Программа ЮИД_108_часов_Черкес_

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
 Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г. №
2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
 Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019 г.
№ 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ
Минобрнауки
России
и
Минпросвещения
России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года» (в действующей редакции);
 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
 Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и
их родителями (законными представителями)»;
 Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного
минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
 Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от
29.09.2023
г.
№
АБ-3935/06
«Методические
рекомендации
по
формированию
механизмов
обновления
содержания,
методов
и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно технологического и культурного развития
страны»;

 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей
до 2030 года в Республике Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
 Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым, утвержденного распоряжением управления образования и
молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым от
17.04.2024 г. № 236.
 Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах, реализуемых в МБУДО «Эврика», утвержденное приказом № 36 от
31 августа 2022 г.
Данная
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-гуманитарной
направленности «ЮИД» (автор - Капцова А.В., педагог дополнительного
образования ГБОУ СОШ № 380 г. Санкт-Петербург, протокол педагогического
совета № 1 от 30.08.2022 г.) имеет модификации и дополнения исходя из
требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она
используется.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю обшей
продолжительностью 3 академических часа. Продолжительность академического
часа 45 минут.
1.1.
Цель программы.
Целью программы является формирование обязательного минимума
знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей
воспитанника как участника дорожного движения, культуры поведения на
дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях
дорожного движения, что приведѐт к уменьшению числа дорожно - транспортных
происшествий, участниками которых становятся обучающиеся. Цель определяет
следующие задачи:
1) Образовательные (предметные, обучающие):
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания
по данному вопросу;

- сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность;
- освоить основные навыки индивидуального и коллективного безопасного
поведения на дороге;
- научить основным правилам дорожного движения на дорогах и
транспорте необходимым действиям в случае ДТП.
- способствовать вовлечению обучающихся в деятельность по
профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- научить применять знания ПДД в реальных ситуациях: распознавание
опасных дорожных ситуаций, осуществление правильных действий для
предотвращения угрозы жизни и здоровью.
2) Развивающие (метапредметные):
- развивать положительное отношение к системе норм поведения, принятых
в обществе и сознательности к соблюдению ПДД как основного инструмента по
сохранению жизни и здоровья;
- развивать понимание и осознание важности собственной и общественной
безопасности;
- воспитывать уважительное отношения к участникам дорожного
движения, сформировать положительные образы «идеальный пешеход,
«идеальный
пассажир», «идеальный водитель».
3) Воспитательные (личностные):
- формировать понимание и предвидение потенциально опасных
ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки.
1.2.
Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Юные инспектора дорожного
движения» направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного
отношения к русской культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в
оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам;
воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы. Для решения
поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся
привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях района,
учреждения, объединения: благотворительных акциях, выставках, мастер-классах,
лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня,
направленных на развитие естественнонаучных способностей обучающихся.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет
достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к
занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах),
привлечение родителей к активному участию в работе объединения.

1.3.
1.3.1.

Содержание программы
Учебный план стартовый уровень

Аудиторные Форма
Всего часы
аттестации/
часов Теория Практ контроля
ика
Введение в программу.
открытое
занятие, опрос,
1. Вводное занятие. Проведение 2
1
1
инструктажей по ТБ
анкетирование
конкурс,
2. Юный инспектор движения. 10
7
3
викторина
открытое
Изучение
ПДД.
Организация
занятие, опрос,
3.
20
8
12
дорожного движения.
анкетирование
Основы оказания первой
интеллектуаль
4. медицинской помощи
22
12
10
ная игра
пострадавшим.
конкурс
Правила езды на
двухколесном
транспорте.
5.
20
8
12
Фигурное вождение
велосипеда.
Выступление агитбригады.
конкурс,
6. Агитационная работа.
32
6
26
фестиваль
№Наименование раздела,
темы

Итоговое занятие

2

-

2

42

66

7.

Итого108

конкурс,
фестиваль,
открытое
занятие для
родителей

Содержание учебного плана Стартовый уровень
Введение в программу (2 ч.)
Вводное занятие. Проведение инструктажей по ТБ.
Теория: Беседа с детьми о целях и задачах, о содержании и форме
занятий в объединении. Инструкция по технике безопасности.
Форма контроля и аттестации: опрос, анкетирование
Юный инспектор движения (10 ч.)
Теория. Цели, задачи объединения. История движения ЮИД. Основные
направления работы. Структура и организация работы. Обязанности и права
юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения:
значок, удостоверение, одежда; символика. Краткий анализ ситуации дорожнотранспортного травматизма, позиция людей по отношению к соблюдению ПДД,
убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим
свою безопасность.

Практика. Оформление стенда «ЮИД». Выполнение тематических
заданий в группах.
Форма контроля и аттестации: Конкурс, викторина
Изучение ПДД. Организация дорожного движения (20 ч.)
Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель,
пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Знакомство с группами знаков, их назначение, установка. Изучения значений и
особенностей групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины транспортных
аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении,
при аварийной ситуации.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения,
дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться
на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте.
Правила поведения при аварийной ситуации. Пассажир - заложник (правила
поведения в случае террористического акта в пути).
Практика. Подготовка к акции посвящѐнной памяти жертв дорожнотранспортных происшествий. Подготовка рисунков для конкурса «Безопасность
глазами детей». Работа с дидактическими материалами. Изучение жизненных
ситуаций.
Форма контроля и аттестации: открытое занятие, опрос, анкетирование
Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим (22 ч.)
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание
первой помощи. Вывихи и оказание первой помощи. Виды кровотечения и
оказание первой помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды
повязок и способы их наложения. Обморок, оказание первой помощи. Правила
оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение.
Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Использование
подручных материалов для изготовления носилок.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весѐлых
стартов
«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка
фотоотчѐта о проделанной работе. Выполнение тренировочных упражнений на
заданную тему
Форма контроля и аттестации: конкурс.
Правила езды на двухколесном транспорте. Фигурное вождение
велосипеда (20 ч.)
Теория. История создания велосипедов. Велосипед как транспортное
средство. Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов,
мотоциклов, скутеров. Езда на велосипеде, технические требования,

предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов.
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила
проезда
велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Основные виды
нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за
допущенные нарушения. Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода. Движение групп велосипедистов.
Практика. Отработка технических элементов на велосипеде
(«качели»,
«восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа
конкурса
«Безопасное колесо». Выполнение тренировочных упражнений на
заданную тему
Форма контроля и аттестации: конкурс, фестиваль.
Выступление агитбригады. Агитационная работа (32 ч.)
Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.
Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по
правилам дорожного движения. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога
домой». Рисование дорожных знаков для воспитанников детского сада.
Изготовление поделок на тему ЮИД. Рисование плакатов по предупреждению
правонарушений на дороге.
Итоговое занятие (2 ч.)
Практика. Тестирование. Подведение итогов работы. Конкурс
рисунков
«Безопасное лето»
Форма контроля и аттестации: Тестирование. Зачѐт по ПДД. Выпуск
газеты.
1.5. Планируемые результаты
Личностные результаты:

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью;

усвоение наиболее характерных и частых ошибок в поведении
пешеходов на дорогах.
Метапредметными
результатами
является
формирование
универсальных учебных действий (УУД):
1.
Познавательные УУД:

получение знаний о правилах дорожного движения, о правилах
безопасного поведения на дорогах;

формирование познавательных и творческих потребностей;

овладение оформительскими навыками.
2.
Регулятивные УУД:


развитие умений соотносить поступки и события;

формирование
умения
воспринимать
и
перерабатывать
информацию;

анализировать, оценивать, сравнивать;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы в
результате совместной работы
3.
Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;

предлагать помощь и сотрудничество.
Предметные результаты освоения программы.
Обучающиеся должны знать:
• основные понятия и термины из Правил дорожного движения
Российской Федерации;
• общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
• правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
• правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
• правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
• правила езды на велосипеде, устройство велосипеда;
• основы страхования.
Обучающиеся должны уметь:
˗ переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости
пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при
движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при
посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий
и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Общее количество учебных часов/ Общее количество учебных недель - 108/36
Дата начала занятий - 02.09.2025
Дата окончания занятий - 30.05.2026
Продолжительность каникул (зимние каникулы)
Месяц

сентябрь

Распределение учебного времени по
месяцам
Кол-во учебных
Кол-во часов в
дней
месяц
6
9

Аттестация,
формы контроля
Вводный
контроль

октябрь

10

17

ноябрь

8

12

Практика

декабрь

8

12

Промежуточное
аттестация

январь

6

9

февраль

8

12

март

7

11

апрель

9

13

май

9

13

Итого

71

108

Практика

Итоговая
аттестация

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеет высшее или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка.
Педагог владеет базовыми навыками работы средствами телекоммуникаций
(системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска в сети Интернет,
электронной почтой и т.д.), имеет навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием
цифровых
образовательных
ресурсов.
Педагог
дополнительного образования обладает компетенциями в соответствии с
требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования».

2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение учебного процесса программы
«Юные инспектора движения» имеет необходимый комплекс учебных и
научных материалов, для проведения всех видов занятий в полном объѐме в
соответствии с планом. Учебный кабинет расположен в МБОУ Братский УВК,
адрес учреждения: 296050, Крым Респ, Красноперекопский р-н, с. Братское с,
ул. Ленина, дом № 11, каб. № 301. Площадь учебного кабинета составляет 47,8
м2.
Для продуктивной работы есть все необходимое: светлое, просторное,
хорошо проветриваемое помещение, столы 1 местные - 10 штук, стулья - 20
штук, нетбуке – 4 шт., доска, 2 комплекта формы ЮИД по 4 шт., жезлы – 8 шт.,
конусы для езды на велосипеде – 10 шт., макеты знаков дорожного движения.
2.2.3. Методическое обеспечение
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями
материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами.
- по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – мастер
- класс, практическая работа, творческая мастерская, конкурс, фестиваль, и т.д.;
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по изучению нового
материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, умений и
навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации
знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции знаний, умений и
навыков.
Основной формой обучения в объединении является учебно-практическая
деятельность. Практические занятия занимают основное место в обучении. На
занятиях выделяется фронтальная работа педагога сразу со всей группой в
едином темпе и с общими задачами. Так же на занятиях применяется методика
дифференцированного
обучения:
при
такой
организации
учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем одинаково, а
для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в
зависимости от способностей и уровня подготовки каждого). Мастер – класс
является активной формой обучения, и позволяет сформировать у детей
необходимые умения и навыки. Главная задача педагога состоит в том, чтобы
создать для ребят предпосылки для успешного творчества, организовать его
деятельность и помочь достичь конечного результата.
По необходимости по программе организуется обучение по
дистанционным
педагогическим
технологиям.
При
организации
образовательной деятельности с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
педагог
адаптирует
образовательную программу, акцентируя внимание обучающихся на
самостоятельную творческую работу, разрабатывает презентационную форму
подачи материала, используя фото и видео мастер-классов; определяет
варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности

получения помощи и обратной связи.
Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный (обучающиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся).
Методические материалы включают в себя методическую литературу и
методические разработки для обеспечения учебно-воспитательного процесса
(календарно-тематическое планирование, годовой план воспитательной работы,
планы-конспекты занятий, дидактические материалы и т.д.), являются
приложением к программе, хранятся у педагога дополнительного образования и
используются в учебно-воспитательном процессе.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
• введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе
личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
• формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и
развитие творческих способностей;
• использование метода как «ситуации успеха»;
• использование методики разноуровневого подхода.
Технологии индивидуализации обучения:
• способ организации учебного процесса с учѐтом индивидуальных
особенностей каждого ребенка
• выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение
индивидуальности).
Игровые технологии:
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых
приѐмов.
Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям
детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью)
физкультурно-оздоровительные
(использование
физкультминуток,
динамических пауз, пластические разминки)

