Волшебная кисть Зеленая Нива

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волшебная кисть» разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждѐнная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016г.
№ 642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» (в действующей редакции);
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальны проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г.
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
1

- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов
на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
2

исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ
от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г.
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении
Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации профориентационного минимума для
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
3

образовательные программы основного общего и среднего общего
образования»,
«Инструкцией
по
подготовке
к
реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав МБУДО «Эврика».
Данная
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
художественной
направленности «Хореографическое искусство» (автор - Якубенко В.Н.,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, г.
Армянск, 2022 г., протокол пед. совета от 31.05.2022г., № 05); имеет
модификации и дополнения
исходя из
требований
учреждения
дополнительного образования, на базе которого она используется.
Программа имеет художественную направленность, способствует развитию
образного мышления, чувства цвета, ритма, выражению себя в творчестве. В
ходе реализации программы у обучающихся формируются общечеловеческие
ценности и культурные нормы, содержащиеся в художественных образах
изобразительного искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию
духовного мира ребенка, самореализации обучающегося в изобразительной
деятельности, помогает сделать профессиональный выбор, стать автором
уникальных произведений.
Новизна программы заключается в том, что знания по теории
изобразительного искусства обучающиеся получают в контексте практического
применения изученных понятий, это предоставляет возможность детям изучать
теоретические вопросы в их деятельностно-практическом аспекте. Благодаря
такому обучению дети с легкостью усваивают новые знания и приобретают
умения.
Отличительная особенность является возможность выявления одарѐнных
детей в области изобразительного искусства, открывает возможность каждому
ребѐнку попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства,
выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нѐм.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
4

достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство
приобщить детей к творчеству.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 12-16 лет. Обучающиеся
формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей.
Допускается разница в возрасте от одного до пяти лет. Учащиеся, поступающие
в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их
индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам
обучающиеся могут быть зачислены в группу стартового, базового уровня
освоения программы. Занятия проводятся в группах, подгруппах и
индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
Объем и сроки освоения программы. Данная программа реализуется в
течение одного учебного года: 36 недель: (I полугодие составляет 17 недель и II
полугодие – 19 недель), рассчитана на 144 часа.
Расписание занятий составляется для каждой группы с учетом обеспечения
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, в соответствии с их
возрастными особенностями, согласовывается с пожеланиями обучающихся и
их родителей (законных представителей).
Программа рассчитана на один год обучения базового уровня, 144 часа,
численность группы составляет 20 чел.
Занятия проводятся в очной форме, возможно с применением дистанционных
образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Формы
обучения: фронтальные, групповые и коллективные.
Форма обучения - очная.
Форма занятий - групповые занятия, со всей группой одновременно. Освоение
программного материала происходит через теоретическую и практическую
части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в
себя
организационную,
теоретическую
и
практическую
части.
Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть
очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Основное
время отводится на практические занятия. Основной формой организации
образовательного процесса является групповое занятие.
Программа, по необходимости, реализуется с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий (в условиях
профилактики, предотвращения и распространения новой коронавирусной
инфекции). При переходе на дистанционную форму обучения педагог
дополнительного образования адаптирует данную программу, акцентируя
содержание на самостоятельную творческую работу детей, определяет новые
временные рамки освоения новых компетенций.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом. Группа разновозрастная; состав группы – постоянный; виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать: теоретические и практические занятия, мастер-классы, игры,
выполнение самостоятельной работы, творческие работы. Занятия проводятся в
группах по 20 человек, сочетая принцип группового обучения с
5

индивидуальным подходом. Набор в группы проводится посредством подачи
заявки в АИС «Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления
родителем (законным представителем) или самим ребенком, достигшим 14-ти
лет, и согласия на обработку персональных данных в письменном виде, а также
медицинской справки, позволяющей находится в детском коллективе,
заниматься выбранным видом деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
(1 академический час – 45 мин.).
1.2.
Цель программы.
Цель данной программы - раскрыть и развить творческий потенциал каждого
ребенка средствами изобразительного искусства. Цель определяет следующие
задачи:
1) Образовательные (предметные, обучающие): научить: техникам работы
акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами; рисованию
с натуры, по памяти, воображению; теоретическим основам рисунка, живописи,
композиции; отличать особенности творчества выдающихся художников
прошлого и настоящего; использовать средства информационных технологий
для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих
проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, композиции;
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач; рационально строить, анализировать и корректировать
самостоятельную творческую деятельность; анализировать деятельность
других обучающихся и давать ей оценку.
2) Развивающие (метапредметные):развивать пространственное мышление,
композиционную грамотность, логику; развивать оценочно-аналитические
способности учащихся; формировать практические навыки в работе
художественными материалами; развивать у детей чувственно-эмоциональные
проявления: внимание, память, фантазию, воображение; формировать
организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою
деятельность; определять еѐ проблемы и их причины; содержать в порядке своѐ
рабочее место); развивать
коммуникативные умения и
навыки,
обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение
(адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать
помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
3) Воспитательные (личностные): развивать интерес к окружающему миру,
красоте природы родного края; воспитывать интерес и любовь к искусству, к
занятиям художественным творчеством; формировать трудовую и творческую
активность, усидчивость и целеустремленность; формировать культуру чувств,
художественного вкуса учащихся; воспитывать чувства ответственности за
результат работы; формировать потребности в творческом самовыражении;
формировать уважительное отношение к искусству родной страны, разных
стран и народов.
6

1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы кружка «Волшебная кисть»
направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к
русской культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке работ
товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства
ответственности при выполнении своей работы. Для решения поставленных
воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются
к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях района, учреждения,
объединения: благотворительных акциях, выставках, мастер-классах, лекциях,
беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, направленных на
развитие художественных способностей обучающихся. Предполагается, что в
результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий
уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к техническим
занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах),
привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
базовый уровень
Наименование
раздела, темы

1.

