Арт-клуб

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы..………….…..3 стр.
1.1.
Пояснительная записка……………………………………................3 стр.
1.2.
Цель и задачи программы…………………………………….……....9 стр.
1.3.
Воспитательный потенциал программы…………………….……....9 стр.
1.4.
Содержание программы………………………………………..........10 стр.
1.5.
Содержание учебного плана…………………………………….....…11стр.
1.6.
Планируемые результаты. ………………………………...……........14 стр.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.. …………15 стр.
2.1.
Календарный учебный график..……………………………........ ….15 стр.
2.2.
Условия реализации программы..…………………………......... ….15 стр.
2.3.
Формы аттестации..………………………………………………… .19 стр.
Список литературы ……………………………………………………………20 стр.
Приложения …………………………………………………………..…….…..21 стр.
Приложение 1. Оценочные материалы.
Приложение 2. Методические материалы.
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 4. План воспитательной работы.
Приложение 5. Лист корректировки.

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Введение

В современном мире искусство играет важную роль в развитии личности,
формировании креативного мышления и эмоциональной грамотности. Арт-клуб
— это пространство, где каждый может раскрыть свои творческие способности,
научиться новому и найти единомышленников.
Наша программа дополнительного образования в арт-клубе направлена на
развитие художественных навыков, знакомство с различными техниками и
материалами, а также на создание комфортной атмосферы для самовыражения.
Мы предлагаем участникам возможность экспериментировать с живописью,
графикой, скульптурой, фотографией и другими видами искусства.
В рамках программы предусмотрены мастер-классы, творческие проекты,
которые помогут каждому обучающемуся не только улучшить свои навыки, но
и развить уверенность в себе. Мы стремимся создать инклюзивное сообщество,
где каждый сможет найти свое место и внести вклад в общее творчество.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждѐнная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;
3

- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальны проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г.
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р
«О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
4

- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов
на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении
Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
5

Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым утвержденный распоряжением Управления образования и
молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым от
17 апреля 2024 г. № 236.
Направленность программы развивает познавательные способности
обучающихся, необходимые для ориентирования в разнообразных дорожных
ситуациях, несет социально-гуманитарную направленность.
Данная программа является модифицированной.
За основу были взяты общеобразовательные программы:
Данная
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
художественной
направленности «ИЗО плюс -старт» (автор – Хуторненко И.С., педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории,
г. Челябинск, 2022 г.
В указанные программы внесены изменения и дополнения в учебнотематическом плане, содержании, режиме занятий.
Программа имеет художественную направленность, способствует
развитию образного мышления, чувства цвета, ритма, выражению себя в
творчестве. В ходе реализации программы у обучающихся формируются
общечеловеческие ценности и культурные нормы, содержащиеся в
художественных образах изобразительного искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует
развитию духовного мира ребенка, самореализации обучающегося в
изобразительной деятельности, помогает сделать профессиональный выбор,
стать автором уникальных произведений.
Новизна программы заключается в том, что знания по теории
изобразительного искусства обучающиеся получают в контексте практического
применения изученных понятий, это предоставляет возможность детям изучать
теоретические вопросы в их деятельностно-практическом аспекте. Благодаря
такому обучению дети с легкостью усваивают новые знания и приобретают
умения.
Отличительная особенность является возможность выявления
одарѐнных детей в области изобразительного искусства, открывает возможность
каждому ребѐнку попробовать свои силы в разных видах изобразительного
искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в
нѐм.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
6

фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-10 лет.
Обучающиеся формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей. Допускается разница в возрасте от одного до трех лет. Наличие
специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный. Занятия
проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Разновозрастное обучение
предполагает собой совместную деятельность детей разного возраста,
направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от
возраста образовательных и воспитательных задач. Наполняемость групп – 20
человек.
Возрастные особенности детей: младший школьный возраст называют
вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие,
наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать
детскую непосредственность в поведении, появляется другая логика мышления.
Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только
знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы,
ценности ребенка, весь уклад его жизни. Начинается дифференциация внешней
и
внутренней
жизни,
утрачивается
детская
непосредственность,
импульсивность, ребенок размышляет прежде, чем действовать, начинает
скрывать свои переживания. Происходит утрата интереса к игре. Сам ход
развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно
уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных
знаний и умений, что в свою очередь дает возможность получить одобрение,
признание взрослых, и сверстников, особый статус. В младший школьный
возраст учебная деятельность стает ведущей. На протяжении этого периода у
ребенка развивается теоретическое мышление: он получает новые знания,
умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего
обучения.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства
компетентности. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и
если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие
искажается – у ребенка снижается самооценка и возникает чувство
неполноценности. Восприятие детей в этом возрасте отличается остротой и
свежестью, «созерцательной любознательностью».
Объем и сроки освоения программы. Данная программа реализуется в
течение одного учебного года: 36 недель: (I полугодие составляет 17 недель и II
полугодие – 19 недель), рассчитана на 144 часа.
Расписание занятий составляется для каждой группы с учетом обеспечения
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, в соответствии с их
возрастными особенностями, согласовывается с пожеланиями обучающихся и их
родителей (законных представителей).
7

Уровень программы. Программа рассчитана на один год обучения
стартового уровня, 144 часа, численность группы составляет 20 чел.
Занятия проводятся в очной форме, возможно с применением
дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных
ресурсов. Формы обучения: фронтальные, групповые и коллективные.
Форма обучения - очная.
Форма занятий - групповые занятия, со всей группой одновременно.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по
теме.
Основное время отводится на практические занятия. Основной формой
организации образовательного процесса является групповое занятие.
Программа, по необходимости, реализуется с применением электронного
обучения и
дистанционных образовательных технологий (в
условиях
профилактики, предотвращения и распространения новой коронавирусной
инфекции). При переходе на дистанционную форму обучения педагог
дополнительного образования адаптирует данную программу, акцентируя
содержание на самостоятельную творческую работу детей, определяет новые
временные рамки освоения новых компетенций.
Программа реализуется в сетевой форме в помещениях, выделенных
МБОУ Ильинский УВК им. Коробчука А.К. на основе договора безвозмездного
пользования помещением.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом. Группа разновозрастная; состав группы – постоянный; виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать: теоретические и практические занятия, мастер-классы, игры,
выполнение самостоятельной работы, творческие работы. Занятия проводятся в
группах по 20 человек, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. Набор в группы проводится посредством подачи заявки в АИС
«Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления родителем
(законным представителем) согласия на обработку персональных данных в
письменном виде, а также медицинской справки, позволяющей находится в
детском коллективе, заниматься выбранным видом деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1
академический час – 45 мин.).
Программа реализуется в сетевой форме в помещениях, выделенных
МБОУ Ильинский УВК им. Коробчука А.Н. на основе договора безвозмездного
пользования помещением.