Рекомендуемые типы занятий: комбинированные и практические занятия,
контрольные занятия учета и оценки знаний, умений и навыков.
Дидактические материалы:
• использование карточек (с заданиями, с образцами);
• использование наглядности (слайды, фотографии, видео).
Дидактическое обеспечение программы располагает широким набором
материалов и включает:
фотоматериалы по разделам занятий;
литературу для обучающихся (учебные пособия, книги и др.);
методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение
коллектива);
иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки,
таблицы, тематические альбомы и др.);
раздаточный материал (шаблоны, карточки);
Алгоритм занятия.
План проведения занятия предполагает следующие этапы:
• Приветствие,
• Определение темы занятий,
• Информация о теме,
• Тренинг (игра),
• Усвоение темы,
• Закрепление материала, подведение итогов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы
конспекты занятий, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический.
материал), хранятся у педагога дополнительного образования и используются в
образовательном процессе.
Оценочные материалы (тестирование является приложением к программе)
2.2.4. Информационное обеспечение
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер- классы;
дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия,
практические работы, альбомы для творчества, таблицы, схемы.
Интернет-ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
01.04.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационныепедагогические платформы:

- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения:01.04.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82-

kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/(Дата обращения: 01.04.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
2.3. Формы аттестации/контроля
Контроль усвоения знаний осуществляется в следующих формах:
педагогическое наблюдение; устный опрос; творческое задание, тестирование;
практическое задание.
Входная диагностика проводится по итогам набора учебных групп в
начале учебного года. Цель входной диагностики: познакомиться с учащимися
и определить уровень их общего интеллектуального развития.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с предусмотренными
программой занятиями-повторениями и закреплениями пройденного материала,
проводится в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных
заданий, конкурсов.
Промежуточный контроль осуществляется в конце первого полугодия в
форме открытого занятия, концерта, и включает в себя проверку практических
умений и навыков.
Итоговый контроль осуществляется в конце II полугодия, в форме
конкурса, открытого занятия для родителей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В процессе освоения учебной программы применяются следующие формы
отслеживания образовательных результатов:
- собеседование;
- устный опрос;
- упражнения;
- итоговый и промежуточный контроль.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Для предъявления и демонстрации образовательных результатов по программе
используются:
- диагностические материалы, которые позволяют определить количество
учащихся (чел./%), полностью освоивших дополнительную образовательную
программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших
программу; определить уровень усвоения программы (высокий, средний,
низкий);
- аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного уровня
учащихся;
- открытое занятие;
- творческая работа;
- творческий номер – выступление агитбригад, зачет по ПДД.

Список литературы для педагога:
1.
Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями
с последними изменени
ями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
2.
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11
кл. : Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. –
М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
3.
Воронова Е.А. Красный. Жѐлтый. Зелѐный! ПДД во
внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.
4.
Гарнышева Т. Как научить детей ПДД?, Детство-Пресс, 2010.
5.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих
2013 (со всеми последними изменениями) /А.А. Громаковский. - М.:
Эксмо,2016. -208с.
6.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД., Москва, 2006.
7.
Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
8.
Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля.
Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2011г.
9.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М,
2012г.
10. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. [Текст]: для педагогов
общеобразовательных учреждений / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. М-во
образования и науки Рос. Федерации. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.48с.
11. Методические рекомендации по организации работы среди
учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
12. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
13. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих
велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио».
14.
Правила дорожного движения по состоянию на 2023 год.
15. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры
с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
16. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожнотранспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
17. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А.
Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
18. Столярова Л.Н., Савурѐнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного
пешехода. Добрая дорога».
19. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
20. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по
организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.) /А.Е.
Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
21. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.

Список литературы для обучающихся
1.
Безопасность на дороге. Карточки для развития ребѐнка -М.:
Улыбка, 2014г.-231с.
2.
Буланова С. Правила поведения на дороге. - «СтрекозаПресс», Москва, 2012 г.
3.
Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016
(со всеми изменениями) /Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
4.
Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам.
Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А.
Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
5.
Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
6.
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные
игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск:
Сиб.унив. изд-во, 2006.
7.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное
пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5
кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.
8.
Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и
комментариями/ Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
9.
Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А.
Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Список литературы для родителей
1.
Азбука дороги. //Детская энциклопедия.-2007- №11 - 56с.
2.
Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс»,
Москва, 2012г.
3.
Ребенок в городе// Детская энциклопедия.- 2009. - № 11. - 56 с.
4.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения. - М.,
«Просвещение», 2008
3. Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
– М., 2006.
Список интернет ресурсов
1.
Примерные программы и учебно-методический комплект для
обучения
участников
отрядов
юных
инспекторов
движения
(http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2.
Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам
безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3.
Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов
нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных
организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в
дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965);

4.
Комплексный
проект
профилактики
детского
дорожнотранспортного травматизма на период 2013-2020 г.г. (http://минобрнауки.рф
/документы/5372).
5.
Правила
дорожного
движения
тренажѐр
http://cafel.narod.ru/index.htm
6.
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
7.
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
презентация на тему: Правила дорожного движения
8.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programmapo-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya - Азбука юного перехода
9.
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a
71c8
10.
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –
http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
11.
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http:// katalog.iot.ru/
12.
http://nachalka.com начальная школа - детям, родителям, учителям
13. Всероссийский портал «Добрая Дорога Детства» [электронный
ресурс].- Режим доступа: https://www.dddgazeta.ru/
14. Официальный интернет сайт Госавтоинспекции России (статистика,
информация по организации перевозок несовершеннолетних и пр.)
[электронный ресурс].- Режим доступа: www.gibdd.ru ;
15. Цикл классных часов ПДД, математические задачи по ПДД,
РЕКОМЕНДАЦИИ по ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ПДД, программа по ПДД
и т.д. [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tak-to-ent.net
16. Официальный сайт экспертного цента «Движение без опасности»
[электронный ресурс].- Режим доступа: http://bezdtp.ru.
17. Интерактивный образовательный портал «Дорога безопасности»
[электронный ресурс].- Режим доступа: bdd-eor.edu.ru.
18.
www.dddgazeta.ru – сайт Всероссийской газеты «Добрая дорога
детства» www.gibdd.ru
19.
официальный сайт ГИБДД России www.centr-bdd.