Введение в программу

2

2

-

2.

Композиция

26

6

20

3.
3.1.

Рисунок
Силуэт - одно из
средств создания
лаконичных
обобщенных
изображений
реальных предметов
Форма, конструкция и
штрих в передаче
объема
Живопись
Мир акварельных
красок

24
14

6
2

18
12

Выставка

10

2

8

Выставка

24
8

4
2

20
6

3.2.

4.
4.1.

Всего
часов

Аудиторные часы
Теория Практика

№
п/п

7

Форма аттестации/
контроля
Вводный контроль:
кроссворд, выполнение
творческой работы,
самооценка выполненной
работы, выставка
Текущий контроль:
фронтальный опрос, тест,
выполнение практической
работы, самооценка
педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация:
выполнение практической
работы.

Текущий контроль:
фронтальный опрос,

4.2.

Многообразие мира с
гуашевыми красками

6

4.3.

Живопись с натуры

10

2

8

5.

Мир песочной
фантазии
Формирование ЗОЖ

18

2

16

4

2

2

7.
8.

Мы и музей
Конкурсная,
выставочная
деятельность

20
24

2
2

18
22

9.

Итоговое занятие .
Отчетная выставка
работ обучающихся
объединения.
Подведение итогов за
учебный год

2

-

2

144

26

118

6.

Итого

6

выполнение практической
работы, упражнения
Фронтальный опрос,
выполнение практической
работы
Текущий контроль:
фронтальный опрос,
выполнение практической
работы
Педагогическое
наблюдение, конкурсы и
выставки
Выставка
Текущий контроль:
педагогическое
наблюдение, практическая
работа, конкурс, выставка
Итоговый проект

Содержание учебного плана
Базовый уровень
Введение в программу (2 часа)
Теория: Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Плана
работы на новый учебный год. Изобразительные материалы художника: масло,
темпера, соус. Виды мольбертов.
Композиция (26 часов)
Теория: Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое
целое (произведение) сюжета художественного материала, художественной
формы и технических приемов исполнения. Творческое использование
основных приемов и средств композиции на примере произведений
художников разных эпох. Приемы выделения композиционного центра:
увеличение
или
уменьшение
размеров
главного
в
композиции;
противопоставление главного второстепенному; подчинение второстепенного
главному. Своеобразие композиционных приемов в искусстве портрета,
натюрморта, пейзажа, бытовой картины (П. Федотов, В. Петров, Б. Кустодиев,
П. Кончаловский, А. Головин, М. Нестеров и др.). Процесс поиска образца
картины: эскизы, этюды, наброски. Творчество В. Сурикова. Работа В.
Сурикова над картиной «Боярыня Морозова».
Практика :
8

а) «Сказка» с использованием эскизов. Коллаж или живопись (по выбору
обучающегося). Тестирование;
б) «Семейные традиции» (с использованием набросков с натуры и эскизов);
в) композиция в пейзаже (с эскизами). Викторина по теоретическим знаниям.
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование,
выполнение практической работы, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация: викторина,
выполнение практической работы.
Рисунок (24 часа)
Тема 3.1. Силуэт - одно из средств создания лаконичных обобщенных
изображений реальных предметов
Теория. Понятие «силуэта». Силуэтные образы в графике, отражающие разный
характер предметов (сплошной, фигурный). Силуэты природных форм:
горизонтально и вертикально ориентированные. Графический материал: тушь.
Практика:
а) Силуэты различных предметов (черная краска или тушь);
б) «Необычный мир» - сюжетно – силуэтная композиция на свободную тему
(тушь).
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, выполнение
практической творческой работы, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Тема 3.2. Форма, конструкция и штрих в передаче объема
Теория. Характер штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная,
дугообразная, спиралевидная, спокойная, нервная) в передаче материальности
фактуры предмета и его формы. Технология создания необходимого тона
штриховкой
простым
карандашом
(параллельными
штрихами,
пересекающимися, накладывающимися друг на друга; короткими или
длинными штрихами). Понятие в рисунке тональности, граней и плоскостей в
предметах. Выявления предмета в рисунке тоном. Этапы построение шара.
Передача тональности и объема куба, цилиндра, кувшина (вазы), шара
штриховкой. Особенности рисунков Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И.
Шишкина, В. Серова, В.Лебедева, В. Фаворского.
Практика:
а) «Шахматная доска» – передача разной тональностью шахматных клеток от
светлых до самых темных (сверху вниз);
б) тональный рисунок куба;
в) тональный рисунок цилиндра. Викторина;
г) тональный рисунок шара. Игра «Кому принадлежит?»;
д) тональный рисунок натюрморта, состоящего из 2 простых предметов без
драпировки (кувшин и фрукт) (боковое освещение).
Формы контроля. Текущий контроль: игра, фронтальный опрос, выполнение
практической работы, самооценка выполненной работы, педагогическое
наблюдение. Промежуточная аттестация: викторина, выполнение практической
работы.
Живопись (24 часа)
9