8

1.2. Цель программы.
Цель данной программы - раскрытие творческого потенциала
обучающихся в процессе изучения основ изобразительного искусства. Цель
определяет следующие задачи:
1). Предметные:
- познакомить обучающихся с классификацией жанров и видов
изобразительного искусства;
- познакомить обучающихся с основами изобразительного искусства
(цветоведение, основы воздушной и линейной перспективы, композиции);
- познакомить с различными художественными материалами;
- научить обучающихся простым приемам и техникам ИЗО, бумажной
пластики, бисероплетения.
2). Личностные:
- способствовать воспитанию трудолюбия, усидчивости,
ответственности;
- способствовать формированию культуры общения и поведения в
социуме;
- способствовать формированию интереса к искусству и
занятиям художественным творчеством.
3). Метапредметные:
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся
(художественный вкус, пространственное мышление, колористическое
видение) через занятия изобразительным искусством;
- способствовать формированию коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество,
общение.
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы кружка «Арт-клуб»
направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к
русской культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке работ
товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства
ответственности при выполнении своей работы. Для решения поставленных
воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к
участию (подготовке, проведению) в мероприятиях района, учреждения,
объединения: благотворительных акциях, выставках, мастер-классах, лекциях,
беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, направленных на
развитие художественных способностей обучающихся. Предполагается, что в
результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий
уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к техническим занятиям
и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение
родителей к активному участию в работе объединения.

9

1.4. Содержание программы
1.4.1 Учебный план
Стартовый уровень
№
п/п

Наименование
раздела, темы

Вводное занятие.
Инструктаж по т/б.
Легенда о живописи.
Входная диагностика
2.
Живопись.

Всего
часов

Аудиторные часы
теория

Практика

1.

2

1

1

32

9

23

Рисунок

22

9

13

Основы композиции

18

6

12

Композиция

26

6

20

Акварельный
скетчинг

12

4

8

7.

Бумажная пластика

20

6

14

8.
9.

Бисероплетение
Итоговое занятие.
Итоговая диагностика

10

2

8

2

-

2

3.

4.

5.
6.

10

Форма аттестации/
контроля
Вводный контроль:
опрос, тест.

Опрос,
практическая
работа, творческая
работа.
Практическая
работа, творческая
работа, опрос.
Текущий контроль:
фронтальный опрос,
выполнение
практической
работы, творческая
работа.
Творческая работа.
Фронтальный
опрос, выполнение
практической
работы, творческая
работа.
Текущий контроль,
творческая работа.
Творческая работа
Итоговая выставка,
тестирование

1.5. Содержание учебного плана
Стартовый уровень
Введение
Теория (1ч.): Знакомство с группой. Игра «снежный ком». Инструктаж по
технике безопасности, правилам поведения, противопожарная безопасность.
Просмотр мультфильма «Учимся рисовать»
Практика (1ч.): Творческие задания на выявления навыков и умений
обучающихся.
Формы контроля: Опрос, тест.
1. Живопись (32 ч.)
Теория (9ч.): Знакомство с художественными материалами (акварель,
гуашь, кисти, фломастеры, карандаши, бумага). Понятие о цветовом круге.
Просмотр мультфильма «Краски». Основные цвета, составные. Теплые,
холодные цвета. Звонки, глухие. Изучение цветовых нюансов. Понятие
контрастные цвета, сближенные. Знакомство с основными жанрами. Пейзаж,
портрет натюрморт. Изучение техники визирования.
Практика (23ч.): Выполнение творческих работ и упражнений для
формирования и закрепления навыков работы акварелью, гуашью кисточками
разной толщины и формы по таким темам, как: «Палитра осени», «Палитра
зимы», «Палитра весны», Живопись с натуры. Тестирование умения смешивать
краски. Отработка умения отобразить на бумаге реальные предметы (форма,
пропорции, цвет).
Формы контроля: Опрос, практическая работа, творческая работа.
2. Рисунок (22 ч.)
Теория (9ч.): Знакомство с графическими материалами (карандаш, уголь),
выразительными средствами графики (точка, пятно, линия, штрих). Изучение
пропорций фигуры, лица человека. Изучение понятия «светотень», штриховка.
Понятие «Линейный рисунок». Повторение пропорций лица. Изучение техники
визирования.
Практика (13ч.): Отработка навыков штриховки. Рисунки кистью по
памяти деревьев, зимнего леса, парка. Передача формы, прорисовка веток.
Изображение человека в различных положениях (стоя, сидя, лежа и т.д.) Умение
изобразить эмоции на лице, соотносить пропорций собственного лица с
идеальными. Рисование с натуры простейших геометрических форм (куб, шар).
Отработка умения наложить «штрих по форме». Наброски с натуры, пленэр.
Формы контроля: Практическая работа, творческая работа, опрос.
3. Основы композиции (18 ч.)
Теория (6ч.): Основные понятия о композиции. Равновесие в цветовой
декоративной композиции. Симметрия и асимметрия. Понятие форма. Основные
формы. Роль цвета в передаче характера формы. Виды орнамента. Ритм.
Знакомство с традиционными народными росписями (хохлома, гжель,
городецкая роспись).
11

Практика (12ч.): Выполнение заданий на передачу симметрии и
асимметрии в цвете: изображение бабочек. Создание композиции на передачу
симметрии и асимметрии на плоскости. Выполнение декоративных композиций
(без конкретного изображения) на передачу равновесия в изображении
настроения: тревоги, радости, покоя. Отработка основных элементов росписей,
создание композиций на их основе.
Формы контроля: Текущий контроль: фронтальный опрос,
выполнение практической работы, творческая работа.
4. Композиция. Решение творческих задач по темам (26 ч.)
Теория (6ч.): Закрепление понятий композиция, равновесие, симметрия и
асимметрия. Понятие форма. Азы воздушной перспективы. Знакомство с
произведениями русских и зарубежных художников.
Практика (20ч.): Выполнение заданий в разных техниках и разными
материалами (карандаш, перо, фломастеры, акварель, гуашь) по темам:
«Путешествие в сказку», «Царица Осень» (Умение заполнить лист
разнообразными персонажами, развитие наблюдательности, умение графически
решать лист). Композиции на тему «Новогодняя елка», «Снеговик на прогулке»,
«Символ года» и т. п. (развитие фантазии, воображения, зрительной памяти,
умение работать с литературой, выработка аккуратности). «Снегири», «Мои,
любимые животные» (умение графически решать лист, яркое, выразительное
цветовое решение.). «Таинственный космос», «Прогулка (фигура человека в
экстерьере)» (умение определить композиционный центр, передача настроений,
выбор формата, развитие творческого воображения).
Формы контроля: Творческая работа.
5. Акварельный скетчинг (12 ч.)
Теория (4ч.): Понятие «акварельный скетчинг», инструктаж по ТБ,
знакомство с видами направлениями историей возникновения. Знакомство с
основными приемами.
Практика (8ч.): Выполнение заданий в таких направлениях скетчинга, как
фуд-рисунок, флористический и анималистический скетчинг. Отработка умения
правильно закомпоновать рисунок, закрепление технологических приемов
работы с акварелью.
Формы контроля: Фронтальный опрос, выполнение практической работы,
творческая работа.
6. Бумажная пластика (20 ч.)
Теория (6ч.): Бумажная пластика, инструктаж по ТБ, знакомство с бумагой
и ее свойствами, историей возникновения, изучение технологических приемов:
прорезывание, складывание, склеивание, использование ребер жесткости.
Знакомство с Оригами, работа со схемами.
Практика (14ч.): Упражнения на освоение приемов бумажной пластики.
Работа по схеме. Цветик-семицветик. Изготовление поздравительных открыток с
элементами объема (техника оригами). Конструирование объемных игрушек.
Изготовление сувениров. Изготовление праздничной упаковки. Развитие
12