РАЗДЕЛ 3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. Оценочные материалы
Образовательная Программа предполагает контроль – мониторинг
знаний, умений и навыков.
Способы проверки результатов освоения программы является
достижения участников в соревнованиях, участие в конкурсах, а также
выполнение диагностических заданий, предусмотренных Программой.
Диагностика знаний, умений, навыков проводится трижды в год;
- первичная – в начале учебного года (сентябрь);
- промежуточная – в конце первого семестра (декабрь);
- итоговая – в конце учебного года (май);
- текущая – в течении всего учебного года.
Анкета по ПДД для учащихся (входной контроль)
1.
В каком классе ты учишься?__________
2.
Всегда ли ты соблюдаешь правила дорожного
движения?______________
3.
Из каких источников ты знаешь о правилах дорожного движения
(возможно несколько вариантов ответов):
от родителей_____
рассказывали в школе______
интернет, телевизор, СМИ______
от одноклассников, друзей______
из наглядных пособий, тематических стендов в школе_____
4.
Есть ли у тебя велосипед, мопед? ________
5.
С кем обычно ты ходишь в школу?
один_______
тебя провожаю и встречают родители______
с друзьями________
Ответь на вопросы:
1. Где должны ходить пешеходы?
А) по тротуару;
Б) по проезжей части.
2. Где должны ездить машины ?
А) по тротуару;
Б) по проезжей части.
3. Как правильно нужно обходить транспорт ?
А) спереди;
Б) сзади.
4. Как правильно переходить проезжую часть ?
А) бегом;
Б) спокойным шагом.
5. По какой стороне тротуара надо идти ?
А) по правой;

Б) по левой.
6. Родители рассказывают тебе, как правильно вести себя на дороге?
А) да;
Б) нет.
7. Можно ли играть на проезжей части?
А) да;
Б) нет.
Промежуточный контроль
Вариант № 1
1.Как должен поступить пешеход в этой ситуации?

- Перейти перед автомобилем, убедившись , что он остановился и
уступает вам дорогу.
- Пройти первым
- Уступить автомобилю
2. Как перейти проезжую часть дороги, если рядом нет пешеходного
перехода?

- Пропустить транспорт, движущийся слева, дойти до середины; затем
закончить переход, при отсутствии транспорта справа.
- Переход запрещен, нужно дойти до ближайшего пешеходного перехода;
- Переходить можно только при отсутствии транспорта или достаточного
удаления его от места перехода.
3. Выбери один из знаков, который подходит к картинке.

-1
-2
-3
4. Как вести себя при переходе проезжей части в ненастную погоду?

- Воздержаться от перехода до окончания дождя или снегопада;
- Дождаться зеленого сигнала светофора и, не обращая внимание на
погоду, перейти проезжую часть;
- Быть особенно внимательным, при переходе на зеленый сигнал
светофора, если на улице сыро или скользко, машина не может резко
остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз.
5.Как правильно обходить автобус?

- Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади;
- Подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет
хорошо видна в обе стороны, после этого переходить дорогу.
6. Можно ли переходить дорогу?

- Можно перейти дорогу.
- Можно, убедившись, что транспорт остановился.
- Нельзя, нужно пропустить транспортное средство.
7. В каких случаях можно переходить проезжую часть не спускаясь в
подземный переход?

- При отсутствии транспорта.
- Если есть подземный переход, переходить нужно только по нему.
- Если опаздываешь в школу.
8.Где нужно ожидать общественный транспорт?

- Транспорт нужно ждать на остановке, при этом ни в коем случае нельзя
выходить на проезжую часть!
- В любом месте;
- На проезжей части.
9. Имеют ли пешеходы преимущественное право перехода?

- Имеют
- Не имеют
10. Как правильно переходить проезжую часть?

- В любом месте по пешеходному переходу.
- За спиной и перед грудью регулировщика, убедившись, что транспорт
вас пропускает.
- Переход запрещен.
Ответы на вопросы к билетам
1.

1

2.

2

3.

2

4.

1

5.

3

6.

1

7.

3

8.

2

9.

2

10.

2

2
11.
2
12.
2
13.
3
14.
1

4

1

1

1

3

1

1

1

2

2

2

5.
6.
7.
8.
9.
0.

Вариант № 2
Вопрос 1: При отсутствии тротуаров как пешеходы передвигаются
по обочине проезжей части?
А) по ходу движения автотранспорта
Б) навстречу движения автотранспорта
В) по бордюру
Г) как угодно

Вопрос 2: Какой дорожный знак, установленный у дороги возле школы,
позволяет безопасно пересекать проезжую часть?
А) знак «Осторожно дети»
Б) знак «Пешеходный переход»
В) знак «Движение прямо»
Г) знак «Проезд запрещен»
Вопрос 3: Дорожный знак «Пешеходный переход» относится к группе:
А) предупреждающих
Б) запрещающих
В) информационных
Г) знаков приоритета
Вопрос 4: Пешеходные переходы бывают:
А) наземными
Б) подземными)
В) надземными
Г) ответы А и Б верны
Д) ответы Б и В верны
Е) все ответы верны
Ж) не правильного ответа
Вопрос 5: Пешеход собирается переходить улицу. Сколько раз ему
нужно посмотреть вправо и влево, чтобы перейти на другую сторону
проезжей части?
А) достаточно одного раза
Б) достаточно двух раз
В) сколь требуется, чтобы убедиться – опасности нет
Г) можно вообще не смотреть, если переходить улицу по пешеходному
переходу
Вопрос 6: Что делать пешеходу, который не успел перейти дорогу на
зеленый свет светофора?
А) нужно продолжить движение, пока он не перейдет улицу
Б) нужно вернуться назад
В) остановить на островке безопасности и подождать нужного сигнала
Г) как можно быстрее перебежать дорогу
Вопрос 7: Пассажир – это:
А) человек, который ходит пешком
Б) человек, который управляет транспортным средством
В) человек, который находиться в транспортном средстве кроме водителя
Г) все ответы не верны
Вопрос 8: Общественный транспорт – это:
А) троллейбус, автомобиль, грузовик
Б) автобус, троллейбус, трамвай
В) трамвай, поезд, электричка