Тема 4.1. Мир акварельных красок
Теория. Понятие техник «лессировка», «аля-прим». Получение звучных,
чистых, сложных, мягких цветовых сочетаний. Различные колористические
решения в творчестве художников – акварелистов.
Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе
(И. Левитан, Н. Рерих, В. Ван Гог, К. Коро). Разнообразие творческих манер
художников на примере картин Рембрандта, К. Моне, В. Серова, ПетроваВодкина.
Практика:
а) упражнения по технике акварельной живописи;
б) пейзажи в технике «аля-прим».
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, выполнение
практической работы, упражнения, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Тема 4.2. Многообразие мира с гуашевыми красками
Теория. Понятия «оттенок», «гамма». Особенности использования оттенков
цветового круга в колористическом решении живописных образов. Связь
музыки и живописи. Правила передачи света, теней и воздуха в пейзаже.
Особенности техники рисования пальцами. Колорит в передаче пространства,
света, воздуха в произведениях Э. Мане, Ф. Малявина.
Практика:
а) «Мы рисуем музыку» (сразу кистью).
б) «Космос» (2 работы) - передача образов под звуки музыки посредством
различных колористических гамм (сразу кистью);
в) «Солнечный день» - композиция на передачу света и тени в пейзаже;
г) композиция «Соревнования на яхтах». Передача в работе движения и
воздушной среды. Пальчиковая техника.
Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, упражнения,
выполнение творческой работы, самооценка выполненной работы,
педагогическое наблюдение.
Тема 4.3. Живопись с натуры
Теория. Понятия реалистического и декоративного натюрморта. Условия
подбирания цвета для изображения реальных объемных предметов и их
цветового соотношения с другими предметами. Выявление рефлексов на
отражаемых поверхностях предметов. Особенности выполнения натюрмортов с
двумя различными состояниями, освещенностью (влияние на тон, цвет),
гаммах.
Натюрморт как рассказ о человеке (голландский натюрморт, произведения
Ж. Шардена, К. Петров-Водкина, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова).
Практика:
а) натюрморт из 2 предметов в яркой колористической гамме. Гуашь;
б) декоративный натюрморт в теплой гамме (2-3 предмета). Гуашь;
в) декоративный натюрморт в холодной гамме (2-3 предмета). Гуашь.

10

Формы контроля. Текущий контроль: фронтальный опрос, выполнение
практической работы, самооценка выполненной работы, педагогическое
наблюдение.
Мир песочной фантазии (24 часа)
Теория. Понятие песка. Свойства песка. Знакомство с оборудованием. Правила
поведения и гигиены во время работы с песком. Волшебство искусства Sant Art
(показ видеофильма). Способ рисования песком на световом столе: светлым по
темному. Техники рисования песком: одним и двумя пальцами. Создание фона:
горизонтально насыпью из кулака. Техника выполнения аппликаций из
цветного песка.
Практика:
а) упражнения «Повторялки» - линии и геометрические формы;
б) «Путешествие с мир эмоций» (я радуюсь, я волнуюсь, я злюсь, я сержусь, я
боюсь, я растраиваюсь, я горжусь);
в) аппликация из цветного песка «Песочное настроение».
Формы контроля. Текущий контроль: педагогическое наблюдение,
практическая работа.
Формирование ЗОЖ (4 часа)
Теория. Красиво одеваться, значит опрятно. Культура одежды. Как создать уют
в детской комнате. Рабочий стол. За рабочим столом.
Практика. Выполнение творческих работ, посвященных здоровому образу
жизни.
Формы контроля. Текущий контроль: практическая работа, фронтальный
опрос, педагогическое наблюдение, конкурсы и выставки.
Мы и музеи (20 часов)
Теория. Знакомство с картинами Тульского музея изобразительных искусств.
Натюрморт, пейзаж, портрет, их описание (сюжет, настроение, цветовая гамма,
характер композиции). Этапы анализа картин. Беседы познавательновоспитательного характера.
Практика. Посещение музеев и выставочных залов.
Формы контроля. Текущий контроль: Беседа, фронтальный опрос,
педагогическое наблюдение и наблюдение родителей.
Конкурсная, выставочная деятельность (24 часа)
Теория. Знакомство с положениями конкурсов и выставок различного уровня.
Раскрытие тематического своеобразия.
Практика. Выполнение работ для конкурсных мероприятий. Оформление
работ в паспарту и рамы.
Формы контроля. Текущий контроль: педагогическое наблюдение,
практическая работа, конкурс, выставка.
Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Повторение пройденного материала. Этапы выполнения творческих
работ.
Практика: Творческая работа. Техника исполнения и материалы по выбору
обучающихся (сюжет с 3-4 действующими персонажами). Викторина по
теоретическим знаниям.
11

Формы контроля. Текущий
практическая работа, выставка.