нестандартного мышления. Отработка умения работать с ватманом, резаком,
ножницами, клеем ПВА.
Формы контроля: Текущий контроль, творческая работа.
7. Бисероплетение (10 ч.)
Теория (2ч.): Знакомство с бисером. Свойства проволоки. Техника
параллельного плетения на проволоке, техника плетения петельками. Чтение
схем.
Практика (8ч.): Выполнение фигурок из бисера по схеме различной
сложности (крокодил, пчелка, паучок, стрекоза, цветы).
Формы контроля: Творческая работа.
8. Беседы по истории ИЗО
Теория (15 -20 минут на каждом занятии): Беседы по истории
изобразительного искусства основаны на показе произведений искусства.
Систематическое ознакомление детей с произведениями художников является
одним из средств эстетического воспитания. В течение года обучающиеся
знакомятся с жанрами живописи: портрет, исторический, мифологический,
батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анимализма также с Искусством
Древнего мира (история, культура, живопись, архитектура, графика, известные
памятники искусства Древнего мира). Первобытное искусство (палеолит,
мезолит, эпоха, бронзы.) Египет, Передняя Азия, Эгейское искусство, Греция,
Эллинизм, Рим. Также обучающиеся знакомятся с историей традиционных
росписей, таких как: хохлома, гжель, мезенская, городецкая роспись.
Формы контроля: Опрос, тестирование.
9. Итоговое занятие (2 ч.)
Теория (1ч.): Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка.
Практика (1ч.): Тестирование по основным разделам и темам.
Формы контроля: Итоговая выставка, тестирование.

13

1.6. Планируемые результаты
По окончании освоения дополнительной общеобразовательной программы
«Арт-клуб» обучающиеся демонстрируют следующие результаты
Личностные: прослеживается положительная динамика в:
- умении организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;
- способности принимать решения, отвечать за собственные поступки;
- сформированности культуры общения и поведения в социуме;
- в проявлении интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством.
Метапредметные: прослеживается положительная динамика в:
- способности видеть и понимать окружающий мир (художественный
вкус, пространственное мышление, колористическое видение);
- умении работать в группе, коллективе;
- умении наблюдать, сравнивать, адекватно оценивать себя и
окружающих.
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- основы цветоведения;
- разнообразные выразительные средства: цвет, линия;
- основы композиции: понятие симметрии, равновесие, ритм;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- виды декоративно-прикладного искусства;
- начальные эпохи развития изобразительного искусства;
- известнейшие музеи и памятники искусства Древнего мира.
- основные жанры живописи и виды
ИЗО. Обучающиеся будут уметь:
- владеть навыком смешивания красок, свободно работать кистью,
пером, фломастером, восковыми мелками, создавать аппликации и т. д.;
- иметь навык работы с различными материалами и инструментами,
используемыми в изобразительном искусстве и конструировании (бумага,
акварель, гуашь, карандаш, кисти, ножницы, бисер, леска, проволока и тд);
- в доступной форме отражать разные стороны жизни (мир растений,
животный мир и мир людей) и выражать различные чувства и мысли (радость,
грусть и т. д.), выражать свои представления о добре и зле;
- владеть основами композиции, воздушной перспективы и цветоведения;
- грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки.
На фоне широкого и разнообразного показа произведений искусств по
жанрам (натюрморт, портрет, пейзаж, декоративно-прикладное творчество) у
обучающихся должны сложиться представления об удивительном мире
искусства, связанном неразрывными нитями с собственной художественной
деятельностью.
14

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Общее количество учебных часов/ Общее количество учебных недель - 72/36
Дата начала занятий - 03.09.2024
Дата окончания занятий - 31.05.2024
Продолжительность каникул (зимние каникулы)
Месяц

Распределение учебного времени по месяцам

Аттестация, формы
контроля

Кол-во учебных дней

Кол-во часов в месяц

сентябрь

8

16

октябрь

10

20

ноябрь

8

16

Практика

декабрь

8

16

Промежуточное
аттестация

январь

7

14

февраль

8

16

март

7

14

апрель

7

14

май

9

18

Итого

72

144

Вводный контроль

Практика

Итоговая аттестация

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение
Овечкина Ирина Александровна - педагог дополнительного образования,
имеет среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка. Педагог владеет базовыми навыками работы средствами
телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска в
сети Интернет, электронной почтой и т.д.), имеет навыки и опыт обучения и
самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. Педагог
дополнительного образования обладает компетенциями в соответствии с
требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение учебного процесса программы
«Юные инспектора движения» имеет необходимый комплекс учебных и
научных материалов, для проведения всех видов занятий в полном объѐме в
15

соответствии с планом. Учебный кабинет расположен в МБОУ Ильинский УВК
им. Коробчука А.К., адрес учреждения: 296052, Республика Крым, м.р.
Красноперекопский, с. Ильинка, ул. Конституции, д. 1А каб. № 41. Площадь
учебного кабинета составляет 26,1 м2.
Для продуктивной работы есть все необходимое: светлое, просторное,
хорошо проветриваемое помещение, столы 1 местные - 10 штук, стулья - 20
штук, ноутбук, проектор, экран, комплект дидактических материалов, простые
карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые наборы,
акварельные краски, большие и малые кисти, стаканы для воды, подставки под
кисти, бумага для рисования формата А3, бумага для рисования формата А4,
ватман, ластик, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, маркеры,
фломастеры, уголь, тушь, палочки, бисер.
2.2.3. Методическое обеспечение образовательной программы:
Формы
занятий определяются количеством детей, особенностями
материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами.
- по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей –
мастер
- класс, практическая работа, творческая мастерская, конкурс, фестиваль, и т.д.;
по дидактической цели - вводное занятие, занятие по изучению
нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний,
умений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и
систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции
знаний, умений и навыков.
Основной формой обучения в объединении является учебно-практическая
деятельность. Практические занятия занимают основное место в обучении. На
занятиях выделяется фронтальная работа педагога сразу со всей группой в
едином темпе и с общими задачами. Так же на занятиях применяется методика
дифференцированного
обучения:
при
такой
организации
учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем одинаково, а
для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в
зависимости от способностей и уровня подготовки каждого). Мастер – класс
является активной формой обучения, и позволяет сформировать у детей
необходимые умения и навыки. Главная задача педагога состоит в том, чтобы
создать для ребят предпосылки для успешного творчества, организовать его
деятельность и помочь достичь конечного результата.
По необходимости по программе организуется обучение по
дистанционным
педагогическим
технологиям.
При
организации
образовательной деятельности с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
педагог
адаптирует
образовательную программу, акцентируя внимание обучающихся на
самостоятельную творческую работу, разрабатывает презентационную форму
подачи материала, используя фото и видео мастер-классов; определяет варианты
16

контактов с детьми с целью предоставления им возможности получения помощи
и обратной связи.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес
к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,
наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий,
образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов
работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в
практической деятельности.
В учебной деятельности объединения, для развития творческих
способностей и художественно-эстетического воспитания используются такие
формы, как экскурсии в музеи, на выставки, организации сменных и постоянно
действующих выставок детских работ, просмотр видео фильмов.
На занятии педагогу необходимо наблюдать и подмечать особенности
поведения ребенка, его успехи в обучении, постоянно изучать
психофизиологические особенности ребенка - это координация движения рук
(работа с различными инструментами и т.д.), быстрота реакции, память и
глазомер.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
• введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе
личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
• формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и
развитие творческих способностей;
• использование метода как «ситуации успеха»;
• использование методики разноуровневого подхода.
Технологии индивидуализации обучения:
•