Г) самолет, пароход, паровоз
Вопрос 9: В какие игры можно играть на проезжей части?
А) в малоподвижные
Б) в настольные
В) в напольные
Г) ни в какие
Вопрос 10: Как называется транспорт для перевозки людей?
А) личный
Б) общий
В) общественный
Г) частный

Итоговый контроль
1. Назовите всех участников дорожного движения?
А) пешеходы;
Б) водители, пассажиры;
В) все перечисленные.
2. Когда надо соблюдать правила дорожного движения?
А) всегда;
Б) когда рядом дорожный полицейский;
В) когда у тебя хорошее настроение.
3. Где появился первый светофор?
А) в Англии;
Б) в Германии;
В) в России.
4. Сколько сигналов на светофоре для пешехода?
А) один;
Б) три;
В) два.
5. Что означает желтый сигнал светофора?
А) запрещает движение транспорту и пешеходам;
Б) разрешает движение транспорту и пешеходам;
В) запрещает движение пешеходам.
6. Кто регулирует движение на дороге, когда на улице не работает
светофор?

А) полицейский;
Б) регулировщик;
В) дорожный рабочий.
7. Чем пользуется регулировщик, когда руководит движением
транспорта на перекрестке?
А) жезлом;
Б) палочкой;
В) рацией.
8. Какой сигнал обозначают разведенные руки регулировщика?
А) движение пешеходов разрешено;
Б) движение транспорта запрещено;
В) движение пешеходов и транспорта запрещено.
9. Назовите элементы дороги в городе.
А) проезжая часть, тротуар, разделительная полоса;
Б) улица, кювет, велосипедная дорожка;
В) шоссе, обочина, пешеходная дорожка.
10. Какого элемента дороги не существует?
А) кювет;
Б) обочина;
В) парапет.
11. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по
тротуару?
А) безразлично;
Б) правой стороны;
В) левой стороны.
12. При каком дорожном знаке возле школы можно безопасно перейти
улицу?
А) при знаке «Пешеходный переход»;
Б) при знаке «Дети»;
В) при знаке «Движение прямо».
13. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пешеходный
переход»?
А) информационно-указательный;
Б) знаки приоритета;
В) предупреждающий.
14. Какие бывают пешеходные переходы?
А) зебра;
Б) наземные, подземные, надземные;
В) наземные, подземные.
15. Сколько раз нужно посмотреть пешеходу в левую и в правую
сторону улицы, чтобы безопасно пройти дорогу по пешеходному переходу?
А) 1 раз;

Б) нисколько;
В сколько нужно для безопасности.
16. Что вы будете делать, если не успели перейти дорогу на зеленый
сигнал светофора?
А) продолжите движение дальше;
Б) закончите переход на островке безопасности;
В) быстро перебежите дорогу.
17. Кто такой пассажир?
А) человек, который находится в машине, кроме водителя;
Б) тот, кто водит машину;
В) тот, кто ходит пешком.
18. Как называется транспорт, служащий для перевозки людей?
А) общественный;
Б) воздушный;
В) личный.
19. Какой транспорт относятся к городскому общественному
транспорту?
А) автобус, троллейбус, грузовик;
Б) самолет, поезд, теплоход;
В) троллейбус, автобус, трамвай.
20. Где в городе следует ожидать общественный транспорт?
А) на проезжей части;
Б) на посадочной площадке;
В) на обочине дороги.
21. Можно ли играть на проезжей части дороги?
А) играть нельзя ни в коем случае;
Б) если в это время нет машин;
В) в малоподвижные игры.
22. Где можно кататься на санках и коньках в городе?
А) на пешеходной дорожке и тротуаре;
Б) на обочине дороги;
В) в специально отведенных местах.
23. Кого можно катать на своем велосипеде на улице?
А) никого;
Б) только одноклассников;
В) детей младше 12 лет.
24. С какого возраста ребенок разрешается правилами дорожного
движения ездить на велосипеде по улицам города?
А) разрешается с 12 лет;
Б) разрешается с 10 лет;
В) разрешается с 14 лет.

25. Что можно отнести к причинам ДТП?
А) переход улицы перед близко идущей машиной;
Б) переход улицы в неположенном месте;
В) все перечисленные варианты.

3.2. Методические материалы
Конспект занятия «Велосипед – первое транспортное средство»
Цель: сформировать у обучающихся убеждение, что велосипед –
транспортное средство, а велосипедисты – водители транспортного средства,
которые приравниваются к водителю автомобиля. Закрепить знания безопасной
езды на велосипеде, расширить представление о велосипеде, влияние
велосипеда на здоровье человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, ПДД для
велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипеде;
- предупредить самые распространенные ошибки при езде на велосипеде;
- познакомить обучающихся с влиянием езды на велосипеде на здоровье
человека.
Воспитательные:
- привитие навыков культуры безопасности на дорогах, уметь оценивать
степень риска на дороге, чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к
правилам дорожного движения;
- воспитывать уважительное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Развивающие:
- развитие осознания опасности для жизни при несоблюдении правил
дорожного движения;
- расширить кругозор обучающихся в мире ПДД;

- формирование ответственного отношения обучающихся к вопросам
личной безопасности на дороге;
- развить умение применять полученные знания по правилам безопасного
вождения велосипеда на практике.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование: мультимедийная презентация, задания, дорожные знаки.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: «Добрый день, ребята! Как вы думаете, о чем сегодня пойдет
речь? Вы узнаете, разгадав загадку»:
Два колеса и две педали,
Я их кручу и еду в дали.
Хочу объехать целый свет
Есть у меня….. (велосипед)
Проблемная ситуация: «Как-то раз Незнайка пригласил Знайку совершить
путешествие на велосипедах по цветочному городу. Но Знайка засомневался в
затее и засыпал Незнайку множеством вопросов: «Готов ли велосипед
Незнайки к дальней поездке?», «Умеет ли управлять велосипедом?», «Почему
не взял специальные шлемы?», «И где будет сидеть Знайка: на раме или
багажнике?».
Педагог: «Как вы думаете, доверит ли Знайка свою жизнь и здоровье,
неопытному в вождении и не знающему правил безопасного поведения на
дороге, Незнайке?». «Что нужно знать водителю двухколесного транспорта?».
Цель урока: закрепить знание безопасной езды на велосипеде по
проезжей части, расширить представление о велосипеде, а также влияние
велосипеда на здоровье человека.
Сегодня на уроке мы узнаем:
- историю создания велосипеда;
- виды велосипедов и их предназначение;
- расширим знания о правилах управления велосипедом;
- повторим и закрепим знания правил безопасного вождения
велосипедиста;
- узнаем влияние велосипеда на здоровье человека.
Итак, мы начинаем путешествие по цветочному городу, где есть только
один единственный вид транспорта – это велосипед.
- Что такое велосипед? Велосипед – транспортное средство, кроме
инвалидных колясок, имеющие два колеса или приводимое в движение
мускульной силой людей, находящихся в нем. (Правила дорожного движения
РФ, п.1 Общие положения).
Изучение нового материала.
Педагог: А знаете ли вы, что велосипед – в переводе с латинского:
«velox» означает – быстрый, а «pedis» - ноги. Велосипед – изобретение не
одного человека, а продукт целого ряда изобретений и идей, прослеживаемый