контроль:

педагогическое

наблюдение,

1.5.
Планируемые результаты
После окончания обучения по программе обучащиеся будут знать:
- понятия: «силуэт», «тональность», «грань», «плоскость», «лессировка», «аляприма», «оттенок», «гамма», «песок», искусство Sant Art;
- приемы выделения композиционного центра: подчинение второстепенного
главному и наоборот, основные приемы и средства композиции: целостность,
связь и согласованность всех элементов композиции;
- особенности изображения силуэта предмета;
- этапы выполнения натюрморта в графике (1-2 предмета);
- этапы построения предметов, технику передачи их тонального отношения;
- жанры изобразительного искусства и их различные композиционные схемы;
- отличие между эскизом и наброском;
- особенности создания необходимого тона штриховкой и объема предмета в
рисунке;
- свойства песка и особенности оборудования для рисования песком;
- техники рисования песком на световом столе: светлым по темному, создания
аппликаций из цветного песка;
уметь:
- соблюдать правила ОТ и ТБ;
- использовать понятия в соответствии с их содержанием в практической
работе;
- использовать основные приемы и средства композиции: целостность, связь и
согласованность всех элементов композиции; выделять центр работы;
- применять различный характер штриховки в передаче формы предмета,
различные живописные приемы гуашью;
- рисовать силуэт предмета, в графическом варианте натюрморты (1-2
предмета);
- передавать и строить формы предметов, передавать тональное отношение
предметов в простых натюрмортах;
- писать акварелью «по-сырому», «вливанием цвета в цвет», «аля-прим»,
лессировкой;
- использовать оттенки цветного круга и многоцветную контрастную гамму
в колористическом решении живописных образов;
- передавать цветом пространственные планы, свет, воздух, полутени,
рефлексы;
- подбирать цвет для изображения реального предмета и его соотношения с
другими;
- решать светотеневую обработку предмета при написании с натуры;
- отличать жанры и называть их композиционные схемы;
- начинать выполнение композиции с эскизов, набросков, находя лучшие
сюжеты и компоновку;
- рисовать песком: одним пальцем, двумя пальцами.
12

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график программы «Волшебная кисть»
составлен с учетом годового календарного графика МБУДО «Эврика» и
учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности
обучающихся, отвечает требованиям охраны жизни и здоровья и нормам
СанПиНа.
Программа рассчитана на 144 учебных часа, 36 недель, I полугодие – 17 недель,
II полугодие – 19 недель. Началозанятий – 01 сентября, окончание занятий по
программе – 31 мая. Учебные занятия проводятся с понедельника по субботу
согласно расписанию, утвержденному директором МБУДО «Эврика», включая
каникулярное время.
Календарный учебный график представлен в Приложении.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее
педагогическое
образование
(бакалавр,
магистр),
или
среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка.
Педагог должен владеть базовыми навыками работы с средствами
телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска в
сети Интернет, электронной почтой и т.д.), иметь навыки и опыт обучения и
самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов Педагог
дополнительного образования должен обладать компетенциями в соответствии
с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Волшебная кисть» необходимо следующее
материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарногигиеническим нормам;
- ноутбук, проектор, экран, комплект дидактических материалов, простые
карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые наборы,
акварельные краски, большие и малые кисти, стаканы для воды, подставки под
кисти, бумага для рисования формата А3, бумага для рисования формата А4,
ватман, ластик, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, маркеры,
фломастеры, уголь, тушь, палочки.
2.2.3. Методическое обеспечение образовательной программы:
Формы организации образовательного процесса:групповая.
Формы организации учебного занятия: основными формами являются
лекция, беседа, круглый стол, деловая игра, практическое занятие.
Дополнительными формами организации выступают: турнир, диспут, защита
проектов, конкурс, конференция, мастер-класс, «мозговой штурм», олимпиада,
13

открытое занятие, презентация, семинар, эксперимент, встреча с интересными
людьми.
Педагогические технологии: технология разноуровневого обучения,
технология
проблемного
обучения,
технология
исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета,
подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент;
- актуализация знаний: повторение темы;
- основная часть (изложение теории);
- выполнение заданий, заполнение рабочего листа;
- проверка правильности выполнения заданий;
- заключительная часть: подведение итогов.
Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую
литературу и методические разработки для обеспечения образовательного и
воспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, планыконспекты занятий, годовой план воспитательной работы, сценарии
воспитательных мероприятий, дидактический материал и т.д.), является
приложением к программе, а также является образцом для разработки учебновоспитательного комплекса. Оригиналы хранятся у педагога дополнительного
образования и используются в образовательном процессе.
Методика обучения театральному искусству основывается на комплексном
подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных,
наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий.
Предпочтение отдается практическим занятиям, которые позволяют
сформировать практико-ориентированные умения и навыки у обучающихся.
2.2.4. Информационное обеспечение
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер- классы;
дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия,
практические работы, альбомы для творчества, таблицы, схемы.
Интернет-ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки имолодежи Республики
Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
01.04.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационныепедагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения:01.04.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--8214

kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/(Дата обращения: 01.04.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Датаобращения: 01.04.2024 г.)
Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
2.3.
Формы аттестации/контроля
Контроль усвоения знаний осуществляется в следующих формах:
педагогическое наблюдение; устный опрос; творческое задание, тестирование;
практическое задание.
Входная диагностика проводится по итогам набора учебных групп в начале
учебного года. Цель входной диагностики: познакомиться с учащимися и
определить уровень их общего интеллектуального развития.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с предусмотренными
программой занятиями-повторениями и закреплениями пройденного материала,
проводится в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных
заданий, конкурсов.
Промежуточный контроль осуществляется в конце первого полугодия в
форме открытого занятия – смотра, концерта, и включает в себя проверку
практических умений и навыков.
Итоговый контроль осуществляется в конце II полугодия, в форме отчетного
концерта.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В процессе освоения учебной программы применяются следующие формы
отслеживанияобразовательных результатов:
- собеседование;
- устный опрос;
- упражнения;
- итоговое и промежуточное прослушивание.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Для
предъявления и демонстрации образовательных результатов по программе
используются:
- диагностические материалы, которые позволяют определить количество
учащихся (чел./%), полностью освоивших дополнительную образовательную
программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших
программу; определить уровень усвоения программы (высокий, средний,
низкий);
- аналитическая справка по результатам мониторингаобразовательного уровня
учащихся;
- открытое занятие;
- творческая работа;
- творческий отчет – концерт.
2.4.
Список литературы
Список литературы для педагога
15

1. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд».
Москва: «Просвещение», 2007 г.
2. Еременко Е.Н. «Дополнительное образование в образовательном
учреждении». Волгоград: «Корифей», 2007 г.
3. Суслова О.А. «Сказочная радуга». Екатеринбург: «Каменный пояс», 2004 г.
4. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство». Москва:
«Просвещение», 2004 г.
5. Волков И.П. «Приобщение школьников к творчеству». Москва, 2006 г.
Список литературы для детей
1. Разумовский В.И. «Эстетическое воспитание в семье». Москва: «Искусство»,
2006 г.
2. Джоан Ф. «Ваш умный ребенок». Москва: «Семья и школа», 2006 г.
3. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность». Москва, 2006 г.
4. Грек В. А. «Рисую штрихом». Минск: «Скарына», 2002 г.
5. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль, 2004 г.
6. Корнев В.В. «Все о растяпинской забаве». Дзержинск, 2005 г.
7. Левин С.Д «Ваш ребенок рисует». Москва, 2007 г.
8. «Перо жар – птицы». Верхне – Волжское книжное издательство, 2008 г.
9. Полунина В.Н. «Искусство и дети». Москва, 2002 г.
10. Прудовская С.Н. «Твой коллега – художник». Москва: «Тривола», 2004 г.

16

Раздел. 3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы для входного контроля
Форма проведения: собеседование, опрос.
Содержание задания: с вновь поступившими обучающимися проводится
диалоговая беседа с включением устного опроса. Результатом проведения
опроса является заполнение диагностической таблицы показателей общего
уровня развития вновь поступивших обучающихся.
Вопросы для входного оценивания:
1. Обучались ли вы изобразительному искусству ранее?
2. Какие виды красок вы знаете?
3. Вспомните и назовите цвета радуги. В каком порядке они располагаются?
4. Какие цвета преобладают в осеннем пейзаже?
5. Аппликация - это рисунок или декоративное изделие?
6. Что изображают в натюрморте?
7. Какие приспособления используются для смешения красок?
Анализ итогов педагогических наблюдений, собеседования и опроса заносится
в диагностическую таблицу, как ориентировочные показатели общего уровня
развития вновь поступивших обучающихся.
Диагностическая таблица показателей общего уровня развития вновь
поступивших обучающихся
№ п/п

ФИО

Наличие/отсутствие
подготовки по
художественному
профилю

Теоретические
знания

Знание материалов
и приспособлений

Оценочные материалы для промежуточной аттестации
Форма проведения: просмотр работ.
Содержание и условия выполнения задания:
- просмотр работ проводится в группе объединения по итогам освоения
программы;
- на просмотр представляются работы всех участников.
Критерии оценивания практических работ
№
п/п

ФИО

Критерии оценивания (1 критерий 1% – 25%)
Композиция Владение
техникой

Качество
Оригинальность
выполнения

Каждый критерий имеет интервал от 0 до 25 %
Высокий уровень – 76 - 100 %
Средний уровень – 51 - 75%
Достаточный – 26 - 50%
Начальный уровень – 1 - 25%
Оценочные материалы для итогового оценивания
17

Общий
уровень

Форма проведения: выставка творческих работ с обсуждением.
Содержание задания:
- Выставка творческих работ проводится по итогам реализации программы.
- На выставку представляются работы всех участников объединения.
- Каждый обучающийся по своему выбору представляет 2 работы в разных
техниках из любой темы программы.
Работы могут быть выполнены из различных материалов без ограничений в
применяемых способах, методах и техниках выполнения.
- Каждая работа должна иметь визитную карточку (название, техника
исполнения, автор работы).
- Презентация работ. Вопросы презентации:
- Название работы.
- Техника исполнения. Жанр изобразительного искусства.
- Материалы и приспособления, используемые в процессе выполнения работы.
- Законы и правила, применимые к данной композиции.
- Приемы работы материалом.
- Технология (алгоритм) выполнения работы.
- Самоанализ.
Критерии оценивания творческих работ
№ ФИО
п/п