способ организации учебного процесса с учѐтом
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• выявление потенциальных возможностей всех учащихся
(поощрение индивидуальности).
Игровые технологии:
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых
приѐмов.
Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям
детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью);
физкультурно-оздоровительные (использование физкультминуток,
динамических пауз, пластические разминки);
17

Рекомендуемые типы занятий: комбинированные и практические занятия,
контрольные занятия учета и оценки знаний, умений и навыков.
Дидактические материалы:
• использование карточек (с заданиями, с образцами);
• использование наглядности (слайды, фотографии, видео).
Алгоритм занятия.
План проведения занятия предполагает следующие этапы:
• Приветствие,
• Определение темы занятий,
• Информация о теме,
• Тренинг (игра),
• Усвоение темы,
• Закрепление материала, подведение итогов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы
конспекты занятий, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический
материал), хранятся у педагога дополнительного образования и используются в
образовательном процессе.
Оценочные материалы (тестирование является приложением к программе).
2.2.4. Информационное обеспечение

Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер - классы;
дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия,
практические работы, альбомы для творчества, таблицы, схемы.
Интернет-ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской
Федерации https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.04.2024
г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
01.04.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения:01.04.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/(Дата обращения: 01.04.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
18

2.3. Формы аттестации/контроля

Контроль усвоения знаний осуществляется в следующих формах:
педагогическое наблюдение; устный опрос; творческое задание, тестирование;
практическое задание.
Входная диагностика проводится по итогам набора учебных групп в
начале учебного года. Цель входной диагностики: познакомиться с учащимися и
определить уровень их общего интеллектуального развития.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с предусмотренными
программой занятиями-повторениями и закреплениями пройденного материала,
проводится в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных
заданий, конкурсов.
Промежуточный контроль осуществляется в конце первого полугодия в
форме открытого занятия – смотра, выставки, и включает в себя проверку
практических умений и навыков.
Итоговый контроль осуществляется в конце II полугодия, в форме
итоговой выставки.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В процессе освоения учебной программы применяются следующие формы
отслеживания образовательных результатов:
- собеседование;
- устный опрос;
- упражнения;
- итоговая и промежуточная выставка.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов. Для предъявления и демонстрации образовательных результатов
по программе используются:
- диагностические материалы, которые позволяют определить количество

учащихся (чел./%), полностью освоивших дополнительную образовательную
программу,
освоивших
программу в
необходимой
степени,
не
освоивших
программу; определить уровень усвоения программы (высокий,
средний, низкий);
- аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного
уровня учащихся;
- открытое занятие;
- творческая работа;
- итоговая выставка.

19

Список литературы

Список литературы для педагога
1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству.
Методическое пособие/ И. Д. Агеева. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 160с. - ISBN 589144-683-9
2. Афонькин, С. Игрушки / С. Афонькин. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. –
128 с. – ISBN 5-04-009267-9
3. Васина Н. С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс,
2012.
- 127 с. - ISBN 978-5-8112-4520-8
4. Пьянкова Н. И.Изобразительное искусство в современной школе/
Н.И.Пьянкова - М.: Просвещение,2006. - 174с. - ISBN 5-09-0116555. Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. – М.: ООО «Издательство
Астрель»:
«Издательство АСТ», 2002. – 159 с. – ISBN 5-17004150-0, ISBN 5-271-01197-6
6. Энциклопедия рисования / Перев. с англ. — М.: Росмэн, 2001. -189 с. ISBN 5- 353-02145-2
7. Журнал «Коллекция идей». – 2002. - № 1.
8. Журналы «Художественная галерея». – 2004 – 2006.
Список литературы для родителей и детей
1. Бѐрджин, Марк, Кошки и котята: как рисовать: тематические уроки / Марк
Бѐрджин; [пер. с англ. Л. А. Борис]. – М.: Арт-Родник, 2014. - 32 с. : ил., цв.
ил.; 28 см.; ISBN 978-5-4449-0161-82.
2. Жукова Л. 100 великих художников: зарубежные мастера/ авт.-сост. Людмила
Жукова. - Москва: Белый город, 2008. – 47 с.- ISBN 978-5-7793- 0799-4 (В
пер.)
3. Как научиться рисовать? / Перев. с англ.М. Д. Лахути. - М.: РОСМЭН, 2000.
- 95, [1] с. : цв. ил.; 31 см.; ISBN 5-8451-0242-1
3. Сокольникова Н.М. Основы живописи/Н.М. Сокольникова - М. «ТИТУЛ»
2002 г. – 79 с. - ISBN 5-86866-068-2
4. Сокольникова Н.М Основы композиции / Н.М. Сокольникова - М. «ТИТУЛ»
2002 г. – 79 с. -ISBN 5-86866-069-2 5. Шедевры импрессионизма / отв. ред. З.
Сабанова – М.: Эксмо, 2020. - 47 с. : цв. ил.; 28 см.; ISBN 978-5-04-108402-8
5. Энциклопедия рисования / Перев. с англ. — М.: Росмэн, 2001. -189 с. - ISBN
5- 353-02145-2
6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И Платонова,
В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1989. – 415 с. - ISBN В пер. (В пер.)
7. Журналы «Художественная галерея». – 2004 – 2006.

20

Приложения
Приложение 1
Оценочные материалы

Оценочные материалы для входного контроля Форма проведения:
собеседование, опрос.
Содержание задания: с вновь поступившими обучающимися проводится
диалоговая беседа с включением устного опроса. Результатом проведения
опроса является заполнение диагностической таблицы показателей общего
уровня развития вновь поступивших обучающихся.
Вопросы для входного оценивания:
1. Обучались ли вы изобразительному искусству ранее?
2. Какие виды красок вы знаете?
3. Вспомните и назовите цвета радуги. В каком порядке они располагаются?
4. Какие цвета преобладают в осеннем пейзаже?
5. Аппликация - это рисунок или декоративное изделие?
6. Что изображают в натюрморте?
7. Какие приспособления используются для смешения красок?
Анализ итогов педагогических наблюдений, собеседования и опроса заносится в
диагностическую таблицу, как ориентировочные показатели общего уровня
развития вновь поступивших обучающихся.
Диагностическая таблица показателей общего уровня развития вновь
поступивших обучающихся
№ п/п

ФИО

Наличие/отсутствие
подготовки по
художественному
профилю

Теоретические
знания

Знание материалов и
приспособлений

Оценочные материалы для промежуточной аттестации
Форма проведения: просмотр работ.
Содержание и условия выполнения задания:
- просмотр работ проводится в группе объединения по итогам
освоения программы;
- на просмотр представляются работы всех участников.
Критерии оценивания практических работ
№
п/п

ФИО

Критерии оценивания (1 критерий 1% – 25%)
Композиция

Владение
техникой

Качество
выполнения

Каждый критерий имеет интервал от 0 до 25 %
Высокий уровень – 76 - 100 %
Средний уровень – 51 - 75%
21