от конца 18 века и до наших дней. Прототип велосипеда сконструировал и
запатентовал немецкий барон Карл фон Дрэз в 1818 году. У него была
деревянная рама, металлические колеса и руль, а вот педалей не было. Чтобы
он двигался, нужно было отталкиваться ногами от земли. Только спустя 20 лет
получилась машина, которая напоминает современный велосипед.
Российский умелец Ефим Михеевич Артамонов сотворил двухколесный
цельнометаллический велосипед и в 1801 году добрался на нем в Москву,
преодолев по бездорожью более 5 тысяч километров. 19 век - начало развития
велоспорта. В 1833 году были первые велосипедные соревнования в Москве.
Современный велосипед появился в 1900 году. Сейчас очень много видов
велосипед, поэтому прежде чем покупать его, необходимо определиться, где вы
собираетесь на нем кататься. Есть такие виды велосипедов:
- дорожный – подходит для ежедневных поездок по городу;
- горный – главное его назначение – езда по пересеченной местности,
хотя для других дорог тоже подходит;
- спортивный – подходит для дорог с хорошим покрытием;
- велосипед для триала – предназначен для выполнения трюков, у него
большая рама и маленькое седло.
Первичное закрепление, промежуточная рефлексия.
Жители цветочного города никогда не нарушают правила дорожного
движения, они умеют владеть обстановкой на проезжей части дороги, грамотно
ориентироваться на дорожной разметке, помнить об основных элементах дорог,
предупредительных сигналах, которые должны использовать велосипедисты.
Поэтому, чтобы получить разрешение на посещение этой страны, необходимо
специальное разрешение, а получить его можно проверив ваши знания.
Фронтальный опрос.
1.
Какую защитную экипировку вы знаете? (обязательные элементы:
шлем головной, наколенники, налокотники; дополнительные: специальные
перчатки).
2.
Что нужно обязательно проверить перед каждой поездкой?
(функции деталей велосипеда).
3.
Где можно обучиться езде на велосипеде? (в тех местах, где нет
автомобильного движения: во дворе, на стадионе).
4.
Где запрещено ездить на велосипеде и почему? (нельзя ездить по
тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям, паркам, на этих участках есть
риск столкнуться в пешеходами).
5.
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и
дорогам? (разрешается лицам не моложе 14 лет. ПДД РФ п. 24.1).
6.
Чем в первую очередь нужно руководствоваться, покупая
велосипед? (подобрать велосипед по росту).
7.
Можно ли кататься на одноместном велосипеде вдвоем? (это
запрещено правилами).

8.
Можно ли ездить на велосипеде, держась одной рукой за руль или
вообще не держаться? (запрещено).
Релаксация. Последняя часть занятия.
Педагог: Теперь отдохнем и проведем небольшой тренинг «Прогулка на
велосипеде» (включается тихая музыка, обучающимся предлагается под тихую
музыку удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и вообразить предлагаемую
ситуацию).
«Раннее утро. Прекрасная солнечная погода. Вы едете по широкой,
ровной дороге. Вокруг вас красивые зеленые кусты. Поют птички. Солнышко
пригревает. Ты чувствуешь его тепло на ногах, руках и шеи. Тепло растекается
по всему твоему телу. Настроение отличное. Ты улыбаешься окружающим…
Ты едешь ровно, спокойно и уверенно держишь руль, не спеша крутишь
педали. Все замечательно!»
Упражнение 2 – «Витражи»
Цель: укрепление шейного отдела позвонка, снятие утомления,
улучшение кровообращения головного мозга.
И.п. – сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища. Круговые движения
головой в каждую сторону повторяем по 5-7 раз:
«Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу,
В стороны разок-другой
Покачаю головой».
И.п. – сидя на стуле, руки к плечам, вращение вперед и назад, повторяем
по 5-7 раз:
«Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот».
И.п. – сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища, опускаем голову,
стараясь, по возможности, прижать подбородок к груди, повторяем 5-7 раз:
«Хорошо опять размяться.
Снова будем заниматься».
Какое влияние велосипед оказывает на здоровье человека?
Преимуществ использования велосипеда для прогулок и просто
передвижения очень много. Сейчас рассмотрим их:
1.
Езда на велосипеде укрепляет стенки сосудов и тренирует сердце.
Организм становиться более выносливым, регулярные занятия помогают
предотвратить проблемы с венами.
2.
Во время поездки в кровь поступает больше кислорода, поэтому
органы получают больше питательных веществ, улучшается обмен веществ.
3.
Тренируются мышцы ног, рук, живота, повышается тонус мышц
всего организма.
4.
Тренируется вестибулярный аппарат.

5.

Укрепляется иммунитет.

Закрепление материала.
Не стоит забывать и о простых правилах безопасности. Обязательно
необходимо содержать велосипед в должном техническом состоянии и
соблюдать правила дорожного движения.
Педагог: Ребята, вам понравилось путешествие в цветочный город? Что
мы сегодня узнали нового и повторили по этой теме?
Вывод: Велосипед – это самое экологически чистое и популярное
транспортное средство. Это не только тренажер для здоровья, но и хобби.
Чтобы поездка на велосипеде была приятной, комфортной и безопасной нужно
владеть знаниями ПДД, обстановкой на проезжей части дороги,
ориентироваться в элементах дорог и знать дорожные знаки. Только в этом
случае прогулка на велосипеде принесет пользу для души и тела.