Критерии оценивания (1 критерий 1% – 25%)
Композиция Владение
техникой

Общий
уровень

Качество
Оригинальность
выполнения

Каждый критерий имеет интервал от 0 до 25 %
Высокий уровень – 76 - 100 %
Средний уровень – 51 - 75%
Достаточный – 26 - 50%
Начальный уровень – 1 - 25%
Анализ результатов и подведение общих итогов по реализации программы.
Критерии оценки уровня освоения программных знаний и умений:
- Высокий уровень – обучающийся выполняет задания самостоятельно, работа
различными материалами для изобразительного творчества не вызывает
затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.
- Средний уровень – обучающийся выполняет задания с небольшими
затруднениями, может работать не во всех программных техниках
изобразительного творчества; на вопросы отвечает правильно, но не всегда
может объяснить свой ответ.
- Достаточный уровень – обучающийся выполняет задания с серьезными
затруднениями, работает только в самых простых техниках; отвечает на
вопросы и объясняет ответы только по подсказке и с помощью педагога.
- Начальный – обучающийся испытывает затруднения на каждом этапе работы;
работает в самых простых техниках; отвечает на вопросы и объясняет ответы
только по подсказке и с помощью педагога.
18

3.2. Методические материалы
План-конспект занятия
Тема: «Мир акварельных красок»
Цель занятия: знакомство с приемами акварельной живописи.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с основными приемами акварельной живописи, видами акварели.
Развивающие:
-развивать умение рисовать акварельными красками, творческий потенциал,
внимание, воображение.
Воспитывающие:
-воспитать у детей способность эстетического восприятия акварельной
живописи, вдохновить детей на занятия в творческом объединении.
Методическая база педагога:
- наглядный образец,
- репродукции художников-акварелистов,
- акварельная бумага,
- акварельные краски,
- кисточки для акварели,
- палитра,
- стаканчик для воды,
Методическая база обучающегося:
- плотная бумага,
- акварельные краски,
- кисточки для акварели,
- стаканчик для воды,
- палитра.
Форма: мастер-класс
Методы: беседа, показ, упражнения, демонстрация.
Ход занятия.
1. Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия. (5 мин.)
-Сегодня на занятии мы познакомимся с приемами акварельной живописи.
Научимся рисовать акварельными красками. Я предлагаю вам попробовать себя
в роли художника-акварелиста.
2. Подготовка к изучению новой темы. (3 мин.)
-Скажите, пожалуйста, вы знаете известных художников-акварелистов?
(Ответы детей). На выставках бывали?
-Как вы думаете, почему они стали известными?
-Правильно. Эти люди любили рисовать акварельными красками, много
времени уделяли рисованию, рисовали везде: на природе, дома, рисовали своих
животных, рисовали портреты своих родных. В результате в совершенстве
овладели техническими приемами акварельной живописи, стали мастерами
своего дела, их знает весь мир. Благодаря их мастерству акварельная живопись
совершенствовалась и развивалась.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. (10 мин.)
19

История возникновения техники акварели.
- Акварель – очень древняя техника. Первая акварельная техника стала
развиваться в Китае после изобретения бумаги. Предшественницей акварельной
техники в Европе была роспись по сырой штукатурки (фреска), позволяющая
получать сходные эффекты.
- Акварель не сразу стала отдельным видом искусства. Долгое время рисовали
масляными красками, а акварель использовали для набросков.
- Замечательные акварели создавал крупнейший художник эпохи Возрождения
Альбрехт Дюрер. Это были главным образом пейзажи, которые поражают
свежестью, чистотой, яркостью красок. Из первостепенных художников
Ренессанса (эпоха интеллектуального и художественного расцвета началась в
Италии в 14 веке) значительный след в акварели оставили художники из
Италии и Испании (Клод Лоррен, Джованни Кастильоне, Антонис ван Дейк).
Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа 18-19 веков.
- В середине 18 века рисование водяными красками сделалось популярным
видом досуга для непрофессионалов в Англии, после публикации путевых
дневников Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными
иллюстрациями. Самым знаменитым мастером в акварели в Англии был У.
Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании
романтических образов природы.
- В середине 19 века акварель завоевала широкую популярность также в
Америке и во Франции.
- Самое сильное влияние на русских художников оказала английская акварель,
прежде всего на тех, кто был связан с императорской Академией художеств,
находившейся в Санкт-Петербурге.
- В России в первой половине 19 века подлинный взлет акварельной живописи
связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику,
писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности
бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. И другие русские
художники: П. Федотов, П. Соколов, В. Садовников, В. Суриков, А. Бенуа, Л.
Бакст, И. Билибин внесли большой вклад в развитие акварельной техники.
- В конце 20 века в России повысился интерес к акварели, знаковым событием
стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
- Сегодня я предлагаю вам написать пейзаж акварельными красками применяя
акварельные техники. Я уверена, что вы все талантливы и у вас получиться
нарисовать красивый пейзаж .
4. Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений, навыков.
(22мин.)
- Я подготовила для вас зимний пейзаж нарисованный простым карандашом на
акварельной бумаге и нам его нужно только оживить акварельными красками.
Упражнение «восковой резист»
- Прежде чем приступить к работе с красками, восковыми мелками обводим
контур рисунка созвездий большой и малой медведицы на небе.
- Затем закрашивая лист акварелью, рисунок мелками остается не
закрашенным. (Дети обводят контурный рисунок восковыми мелками)
20

