурсная,
Выставка
выставочная
2
06.05
деятельность
Работа на заданную
Выставка
2
07.05
тему
Работа на заданную
Выставка
2
13.05
тему
Работа на заданную
Выставка
2
14.05
тему
Работа на заданную
Выставка
2
20.05
тему
Работа на заданную
2
21.05
Выставка
36
тему
Работа на заданную
71
тему
Отчетная выставка
работ обучающихся
72 объединения.
Подведение итогов за
учебный год
Итого за год
2
27.05
2
28.05
144
37
Выставка
Итоговая
аттестаци
я
Приложение 4
План воспитательнойработы (ПВР)
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и
национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение
уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, гостиная
(поэтическая, музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита
проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты,
экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные,
групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социальнопедагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Направление
Название мероприятия
Дата
Ответственный
воспитательной
проведения
работы
ГражданскоДень знаний
сентябрь
патриотическое День окончания Второй
воспитание
мировой войны
38
Семейное
воспитание
Духовнонравственное
(Нравственноэстетическое
День солидарности в
борьбе с терроризмом
Международный день
памяти жертв фашизма
День учителя
День народного единства
День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников
органов внутренних дел
России
День Государственного
герба Российской
Федерации
День неизвестного солдата
День Героев Отечества
Международный день
родного языка
День защитника Отечества
11 лет со Дня
воссоединения Крыма с
Россией
День памяти о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
День Победы
День славянской
письменности и культуры
Всемирный день Земли
Праздник Весны и Труда
Международный день
пожилых людей
День отца в России
День матери в России
День туризма
Всемирный день здоровья
Международный день
пожилых людей
Международный день
музыки
39
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май
апрель
май
октябрь
ноябрь
сентябрь
апрель
октябрь
воспитание)
День защиты животных
Международный день
школьных библиотек
Международный день
инвалидов
День добровольца
(волонтера) в России
Международный женский
день
Всемирный день театра
Профилактика
Месячник безопасности.
правонарушений Месячник
противодействия
экстремизму и терроризму
декабрь
март
в течении
года
Сценарий воспитательного мероприятия
«День Государственного герба Российской Федерации»
Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.
Задачи:
1) познакомить с понятием «государственные символы – ГЕРБ»;
2) способствовать формированию чувства гордости за достижения своей
страны;
3) учить бережному отношению к историческому наследию и традициям
народов России.
Оборудование: виды флагов, кассета с песней о России, 5 пословиц, символы
государства – флаг, герб; виды гербов.
Оборудование для учащихся: клей; цветные карандаши; разрезные детали
герба «щит, 3 короны, держава, скипетр».
Ход воспитательного мероприятия
1. Вводная часть
(Слушание песни о Родине)
- О чѐм эта песня?
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок –
улица, дом, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина,
а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая
общая великая Родина. Каждый чело – век любит свою Родину. А любить свою
Родину – значит жить с ней одной жизнью.
- Кто желает нам рассказать стихи о Родине?
(Чтение стихов учащимися.)
- Какие вы знаете пословицы о Родине?
(Зачитывание учащимися пословиц.)
- А теперь попробуем составить пословицы о Родине.
- У всех на партах лежат 5 разрезанных пословиц. Вы должны по смыслу
подобрать к началу пословицы еѐ конец.
40
Работа в парах
(Дети собирают 5 разрезанных пословиц.)
Всякому мила – своя сторона.
Родная землица – и во сне снится.
Родина – мать, умей за неѐ постоять.
Нет в мире краше – Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
- Проверим как вы составили эти пословицы.
(Дети проверяют как они составили пословицы, на доске прикрепляю всю
пословицу.)
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Видно, что вы знаете
пословицы, умеете их составлять, объяснять.
2. Основная часть
- Давайте вспомним, как называется страна, в которой вы живѐте? (Россия.)
- В каком государстве вы живѐте? (РФ.)
- Назовите столицу нашего государства? (Москва.)
- Ребята, сегодня я вам расскажу о появлении и становлении Российского герба.
- Давайте вспомним, какие символы государства вы знаете? (Гимн, флаг, герб.)
- На прошлом занятии мы говорили о Российском флаге. Посмотрите на доску и
выберите из множества флагов – Российский флаг.
(Использую 6 видов флагов разных государств и среди них флаг РФ)
- Почему вы решили, что это Российский флаг? (3 цвета и их расположение.)
- Каково значение цветов Российского флага? (Белый цвет – означает мир и
чистоту совести; синий цвет – небо, верность, правду; красный цвет – огонь и
отвагу.)
- А где вы видели Российский флаг? (На государственных учреждениях; в
особо торжественные дни гордо реет над государственными учреждениями.)
- Почему иногда флаг бывает приспущен? (В стране – траур.)
- А как выглядит герб России?
(Показ Российского герба.)
У России величавой
На гербе орѐл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- Где вы могли увидеть герб России? (Паспорт, грамоты, диплом и др.)
- Ребята, посмотрите на данные герба, попробуйте выделить герб РФ.
(Использую 8 видов гербов разных государств и среди них герб РФ.)
- Вы правильно выбрали герб РФ – государственный символ нашего
государства.
- Рассмотрите внимательно герб и расскажите, что вы видите?
Сразу выделяется фон герба – красный. А это цвет – жизни. На фоне красного
щита – золотой двуглавый орѐл. Правой лапой он сжимает скипетр. В его левой
41
лапе держава - в виде золотого шара. Над головами орла мы видим короны. В
давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня
они напоминают нам об историческом прошлом нашего государства.
- Что вы видите на груди у орла? (Всадника на коне.)
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это
Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается
синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьѐ, которое помогло ему
победить змея.
- Почему змей чѐрный? (Чѐрный цвет – зло.)
Чѐрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет
дракона копытами. Двуглавый орѐл является символом России уже более 500
лет.
-У каждого на парте лежат части герба. Попробуйте сложить герб в правильной
последовательности.
(Вырезание, наклеивание, раскрашивание.)
- Вот теперь мы знаем, как выглядит герб нашей Родины – России. Мы также
знаем, что гербы имеют очень давнюю историю.
- Что же собой представляет герб? (Изображение золотого орла на красном
поле.)
- Почему 2 головы у орла? (Оборона от запада до востока.)
- Что означают 3 короны на голове у орла?
Три короны над ними скреплѐнные единой лентой, символизируют кровное
братство и единую историю трѐх народов – русских, украинцев и белорусов.
- Что в когтях у орла? Что они означают?
Скипетр и держава – выражает вечность государственных устоев нашего
Отечества.
3. Итог воспитательного мероприятия
- О чѐм шла речь?
- Что же такое герб?
Относиться к гербу надо с уважением, так как это символ нашего государства.
Не одно государство не может существовать без этого символа.
- Заканчивая наше воспитательное мероприятие, я бы хотела чтением
стихотворения:
«Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите еѐ тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неѐ нам не жить.
Берегите еѐ,
Чтобы вечно ей быть!»
42
Приложение 5
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
объединения «Волшебная кисть»
№
п/п
Причина корректировки
Дата
43
Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)
44