Кроссворд «Дорожный лабиринт»
№1 (1-4 классы)
По горизонтали:
1.Человек, управляющий транспортным средством.
2.Дорожка для пешеходов.
3.Автомобиль, выпускаемый в Тольятти.
4.Скоростная дорога, на которой действуют Правила дорожного движения.
5.Вид городского транспорта.
6.Средство регулирования дорожного движения.
7.Документ об обязанностях участников дорожного движения.
8.Любая используемая для движения улица, проспект и т.д. по всей ширине.
9.Место, предназначенное для остановки транспорта.
10.Место, где пешеходы должны переходить дорогу.
11.Подземный вид общественного транспорта.
По вертикали:
1.Немощеная часть дороги.
2.Термин, которым объединяется группа знаков, включающая в себя такие, как:
столовая, мотель, телефон и т.д.
3.Вид транспорта, движущийся по рельсам.
4.Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой людей,
находящихся на нем.
5.Вид городского транспорта.
Ответы:

по горизонтали: 1. Водитель. 2. Тротуар. 3. Жигули. 4. Автомагистраль.
6.Троллейбус. 6. Светофор. 7. Правила. 8. Дорога. 9. Стоянка. 10. Переход. 11.
Метро.
по вертикали: 1. Обочина. 2. Сервис. 3. Трамвай. 4. Велосипед. 5. Такси.

№2 (6-8 классы)
По горизонтали:
1.Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее
на ней работу.
2.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.
3.Опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом с
занимаемой полосы.
4.Двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение
двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см.
5.Приспособленная и используемая для движения транспорта полоса земли.
6.Знак сервиса.
7.Педаль автомобиля.
8.Дорога, не имеющая сквозного проезда.
По вертикали:
1.Место ожидания пассажирами общественного транспорта.
2.Транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для
движения в составе с механическим транспортным средством.
3.Знак, установленный вблизи школ и детских дошкольных учреждений.
4.Пешеходный переход.
5.Осветительный прибор автомобиля.
Ответы:
По горизонтали: 1. Пешеход. 2. Тротуар. 3. Обгон. 4. Мопед. 5. Дорога.
6.Телефон. 7. Тормоз. 8. Тупик.
По вертикали: 1. Остановка. 2. Прицеп. 3. Дети. 4. Зебра. 5. Фара.

3.3. Календарно-тематическое планирование
№

Наименование темы занятия
ол-во

Дата
по
К
расписанию
ч

асов

П
римечан
ие
(коррект
ировка)

Форма
аттестации/
контроля

П
П о
о плану фак
ту

Тема 1: Введение в программу (2ч)
1

Вводное
занятие.
Входная
диагностика
Проведение
инструктажей по ТБ

2 10.09

открытое
занятие

Тема 3: Юный инспектор движения(10ч)
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

Юный инспектор движения.
Цели и задачи объединения. Правила
Дорожного Движения РФ.
История движения ЮИД. Основные
направления работы
Структура и организация работы ЮИД
Обязанности и права юного
инспектора движения
Атрибуты юного инспектора
движения: значок, символика
удостоверение, одежда
Краткий анализ ситуации дорожнотранспортного травматизма, позиция
людей по отношению к соблюдению
ПДД.
Оформление уголка по безопасности
дорожного движения и стенда
объединения «ЮИД»

1 12.09

интеллектуальна
я игра

1 19.09

интеллектуальна
я игра
брейн-ринг

2 24.09

работа в группах

2 17.09

1 26.09

беседа
беседа

2 01.10

1 03.10

работа в группах

Изучение ПДД. Организация дорожного движения (20 ч.)
9.

10.

11.

12.

Знакомство основными понятиями,
терминами ПДД: водитель,
пешеходный переход, проезжая
часть, участник дорожного движения
Знакомство с группами знаков, их
назначение, установка
Изучение значений и особенностей
групп знаков. Предупреждающие,
знаки приоритета, запрещающие,
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса
Изучение значений и особенностей
групп знаков. Предупреждающие,
знаки приоритета, запрещающие,

2 08.10

1 10.10

2 15.10

1 17.10

интеллектуальна
я игра
беседа,
обсуждение
беседа,
обсуждение

беседа,
обсуждение

13.

14.
15.
16.
17.
18
19.

20.
21.

предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса
Изучение значений и особенностей
групп знаков. Предупреждающие,
знаки приоритета, запрещающие,
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса
Современный транспорт-зона
повышенной опасности
Причины транспортных аварий

2 22.10

1 24.10
2 29.10

Правила поведения в общественном
транспорте.
Правила поведения в транспорте.

1 31.10

Основные требования к пешеходам.
Знания правил дорожного движения
Пассажир –заложник. Правила
поведения в случае
террористического акта в пути
Работа с дидактическим материалом.
Подготовка рисунков для конкурса
«Безопасность глазами детей»
Изучение жизненных ситуаций

1 07.11

2 05.11

2 12.11

1 14.11
2 19.11

беседа,
обсуждение

беседа,
обсуждение
беседа,
обсуждение
беседа,
обсуждение
беседа,
обсуждение
беседа,
обсуждение
беседа,
обсуждение
Работа в группах
анкетирование

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим (22 ч.)
22.
23.

24.

25.

26.

27.
28.

29.

Первая помощь при ДТП.
Основы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим.
Виды кровотечений. Способы
наложения повязок.
Основы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим
Переломы, их виды. Оказание первой
помощи пострадавшему.
Основы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим
Наложение жгута, различных видов
повязок, шины.
Основы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим
Ожоги, степени ожогов. Оказание
первой помощи.
Основы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим.
Основы
оказания
первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.
Основы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.

1 21.11

беседа, обсуждение
работа в группах

2 26.11

работа в группах
1 28.11

беседа
2 03.12

работа в группах
1 05.12

2 10.12
1 12.12

2 17.12

работа в группах
работа в группах
работа в группах

30.