-Сейчас будем реализовывать свой талант, выполняя следующие упражнение
Упражнение «Отмывка»
- Готовим рабочее место - подрамник располагаем немного под углом и
равномерно, начиная сверху, распределяем сине-фиолетовую краску по всей
живописной поверхности. Каждый новый слой должен лишь чуть
соприкасаться с предыдущим. «Отмывкой» покрываем верхнюю половину
картины, изображая небо.
- После полного высыхания живописного слоя продолжаем рисовать пейзаж.
Упражнение «Лессировка».
- «Лессировка» – на первый живописный слой после полного высыхания
наноситься следующий, предыдущий слой просвечивается, что позволяет
создавать более тонкие эффекты, нежели простое смешивание цветов на
палитре. «Лессировкой» изображаем даль и землю.
Краска должна быть не очень жидкая и не очень густая. Цвет краски сероголубой. После полного высыхания живописного слоя «лессировкой» рисуем
дорожку и деревья серо-коричневой краской.
.Упражнение «рисование губкой»
- Завершаем наш пейзаж, изображая снег на деревьях и переднем плане с
помощью поролоновой губки. На поролоновую губку накладываем немного
белил и прикладываем к поверхности картины в нужных местах.
- Наш пейзаж готов.
Знакомство с видами акварели
-А сейчас пока наш пейзаж высыхает, я расскажу о других видах акварели.
- Многослойная акварель – акварель, написанная лессировками в несколько
живописных слоев. Главным достоинством многослойной акварели является
возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно
воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы
внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью,
однако в отличие от нее сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря
на наличие нескольких слоев краски. Яркие, свежие лессировочные краски
придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость,
нежность и лучезарность колорита. Лессировка — это техника насыщенных
цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких
воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться
интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.
-Английская акварель – акварель написанная по влажной бумаге.
Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно
смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла
художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге
перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать
влажность листа рукой. Такой способ работы позволяет получить легкие,
прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот
метод используется в пейзажной живописи. Этот способ работы требует
постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная
практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение
21

краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее
растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он
хочет и как он должен решить поставленную задачу.
- «Аля прима» – живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней
неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной,
дышащей. Не случайно работу, выполненную в такой технике, практически
нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и
неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием
тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов
между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима,поскольку
он не
предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную
свежесть и сочность красочных звучаний. Кроме этого, дополнительным
преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как
правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3
часа), хотя при необходимости можно дополнительно намочить бумагу в
процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах
этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда
непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения. При
письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов.
Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости,
цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок
призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и
рисунком. Техника «аля прима» требует необычайной сосредоточенности,
отточенности письма и идеального чувства композиции.
- Итальянская акварель - акварель написанная одним слоем по сухому листу в
одно-два касания.
Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере
необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в
нанесенный, но еще не высохший слой.Однослойный метод сухим-по-сухому
более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых
переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней,
без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и
тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые
в работе цвета, во избежание возникновения грязи, желательно продумывать и
готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их
наносить на лист. В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры
рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными
слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений,
так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую
акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при
фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.
Выставка детских рисунков
-Вот и получилась наша первая картина нарисованная акварельными красками.
Наше занятие подходит к концу.
22

5. Подведение итогов. Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин.)
-Ребята, скажите, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось?
(Ответы детей.)
- Чему вы научились сегодня на занятии? Как оцениваете свою работу?
-Удалось ли вам сегодня на занятии почувствовать себя в роли художника?
-Заинтересовались ли вы? Хотите ли вы продолжить совместную работу в этом
направлении?
Литература
1. Уиссман П. - Основы акварельной техники (Перевод с английского) - М.:
Издательство Астрель, 2010 .
2. Форд Д. - Школа рисования. Акварель - "Контэнт", Москва 2011
3. Гаррисон Х. – Как рисовать пейзажи акварелью. – (Перевод с английского) М.: Издательство Арт-Родник, 2010.

23

3.3.
№

1

2
3
4
5
6
7
8

Календарно-тематическое планирование (КТП)
(базовый уровень)
Наименование темы
занятия
Вводное занятие.
Входная диагностика.
Проведение
инструктажей по ТБ
Гармония цвета
Гармония цвета
Гармония цвета
Гармония цвета
Гармония цвета
Контраст цвета
Контраст цвета

Колво
часов

2
Композиция (26 ч.)
2
2
2
2
2
2
2

9

Контраст цвета

2

10

Контраст цвета

2

11

Контраст цвета

2

12

Цветные кляксы

13
14
15
16

Цветные кляксы
Цветные кляксы
Цветные кляксы
Цветные кляксы

17
17
18
19

Рисунок. Пропорции
Рисунок. Пропорции
Пропорции
Пропорции
Плоскостное и объѐмное
изображение
Плоскостное и объѐмное
изображение
Плоскостное и объѐмное
изображение
Плоскостное и объѐмное
изображение
Рисование с натуры и по

20
21
22
23
24

Дата по
Форма Примечание
расписанию
аттестации (корректиров
/ контроля
ка)
По
По
плану факту
Беседа

Опрос
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ
Просмотр
работ

2
2
2
2
2
Рисунок (24 ч.)
2
2
2
2
2

Просмотр
работ
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

2

Выставка

2

Выставка

2

Инд. творч.