Общий
уровень
Оригинальность

Достаточный – 26 - 50%
Начальный уровень – 1 - 25%
Оценочные материалы для итогового оценивания
Форма проведения: выставка творческих работ с обсуждением.
Содержание задания:
- Выставка творческих работ проводится по итогам реализации программы.
- На выставку представляются работы всех участников объединения.
- Каждый обучающийся по своему выбору представляет 2 работы в
разных техниках из любой темы программы.
Работы могут быть выполнены из различных материалов без ограничений в
применяемых способах, методах и техниках выполнения.
- Каждая работа должна иметь визитную карточку (название,
техника исполнения, автор работы).
- Презентация работ. Вопросы презентации:
- Название работы.
- Техника исполнения. Жанр изобразительного искусства.
- Материалы и приспособления, используемые в процессе выполнения работы.
- Законы и правила, применимые к данной композиции.
- Приемы работы материалом.
- Технология (алгоритм) выполнения работы.
- Самоанализ.
Критерии оценивания творческих работ
№
п/п

ФИО

Критерии оценивания (1 критерий 1% – 25%)
Композиция

Владение
техникой

Качество
выполнения

Общий
уровень

Оригинальность

Каждый критерий имеет интервал от 0 до 25 %
Высокий уровень – 76 - 100 %
Средний уровень – 51 - 75%
Достаточный – 26 - 50%
Начальный уровень – 1 - 25%
Анализ результатов и подведение общих итогов по реализации программы.
Критерии оценки уровня освоения программных знаний и умений:
- Высокий уровень – обучающийся выполняет задания самостоятельно, работа
различными материалами для изобразительного творчества не вызывает
затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.
- Средний уровень – обучающийся выполняет задания с небольшими
затруднениями, может работать не во всех программных техниках
изобразительного творчества; на вопросы отвечает правильно, но не всегда
может объяснить свой ответ.
- Достаточный уровень – обучающийся выполняет задания с серьезными
затруднениями, работает только в самых простых техниках; отвечает на
22

вопросы и объясняет ответы только по подсказке и с помощью педагога.
- Начальный – обучающийся испытывает затруднения на каждом этапе работы;
работает в самых простых техниках; отвечает на вопросы и объясняет ответы
только по подсказке и с помощью педагога.
Методика диагностики графических умений и навыков обучающихся
Общая оценка графических умений и навыков складывается из пяти
параметров:
1. оригинальность - отсутствие шаблонов, самостоятельность в
выборе и отображении темы, своеобразие и индивидуальность;
2. движение - отсутствие статичных форм, передача движения людей,
животных, предметов, их взаимодействие;
3. композиция - правильное расположение изображения в заданном формате;
4. техника - использование линий различной толщины и с разным
нажимом, штриховка, растушевка и т.д.;
5. эмоциональность - выражение отношения автора к своему
рисунку изобразительными средствами;
По каждому параметру ставится оценка по трехбалльной системе: 1 оптимальный (высокий), 2 - достаточный (средний), 3 – недостаточный
(низкий), затем выводится средний балл.
параметр
оценки
оригинальност
ь

движение

композиция

оптимальный
отсутстви
е
шаблонов
передает
движение и
взаимодействи
е элементов
композиции
правильно
располагает
изображение
в заданном
формате

достаточный
использует
шаблоны как
элемент
композиции
передает элементы
движения людей и
животных
соблюдает общие
законы композиции,
небольшие ошибки
не нарушают
целостного
восприятия рисунка

23

недостаточный
использует только
заученные шаблоны
объекты композиции
полностью статичны,
между ними
отсутствует
взаимодействие
не умеет правильно
располагать
изображение в
заданном формате
(нарушение границ,
масштаба)

умело
достаточно
использует
хорошо
линии жесткие,
возможности
использует
однообразные, тон
техника
предложенног
возможности
используется
о
линии и
неумело
тонального пятна
графического
материала
рисунок эмоционально
в рисунке
автор пытается
эмоциональнос
чувствуется
выразить свое
холодный, автор не
ть
выражает своего
отношение
отношение к
автора к
рисунку
отношения к
происходящем
изображаемым
у
предметам
Тест промежуточного контроля «Первобытное искусства и
искусство Древнего мира»
1. Где были найдены первые изображения созданные
человеком? а) В пещерах
б) Вырезаны на деревья
в) Рисунки не сохранились
2. Как называется пещера, открытая испанским археологом Марселино
Саутуола в 1875 году, стены которой украшали 25 цветных изображений
бизонов в натуральную величину?
а) Ласко
б)
Капова
пещера
в)
Альтамира
3. Что такое «тотем»?
4. Как называются знаки-рисунки которыми писали
египтяне? а) буквы
б)
графем
ы в)
иерогли
фы
5. Что украшало храмы
Египта? а) росписи и
рельефы
б)
скульптур
ы в)
папирусы
6. Назовите самую известную пирамиду Египта
24

7. Кто сторожит
пирамиды? а)
Жрецы
б) Сфинкс
в) Изображения богов
8. Что означает ―античность‖ в переводе с греческого?
a) грече
ский б)
древни
й
в) классический
9. Какой из ордеров считается самым
изящным а) ионический
б)
коринфски
й в)
дорически
й
10. Назовите древнегреческий архитектурный ансамбль, расположенный на
горе Олимп?

11. В честь чего воздвигнуты триумфальные арки в
Риме? а) победа в военном сражении
б) поражение в военном сражении
12. Название амфитеатра в
Риме: а) цирк;
б)
Колизе
й; в)
коррида
.
Итоговый тест по программе «Арт-клуб»
1. Назови цвета радуги.
2. Какая группа цветов основная:
а) синий, оранжевый,
бежевый б) синий, красный,
жѐлтый
д) оранжевый, фиолетовый, голубой
3. Выбери материалы, которыми работает
художник: а) пила, молоток, лопата
25

б) краски, карандаши, мелки.
4. Красный + синий = , Синий + жѐлтый = , Красный + жѐлтый = .
5. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углѐм
называются: А) живопись
Б) графика
В) скульптура
6. Что такое цветовой круг.
А) расположение цветов по
порядку Б) размещение кисточек.
В) смешение красок.
7. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
8. Как называется картина, на которой изображается природа?
9. Какой жанр переводится как «мѐртвая натура»?
10. Изображение лица человека
11. Найдите соответствие:
Изображение человека
Архитектура
Изображение природы
Натюрморт
Проекты зданий
Портрет
Изображение «неживой природы»
Пейзаж
Украшение предметов
Скульптура
Лепка человека и животных
Дизайн (декор)
12. Назови основные цвета, используемые в:
Хохломской росписи
________________________________________
Гжели
______________________________________________________
Мезенской росписи
____________________________________________

26

Приложение 2
Методические материалы
План-конспект занятия
Тема: «Основы акварельного скетчинга. Капкейк»
Цель: Знакомство с понятием «скетчинг», освоение технологии
акварельного скетчинга на примере рисования капкейка.
Задачи:
Предметные:
- дать понятия «скетчинг», «акварельный скетчинг»;
- познакомить с видами и жанрами скетчинга;
- закрепить навык рисования акварелью.
Метапредметные:
- развить воображение и фантазию;
- развить умение определять центр композиции;
- развить навык самостоятельной работы.
Личностные:
- воспитать художественно-эстетический вкус;
- воспитать аккуратность усидчивость.
Тип занятия: занятие по изучению нового материала.
Структура учебного занятия:
1. Организационный момент
2. Подведение к теме
3. Сообщение темы, беседа (информационная часть)
4. Практическая работа
- показ образца
- поэтапное рисование капкейка
5. Самостоятельная работа.
- прорисовка деталей, декорирование
6. Физкультминутка.
7. Подведение итогов занятия, опрос
Методы обучения
- объяснительно-иллюстративный метод;
- беседа;
- самостоятельная
работа. Форма
работы: групповая
Средства обучения
- бумага акварельная;
- карандаш, ластик, линер;
- акварель;
- кисти: белка №3, №1.
27