31.

32.

33.

34.
35.
36

Основы
оказания
первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.
Основы
оказания
первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.
Основы
оказания
первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.
Основы
оказания
первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.
Основы
оказания
первой
медицинской помощи пострадавшим.
Практическое занятие.
Транспортировка
пострадавшего,
иммобилизация
Использование
подручных
материалов
для
изготовления
носилок.

1 19.12

2 24.12

1 26.12

2 14.01

1 16.01
2 21.01
1 23.01

работа в группах
работа в группах
работа в группах
работа в группах
работа в группах
беседа
практика

Правила езды на двухколесном транспорте. Фигурное вождение велосипеда (20 ч.)
37.
38.
39.
40.
41

42

43

44.

45.

46.

История создания велосипедов.
Велосипед как транспортное
средство.
Обязанности водителей велосипедов,
мопедов, мотоциклов, скутеров
Правила езды на двухколесном
транспорте.
Правила езды на двухколесном
транспорте.
Фигурное вождение велосипеда
Фигурное вождение велосипеда
Основные виды нарушений ПДД
велосипедистами мотоциклистами.
Ответственность за допущенные
нарушения
Езда на велосипеде, технические
требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка
Фигурное вождение велосипеда
Фигурное вождение велосипеда

2 28.01

беседа

1 30.01

беседа

2 04.02

беседа

1 06.02

беседа

2 11.02

1 13.02

выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировоч ных
упражнений
беседа, обсуждение

2 18.02

1 20.02

2 25.02

1 27.02

беседа, обсуждение
Промежуточная
аттестация
выполнение
тренировоч ных
упражнений
выполнение
тренировоч ных
упражнений

47.

48.

49.

Отработка технических элементов на
велосипеде («качели», «восьмерка»,
«круг», «слалом» и др.»
Отработка технических элементов на
велосипеде («качели», «восьмерка»,
«круг», «слалом» и др.» с
участниками школьного этапа
конкурса «Безопасное колесо»
Выполнение тренировочных
упражнений

2 04.03

выполнение
тренировоч ных
упражнений

1 06.03

выполнение
тренировоч ных
упражнений

2 11.03

выполнение
тренировоч ных
упражнений

Выступление агитбригады. Агитационная работа (32 ч.)

52.

Составление
и
разучивание
сценариев.
Составление
и
разучивание
сценариев.
Заучивание стихов, песен

53.

Заучивание стихов, песен

54.

Формы пропаганды изучения ПДД

55.

Подготовка атрибутики , плакатов

56.

50
51.

1 13.03

работа в группах

2 21.03

работа в группах

25.03

обсуждение

27.03

обсуждение

01.04

беседа

03.04

работа в группах

1 08.04

работа в группах

57.

Проведение конкурса рисунков «Моя
дорога домой»
Участие в конкурсах по ПДД

2 10.04

обсуждение

58.

Изготовление поделок на тему ЮИД

1 15.04

беседа

59.

Изготовление поделок на тему ЮИД

2 17.04

беседа

60.

Изготовление поделок на тему ЮИД

1 22.04

64

Рисование плакатов по
предупреждению правонарушений на
дороге
Рисование плакатов по
предупреждению правонарушений на
дороге
Рисование плакатов по
предупреждению правонарушений на
дороге
Агитационная работа

65

Выступление агитбригады.

66

Выступление агитбригады.

67

Движение велосипедистов в группах

68

Конкурс, открытое занятие для
родителей.

61

62

63

1
2
1
2

2 24.04
1

беседа,
тестирование

29.04

работа в группах

2 02.05

работа в группах

1

06.05

беседа, тестирование

2 08.05

подготовка
стенгазеты

1 13.05

подготовка
стенгазеты

15.05

Работа в группах

1 20.05

открытое занятие

2

69
70

Подготовка площадки для занятий на
улице.
Выпуск стенгазеты. Тестирование

2 22.05
1 29.05

тестирование

2 30.05

подготовка
стенгазеты

Итоговое занятие (2 ч.)
71

Выпуск стенгазеты. Конкурс
рисунков «Безопасное лето».
Подведение итогов за учебный год.
Количество часов за I полугодие
Количество часов за II полугодие
Количество часов за год

1
108

№
п/п

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юные инспектора движения»
Причина корректировки
Дата
Согласование с
методистом
(подпись)

3.5. План воспитательнойработы (ПВР)
Цель работы: Воспитание общественно-активной творческой личности
Задачи: Воспитать в обучающихся общечеловеческие ценности: чувство
коллективизма, уважительное отношение к товарищам и окружающим, к достижениям
мировой культуры и результатам чужого труда, желание в своей работе следовать лучшим
образцам своих предшественников и превзойти их.
Направление работы

Ответственный
Место реализации

Содержание работы

Дата

Проведение
операции
безопасности
дорожного
движения
«Внимание,
дети!»
Мероприятие «Посвящение
первоклашек в пешеходы»

Август –
Сентябрь

Духовно -нравственное

Устный журнал «Вместе за
безопасность»

Сентябрь

Педагог
дополнительного
образования

Трудовое

Обновление
безопасности

Сентябрь

Педагог
дополнительного
образования

Здоровьесберегающее

Скажем «Алкоголю» нет

Ноябрь

Педагог
дополнительного
образования

Гражданскопатриотическое
воспитание

День гражданской обороны.
Беседы «Предупредить,
научить, помочь»

Интеллектуальное

Гражданскопатриотическое

уголка

Педагог
дополнительного
образования

Сентябрь

Ноябрь

Педагог
дополнительного
образования

Викторина: «Хочу все
знать»

Декабрь

Педагог
дополнительного
образования

Гражданскопатриотическое
воспитание

Беседы, посвященные Дню
защитников Отечества.

Февраль

Педагог
дополнительного
образования

Экологическое

Экологический десант
Апрель

Педагог
дополнительного
образования

Патриотическое
воспитание и
гражданское
становление личности.
Работа с родителями

Беседы, посвященные
Дню Победы «Дети
ветеранам», «Мы – помним,
мы - чтим».
Беседы, посещение
выставок

Май

В течение
года

Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».