2
24

25
26
27
28

памяти
Рисование с натуры и по
памяти
Рисование с натуры и по
памяти
Рисование с натуры и по
памяти
Рисование с натуры и по
памяти

задания
Выставка

2

Выставка

2

Выставка

2

Выставка

2
Живопись (24 ч.)
2
2
2
2

37

Живопись. Образ дерева
Образ дерева
Образ дерева
Образ дерева
Живописная связь неба
и земли. Промежуточная
2
аттестация
Живописная связь неба
и земли. Промежуточная
2
аттестация
Живописная связь неба
и земли. Промежуточная
2
аттестация
Живописная связь неба
и земли. Промежуточная
2
аттестация
Мир песочной фантазии (18 ч.)
Мир песочной
фантазии
2

38
39
40
41

Мир песочной фантазии
Мир песочной фантазии
Мир песочной фантазии
Мир песочной фантазии

42
43
44

Формирование ЗОЖ
Формирование ЗОЖ
Формирование ЗОЖ

45
46
47

Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей

29
30
31
32
33

34

35

36

2
2
2
2
Формирование ЗОЖ
2
2
2
Мы и музей (20 ч.)
2
2
2

48

Мы и музей

2

49
50
51
52
53

Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей
Мы и музей

2
2
2
2
2
25

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
творческих
работ
Выставка
Выставка
Выставка

Индивидуа
льные
творческие
задания
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Инд.
творч.
задания
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

66

Конкурсная, выставочная деятельность (24 ч.)
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность.
Композиционный центр
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Инд.
2
деятельность
творч.
задания
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Конкурсная, выставочная
Выставка
2
деятельность
Работа на заданную тему
Выставка
2
Работа на заданную тему
Выставка
2

67

Работа на заданную тему

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Работа на заданную тему
Работа на заданную тему
Работа на заданную тему
Работа на заданную тему
Отчетная выставка работ
обучающихся
72
объединения. Подведение
итогов за учебный год
Итого за год
68
69
70
71

Выставка

2

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Проект

2
2
2
2
2
144

26

3.4.
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
объединения «Крымский вальс»
№
п/п

Причина корректировки

Дата

27

Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)

3.5. План воспитательнойработы (ПВР)
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и
национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение
уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти,
гостиная
(поэтическая, музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита
проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты,
экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные,
групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социальнопедагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Название мероприятия
День знаний
День окончания Второй
мировой войны
День солидарности в борьбе с
терроризмом
Международный день памяти
28

Ответственный
Дата
проведения
сентябрь

Семейное
воспитание

Духовнонравственное
(Нравственноэстетическое
воспитание)

Профилактика
правонарушений

жертв фашизма
День учителя
День народного единства
День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников
органов внутренних дел
России
День Государственного герба
Российской Федерации
День неизвестного солдата
День Героев Отечества
Международный день
родного языка
День защитника Отечества
10 лет со Дня воссоединения
Крыма с Россией
День памяти о геноциде
советского народа нацистами
и их пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
День Победы
День славянской
письменности и культуры
Всемирный день Земли
Праздник Весны и Труда
Международный день
пожилых людей
День отца в России
День матери в России
День туризма
Всемирный день здоровья
Международный день
пожилых людей
Международный день музыки
День защиты животных
Международный день
школьных библиотек
Международный день
инвалидов
День добровольца (волонтера)
в России
Международный женский
день
Всемирный день театра
Месячник безопасности.
Месячник противодействия
экстремизму и терроризму

29

октябрь
ноябрь

декабрь
февраль
март
апрель

май
апрель
май
октябрь
ноябрь
сентябрь
апрель
октябрь

декабрь

март
в течении
года

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Волшебная кисть»
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

30

7
8
9
10

20

11
12
13

16

14
15
16
17
18

12

Объем учебной нагрузки на учебный год 144 часа на одну группу

31
19

февраль

20

12

21
22

март

23
24

16

25

апрель

26
27
28

16

29
30
31
32
33

20

34
35

Итоговый контроль

6
январь

Текущий контроль.

Месяц

1 полугодие

Текущий контроль.

16
5
декабрь

Текущий контроль.

4

Текущий контроль.

3

ноябрь

Промежуточный контроль.

Кол-во
учебны
хнедель

2
октябрь

Текущий контроль.

Кол-во
часов в
неделю
(гр.)

сентябрь

Текущий контроль.

Кол-во
часов в
месяц

1

Текущий контроль.

Входная диагностика

Аттестация/ формы
контроля

Базовый уровень, второй год обучения
2 полугодие
май
36

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».