Дидактический материал
- презентация;
- образец работы, сделанной педагогом.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы познакомимся с новым видом техники рисования акварелью.
Посмотрите на эти рисунки, как вы думаете, как называется этот стиль
рисования?
Скетчинг — это техника быстрого рисунка
Это способ отточить навык и мастерство рисования, и, кроме того:
• Доказано бельгийскими учеными, что рисование — хорошая
тренировка для мозга и памяти. Поэтому скетчинг — отличное занятие для
свободного времени.
• Для людей творческих профессий быстрый рисунок просто необходим,
как удобный инструмент зафиксировать идею. Показать ее собеседнику и
сделать это нескучно.
• Для путешественников. Если зарисовывать интересные объекты, то
они запомнятся ярче, чем с помощью фотографии.
• Рисование скетчей помогает расслабиться, снять напряжение и
получить удовольствие.
• Скетчинг поможет начать видеть интересные детали окружающего
мира.
Инструменты и материалы
Блокнот, карандаш, ластик — это минимальный набор вещей для
скетчинга, которые под рукой:
• Графитовый карандаш бывает 3 цветов: черный, белый, серый.
Карандаши различают по твердости. В России 3 шкалы твердости: М –
мягкий, Т – твердый, ТМ – твердомягкий. Европейская шире: В – мягкий, Н –
твердый, F – средний тон, НВ – твердомягкий. И в России и в Европе рядом с
буквой маркировки стоит цифра, которая обозначает степень твердости.
Чаще всего для скетчинга используют графитовый карандаш
• Ластик бывает твердый, мягкий, твердый с вкраплением песка (для
снятия верхнего слоя бумаги), клячка для снятия тона.
• Гелиевые ручки пользуются популярностью для создания скетчей.
Это связано с тем, что в такой ручке используется гель или другая жидкость на
водной основе. За счет этого процесс письма становится легче. Недостатки
ручек — это большой расход чернил и высокая вероятность протекания.
• Белая гелиевая ручка используется для бумаги различных цветов
или на других цветах на рисунке. Подойдет и в качестве корректора.
• Линер — чертѐжная ручка, которая заправляется тушью. Существует 3
вида: одноразовые, со сменным или с заправляемым картриджем. Для рисунка
скетча чаще выбирают одноразовые варианты. С помощью линера делают
штрихи различной толщины. К плюсам относится то, что в такой ручке
28

используют водостойкие чернила.
К особому виду линеров относят брашпен. Это ручка с наконечником в
виде кисти. Различают 2 основных вида – тонкие, похожи на стержень
фломастера и широкие, как кисть. Чернила в брашпенах водостойкие или на
водных составах.
• Скетчинг с использованием акварели подразумевает водные краски.
Бывает твердая, пастообразная и жидкая краска. Для техники быстрого
рисунка используют профессиональную акварель. Стандартная палитра
содержит 24 цвета.
• Уголь для рисования встречается в 3 вариантах: палочки,
карандаши и прессованный уголь.
При рисовании больших объектов применяют мягкий уголь, для деталей твердые
виды. Он хорошо показывает фактуру. Уголь пластичен и поэтому плохо
держится на бумаге. Рисунки, выполненные углем, невозможно хранить, если не
обработать специальным средством закрепителем. Для начинающего художника
стоит попробовать угольный карандаш.
• Сангина — это мягкий материал для рисования в виде мелков.
Цветовая гамма сангины от красного до коричневого оттенка. Этот материал,
как и уголь, плохо держится на поверхности и нуждается в закреплении.
Сангину, благодаря ее цвету, чаще используют для изображения человеческого
тела или портретов.
• Бумага. Для техники быстрого рисунка важно правильно подобрать
бумагу. Есть универсальные варианты, но при использовании различных
материалов, результат будет отличаться.
Жанры скетчинга
Скетчинг (техника быстрого рисунка имеет самостоятельное направление)
может быть выполнен в виде быстрой зарисовки и как скетч-рисунок. Рисунок
— это работа, которую художник создавал несколько часов,
тщательно прорабатывая.
Техника трех стадий
Эта техника подходит для новичков в скетчинге и включает в себя 3 этапа
создания рисунка:
1. Набросок карандашом. На первой стадии создается карандашный
набросок, на котором обозначаются контуры и основные элементы будущего
рисунка.
2. Обработка маркером. На второй стадии прорабатываются контуры
рисунка, а также мелкие элементы и детали, придающие скетчу законченный
вид.
3. Заливка цвета. На завершающей стадии заливаются основные
цветовые пятна. Затем идет проработка.
Есть еще другой вариант трехстадийной техники, в которой
последовательность пунктов изменена. После наброска карандашом делают
заливку цветом, а затем обработку маркером.
29

Практическая работа.
Шаг 1. По центру альбомного листа создаем легкий эскиз капкейка. Сначала
рисуем бисквитную основу кекса, затем намечаем несколько слоев крема и
сверху вишенку с плодоножкой и бликом. Набросок готов. Карандашный контур
эскиза осветляем ластиком и переходим к работе с красками.
Шаг 2. Начнем с прорисовки бисквитной верхушки капкейка. Используя сиену
жженую, прописываем мелкими мазками базовый тон. Сразу же стараемся
обозначить верхний край бумажной гофрированной формочки и затемненные
части основы (под слоем крема).
Шаг 3. После чего оттеняем умброй и сиеной жженой гофрированные складки
формочки. Темным тоном выделяем лишь несколько самых глубоких складок у
нижнего края кекса.
Шаг 4. Большой кистью наносим розовый хинакридон — базовый
полупрозрачный тон крема. Теперь после сиены и умбры хорошо промываем
маленькую кисть в воде и, набрав на кончик немного карминовой, намечаем тени
в складках крема и вишенку.
Шаг 5. Окисью хрома прорисовываем плодоножку вишни. Умброй жженой
насыщаем тень от нижнего слоя крема на бисквите и черенок на кончике
плодоножки.
Шаг 6. Замешиваем на палитре красную и рубиновую и прорабатываем цвет
вишни, делая его более интенсивным. Умброй жженой прорисовываем четкий
контур гофрированной формочки и тень.
Шаг 7. Теперь прорабатываем все тени плотными оттенками. Бисквитную
верхушку делаем более насыщенной, при этом сохраняем на глянцевой
поверхности размытые блики. Не забываем про вишенку на креме, на ее верхней
части создаем плотную тень темно-бордовым тоном.
Все, рисунок капкейка готов.
Вопросы:
1. С какой техникой рисования мы сегодня познакомились?
2. Что такое скетчинг?
3. Назовите этапы работы?
4. Какие жанры скетчинга вы знаете?
5. В каком жанре мы сегодня рисовали?

30

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование (КТП)
(стартовый уровень)
№

1.

Наименование темы
занятия
Вводное занятие. Инструктаж
по т/б. Легенда о живописи.
Входная диагностика.

Колво
часов
2

Дата по
Форма
расписанию
аттестации
По
По
/ контроля
плану факту
03.09

Опрос,
тест

Живопись (32 ч.)

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Знакомство с
художественными материалами
(акварель, гуашь, кисти,
фломастеры, карандаши,
бумага). Понятие о цветовом
круге. Изучение цветовых
нюансов.
Искусство вокруг нас. «Чем и как
работает художник. Искусство
вокруг нас. Эти удивительные
краски (основные цвета,
составные цвета).
Палитра осени. Осенние листья
(техника работы акварелью
«заливка»).
Основы цветоведения. Цветовой
круг (холодные и теплые цвета,
понятия контраст, нюанс).
Техника работы акварелью
вливание цвета, растяжка.
Основные жанры
изобразительного искусства.
Пейзаж. Портрет. Натюрморт.
Основы цветоведения. Техника
работы акварелью растяжка в
два цвета, лессировка.
Итого за месяц

10.09

Опрос,
практ.
работа

2

12.09

Опрос,
практ.
работа

17.09

Опрос,
практ.
работа
Опрос,
практ.
работа

2

2
19.09

2

24.09

Практ.
работа

26.09

Практ.
работа

01.10

Практ.
работа

03.10

Практ.
работа

08.10

Практ.
работа

2

2
16

Октябрь

9.

10.

11.

Пейзаж «Золотая осень» Азы
воздушной перспективы
(карандашный набросок,
подмалевок).
Пейзаж «Золотая осень» Азы
воздушной
перспективы
(прорисовка
деталей,
проработка переднего плана).
Палитра осени. (осенние листья,
цветы, ветки клена, рябины,
яблони). Рудбекия. (техника

2

2

2

31

Примеча
ние
(коррект
и- ровка)

работы гуашью).

13.

Палитра зимы. Зимнее
дерево (зимнее дерево,
пейзаж, натюрморт).
Палитра зимы. Натюрморт в
холодных тонах.

14.

Палитра весны. Этюд весеннего
дерева.

15.

Палитра весны. Весенний
пейзаж.

16.

Натюрморт с натуры.
Натюрморт «Сирень».

17.

Натюрморт с натуры.
Натюрморт «Верба».

12.

Практ.
работа

15.10

Творч.
работа

17.10

Творч.
работа

22.10

Практ.
работа

24.10

Практ.
работа

29.10

Практ.
работа

31.10

Практ.
работа

2

2
2

2

2

2

Палитра весны. Сакура.
18.

10.10

2
Итого за месяц

20

Ноябрь

19.

20.

21.

22.
23.
24.
25.
26.

Рисунок (22 ч.)
Беседы о рисунке.
Простой карандаш и
все-все-все.
Практическая работа
«Путешествие карандаша».
Портрет. Пропорции лица.
Рисование простым
карандашом.
Наброски с натуры на
пленэре.
Выразительные средства
графики (точка, пятно, линия,
штрих).
Рисунок кистью (силуэтное
рисование). Зимний лес, парк.
Рисунок кистью (силуэтное
рисование). Животные, птицы.
Фигура человека. Пропорции
тела.
Фигура человека. Пропорции
тела. Костюм.
Итого за месяц

05.11

2

2

Творч.
работа

12.11

Практ.
работа

14.11

Практ.
работа

19.11

Практ.
работа
Практ.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа

2

2

21.11
26.11

2
2
16

32

Творч.
работа

07.11

2

2

09.11

28.11

Декабрь

27.

28.
29.

Свет и тень. Понятие.
Рисование простейших
геометрических форм (куб).
Основы линейного рисунка.

1

1

Автопортрет.

1

03.12

Творч.
работа

05.12

Творч.
работа
Творч.
работа

10.12

Основы композиции (18ч)
30.
31.

32.

33.
34.

35.
36.

Основные понятия о композиции
Симметрия и асимметрия.
Равновесие. Статика. Движение.
Знакомство с понятиями.
Практическая работа.
Форма изображаемого предмета.
Соотношение формы предметов
с простейшими фигурами.
Понятие форма. Основные
формы.
Роль цвета в передаче характера
формы. Промежуточная
аттестация

1
1

Итого за 1 полугодие

68

Основные традиционные
народные росписи. Гжель.
Создание композиции на основе
изученных мотивов
традиционны росписей.
Композиция (26ч)

41.

Композиции на тему «Символ
года».

39.

1

16

40.

38.

1

Итого за месяц

Путешествие в сказку.
Диагностика графических и
живописных навыков.
«Царица Осень». Создание
образа осени.
Композиции на тему
«Новогодняя елка».
Композиции на тему
«Снеговик на прогулке».

37.

1

Итого за месяц

2

12.12
17.12

19.12

Творч.
работа

24.12

Творч.
работа
Опрос,
тесты,
творч.рабо
та

26.12

09.01

Беседа

14.01

Практ.
работа

16.01

Практ.
работа

21.01

Практ.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа

2

2
2
23.01

2
28.01

2
30.01
2
14

Февраль

33

Творч.
работа
Творч.
работа

Творч.
работа

42.

Развитие умения выбора
формата, развитие
творческого воображения.
«Снегири».

43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.

04.02

Практ.
работа

06.02

Практ.
работа
Практ.
работа

2

2
«Мои, любимые животные»
(умение графически решать
лист, яркое, выразительное
цветовое решение).
«Мои, любимые животные».
«Таинственный космос».
«Таинственный космос».
«Прогулка (фигура человека в
экстерьере)».
Фигура человека. Пропорции
тела.
Итого за месяц

11.02

2

13.02

2
2
2

18.02
20.02
25.02

2
27.02

2

Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа

16

Март
Акварельный скетчинг (12 ч.)
50.

51.
52.
53.
54.
55.

56.

Основы акварельного
скетчинга. Основные жанры и
приемы.
Фуд -рисунок «Капкейк».

04.03

Практ.
работа

2

06.03

Анималистический скетчинг.
Флористический скетчинг.

2

11.03

Практ.
работа
Практ.
работа

Открытка ко Дню Матери.

2

13.03

Фуд-рисунок «Масленица».

2

20.03

Отработка умения правильно
закомпоновать рисунок,
закрепление технологических
приемов работы с акварелью.
Отработка умения правильно
закомпоновать рисунок,
закрепление технологических
приемов работы с акварелью.

2

25.03

2

27.03

Итого за месяц

14

2

Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа

Апрель

57.
58.

Основы композиции (18 ч.)
03.04
Основные понятия о композиции
2
Симметрия и асимметрия.
08.04
Равновесие. Статика. Движение.
2
Практическая работа.
34

Творч.
работа
Творч.
работа

60.

61.
62.
63.

Форма изображаемого предмета.
Соотношение формы предметов
с простейшими фигурами.
Форма изображаемого предмета.
Соотношение формы предметов с
простейшими фигурами.
Понятие форма. Основные
формы.
Роль цвета в передаче характера
формы.
Итого за месяц

15.04

Творч.
работа

2

17.04

Творч.
работа

2

24.04

2

29.04

Творч.
работа
Творч.
работа

2

17

Май

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

71.

72.

Равновесие. Орнамент. Ритм.

2

06.05

Виды орнамента.

2

13.05

Основные традиционные
народные росписи. Городецкая
роспись.
Городецкая роспись.

2

15.05

2

17.05

Основные традиционные
народные росписи. Гжель.
Гжель.

2

20.05

2

22.05

Создание композиции на основе
изученных мотивов традиционны
росписей.
Создание композиции на основе
изученных мотивов традиционны
росписей.
Подведение итогов работы за год.
Итоговая выставка.

2

24.05

2

27.05

Творч.
работа

2

29.05

Тестирова
ние +
выставка
творч.рабо
т

Итого за месяц

18

Количество часов за I
полугодие
Количество часов за II
полугодие
Количество часов за год

68
76
144

35

Творч.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа
Творч.
работа

Приложение 4
План воспитательной работы (ПВР)

Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного
роста учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности,
патриотизм и национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, гостиная (поэтическая,
музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита проекта,
конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты, экскурсии,
культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников:
фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия
по содержанию воспитания:
социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые,
социально- педагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Направление
Название мероприятия
воспитательной
работы
День знаний
Гражданско36

Дата
Ответственный
проведения

патриотическое
воспитание

Семейное
воспитание

Духовнонравственное

День окончания Второй
мировой войны
День солидарности в
борьбе с терроризмом
Международный день
памяти жертв фашизма
День учителя
День народного единства
День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников
органов внутренних дел
России
День Государственного
герба Российской
Федерации
День неизвестного солдата
День Героев Отечества
Международный день
родного языка
День защитника Отечества
10 лет со Дня
воссоединения Крыма с
Россией
День памяти о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
День Победы
День славянской
письменности и культуры
Всемирный день Земли
Праздник Весны и Труда
Международный день
пожилых людей
День отца в России
День матери в России
День туризма
Всемирный день здоровья
Международный день
пожилых людей
37

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь
февраль

март

апрель

май
апрель
май
октябрь
ноябрь
сентябрь
апрель

(Нравственноэстетическое
воспитание)

Международный день
музыки
октябрь
День защиты животных
Международный день
школьных библиотек
Международный день
инвалидов
декабрь
День добровольца
(волонтера) в России
Международный женский
день
март
Всемирный день театра
Профилактика
Месячник безопасности.
в течении
правонарушений Месячник противодействия
года
экстремизму и терроризму

38

Сценарий воспитательного мероприятия
«День Государственного герба Российской Федерации»
Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.
Задачи:
1) познакомить с понятием «государственные символы – ГЕРБ»;
2) способствовать формированию чувства гордости за достижения своей
страны;
3) учить бережному отношению к историческому наследию и традициям
народов России.
Оборудование: виды флагов, кассета с песней о России, 5 пословиц, символы
государства – флаг, герб; виды гербов.
Оборудование для учащихся: клей; цветные карандаши; разрезные детали
герба «щит, 3 короны, держава, скипетр».
Ход воспитательного мероприятия
1.
Вводная часть
(Слушание песни о Родине)
- О чѐм эта песня?
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок –
улица, дом, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а
из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая
великая Родина. Каждый чело – век любит свою Родину. А любить свою Родину
– значит жить с ней одной жизнью.
- Кто желает нам рассказать стихи о
Родине? (Чтение стихов учащимися.)
Какие вы знаете
пословицы о Родине? (Зачитывание
учащимися пословиц.)
- А теперь попробуем составить пословицы о Родине.
- У всех на партах лежат 5 разрезанных пословиц. Вы должны по
смыслу подобрать к началу пословицы еѐ конец.
Работа в парах
(Дети собирают 5 разрезанных
пословиц.) Всякому мила – своя
сторона.
Родная землица – и во сне снится.
Родина – мать, умей за неѐ
постоять. Нет в мире краше –
Родины нашей. Родина краше
солнца, дороже золота.
- Проверим как вы составили эти пословицы.
(Дети проверяют как они составили пословицы, на доске прикрепляю всю
пословицу.)
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
39

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Видно, что вы знаете
пословицы, умеете их составлять, объяснять.
2. Основная часть
- Давайте вспомним, как называется страна, в которой вы живѐте? (Россия.)
- В каком государстве вы живѐте? (РФ.)
- Назовите столицу нашего государства? (Москва.)
- Ребята, сегодня я вам расскажу о появлении и становлении Российского герба.
- Давайте вспомним, какие символы государства вы знаете? (Гимн, флаг, герб.)
- На прошлом занятии мы говорили о Российском флаге. Посмотрите на
доску и выберите из множества флагов – Российский флаг.
(Использую 6 видов флагов разных государств и среди них флаг РФ)
- Почему вы решили, что это Российский флаг? (3 цвета и их расположение.)
- Каково значение цветов Российского флага? (Белый цвет – означает мир и
чистоту совести; синий цвет – небо, верность, правду; красный цвет –
огонь и отвагу.)
- А где вы видели Российский флаг? (На государственных учреждениях; в
особо торжественные дни гордо реет над государственными
учреждениями.)
- Почему иногда флаг бывает приспущен? (В стране – траур.)
- А как выглядит герб
России?
(Показ
Российского герба.)
У России величавой
На гербе орѐл
двуглавый, Чтоб на
запад на восток Он
смотреть бы сразу
мог.
Сильный, мудрый он и
гордый. Он – России дух
свободный.
- Где вы могли увидеть герб России? (Паспорт, грамоты, диплом и др.)
- Ребята, посмотрите на данные герба, попробуйте выделить герб
РФ. (Использую 8 видов гербов разных государств и среди них
герб РФ.)
- Вы правильно выбрали герб РФ – государственный символ нашего
государства.
- Рассмотрите внимательно герб и расскажите, что вы видите?
Сразу выделяется фон герба – красный. А это цвет – жизни. На фоне красного
щита – золотой двуглавый орѐл. Правой лапой он сжимает скипетр. В его левой
лапе держава - в виде золотого шара. Над головами орла мы видим короны. В
давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня
они напоминают нам об историческом прошлом нашего государства.
- Что вы видите на груди у орла? (Всадника на коне.)
40

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это
Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается
синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьѐ, которое помогло ему
победить змея.
- Почему змей чѐрный? (Чѐрный цвет – зло.)
Чѐрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона
копытами. Двуглавый орѐл является символом России уже более 500 лет.
-У каждого на парте лежат части герба. Попробуйте сложить герб в правильной
последовательности.
(Вырезание, наклеивание, раскрашивание.)
- Вот теперь мы знаем, как выглядит герб нашей Родины – России. Мы также
знаем, что гербы имеют очень давнюю историю.
- Что же собой представляет герб? (Изображение золотого орла на красном
поле.)
- Почему 2 головы у орла? (Оборона от запада до востока.)
- Что означают 3 короны на голове у орла?
Три короны над ними скреплѐнные единой лентой, символизируют кровное
братство и единую историю трѐх народов – русских, украинцев и белорусов.
- Что в когтях у орла? Что они означают?
Скипетр и держава – выражает вечность государственных устоев нашего
Отечества.
3. Итог воспитательного мероприятия
- О чѐм шла речь?
- Что же такое герб?
Относиться к гербу надо с уважением, так как это символ нашего государства.
Не одно государство не может существовать без этого символа.
- Заканчивая наше воспитательное мероприятие, я бы хотела
чтением стихотворения:
«Берегите
Россию – Нет
России другой.
Берегите еѐ тишину и
покой, Это небо и солнце,
Это хлеб на
столе И
родное
оконце
В позабытом
селе… Берегите
Россию – Без неѐ
нам не жить.
Берегите еѐ,
Чтобы вечно ей быть!»

41

Приложение 5
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Арт - клуб»
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».