Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арзы»
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016г.
№ 642 (в действующей редакции);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальны проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г.
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023г. № 593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных
2
к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета
об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023г. № 639
«О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г.
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных
организаций
дополнительного
образования
по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
3
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав МБУДО «Эврика».
Данная
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности ««В ритме вальса»» (автор – Булдакова Н.В., педагог
дополнительного образования, г. Уфа, 2023 г., протокол пед. совета от
31.08.2023 г., № 01); имеет модификации и дополнения исходя из требований
учреждения дополнительного образования, на базе которого она
используется.
Программа имеет художественную направленность, способствует развитию
художественно - эстетического вкуса, художественных способностей и
склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует созданию
условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным
видам и жанрам по хореографии при сохранении традиций классического
танца.
Новизна программы состоит в том, что организуется коллективное
творческое дело: создание вальсовой танцевальной композиции среди
обучающихся одного или двух классов выпускников. В коллективных
творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и
возникает потребность отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она
направлена не только на развитие навыков и умений, но и вооружает
обучающихся знаниями о бальном танце, и дает уникальный опыт их
отработки на занятиях в рамках дополнительного образования. Данная
программа сориентирована на работу с обучающимися, независимо от
4
наличия у них специальных физических данных, на воспитание
хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве
танца.
Педагогическая целесообразность программы. При реализации данной
программы у обучающихся воспитывается трудолюбие, целеустремлённость,
патриотизм.
Программа
направленна
на
дифференциацию
и
индивидуализацию детей, реализация задач программы опирается на
творческую и коллективную работу обучающихся объединения, что
позволяет формировать лидерские качества каждого ребёнка.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 15-17 лет, не
имеющие медицинских противопоказаний. Набор и формирование групп на
базовый уровень осуществляется после собеседования, направленное на
выявление их уровня танцевальных способностей. Наполняемость групп – 20
человек.
Объем и сроки освоения программы. Данная программа реализуется в
течение одного учебного года: 36 недель: (I полугодие составляет 17 недель и
II полугодие – 19 недель), рассчитана на 72 часа.
Расписание занятий составляется для каждой группы с учетом обеспечения
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, в соответствии с их
возрастными особенностями, согласовывается с пожеланиями обучающихся
и их родителей (законных представителей).
Программа рассчитана на один год обучения базового уровня, 72 часа,
численность группы составляет до 20 чел.
Занятия проводятся в очной форме, возможно с применением дистанционных
образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Формы обучения: фронтальные, групповые и коллективные.
Форма обучения - очная.
Форма занятий - групповые занятия, со всей группой одновременно.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме. Основное время отводится на практические занятия. Основной
формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Программа, по необходимости, реализуется с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий (в условиях
профилактики, предотвращения и распространения новой коронавирусной
инфекции). При переходе на дистанционную форму обучения педагог
дополнительного образования адаптирует данную программу, акцентируя
содержание на самостоятельную творческую работу детей, определяет новые
временные рамки освоения новых компетенций.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом. Группа разновозрастная; состав группы – постоянный;
виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
5
предусматривать: теоретические и практические занятия, мастер-классы,
игры, выполнение самостоятельной работы, творческие работы. Занятия
проводятся в группах по 20 человек, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом. Набор в группы проводится посредством подачи
заявки в АИС «Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением
заявления родителем (законным представителем) или самим ребенком,
достигшим 14-ти лет, и согласия на обработку персональных данных в
письменном виде, а также медицинской справки, позволяющей находится в
детском коллективе, заниматься выбранным видом деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
(1 академический час – 45 мин.).
1.2. Цель программы.
Цель данной программы состоит в овладении воспитанниками основ
вальса, ознакомлении с историей развития этого танца; развитие
хореографических,
музыкально
–
творческих
способностей
и
эмоционального мира посредством танца.
Цель определяет следующие задачи:
1) Образовательные (предметные, обучающие):
- знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и
«мышечного чувства». Развитие музыкально-двигательной памяти, чувства
ритма. Добиться от обучающихся ритмопластического единства (ансамбля);
- изучение основы «классического танца» (формирование у детей, гибкость,
координацию и культуру движений);
- формирование художественно творческих способностей;
- обучение детей «сценической деятельности»;
- обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движения;
- овладение простейшими навыками координации движений;
- развитие выворотности стоп, правильной осанки, гибкости; музыкальности,
ритмичности;
- развитие художественно – творческих способностей. Формирование
музыкально – двигательных навыков;
- обучить ориентироваться в пространстве: построение в колонну по одному,
по два; расход парами в движении. Построение в круг, движение по кругу,
выполнять различные упражнения на развитие отдельных групп мышц и
подвижности суставов;
- развитие координации движений. Постановка корпуса у станка и на
середине. Проучивать позиции и положение рук, ног во время исполнения
движений у станка на середине зала
2) Развивающие (метапредметные):
- развитие культуры тела, укрепление физического здоровья, развитие
выразительности движения, танцевальности развитие эмоциональночувствительной сферы, творческих способностей детей, развитие умения
ориентироваться в пространстве (хореографическом зале, на сценической
6
площадке),
развитие,
образного
мышления,
приобщение
к
хореографическому искусству.
- развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми;
- развитие чувства ритма и координации движения;
- обеспечивание эмоциональной разгрузку обучающихся.
3) Воспитательные (личностные):
- воспитание у обучающихся чувства коллективизма, формирование навыков
общения и сотрудничества друг с другом, воспитание волевых качеств
характера: трудолюбия выносливости, работоспособности, формирование
танцевальных знаний, умение и навыков на основе классического танца,
- приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитание
эстетических, художественных, познавательных, творческих интересов,
взглядов и вкусов детей средствами народной хореографической культуры.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы кружка «Крымский вальс»
направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к
русской культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке
работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание
чувства ответственности при выполнении своей работы. Для решения
поставленных воспитательных задач и достижения цели программы,
учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях
района, учреждения, объединения: благотворительных акциях, выставках,
мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах
различного уровня, направленных на развитие художественных способностей
обучающихся. Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к техническим занятиям и уровня личностных
достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к
активному участию в работе объединения.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
2 год обучения, базовый уровень
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование раздела,
темы
Вводное занятие.
Инструктаж по техники
безопасности.
Вальс. Техника исполнения
шагов
Вальс. Основные позиции в
паре
Основные танцевальные
элементы и фигуры
Аудиторные часы
Всего
Теория Практика
часов
2
2
-
20
-
20
20
-
20
10
-
10
7
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
Опрос
Выполнение
упражнений
5.
6.
Итого:
Работа над композицией
Итоговое занятие
18
2
-
18
2
Конкурс
Концерт
72
Содержание учебного плана
Базовый уровень
1 год обучения
Вводное занятие (2 ч.)
Теория (2 ч.) Беседа с детьми о целях и задачах, о содержании и форме
занятий в объединении. Внешний вид и форма одежды для занятий.
Инструкция по технике безопасности.
Вальс. Техника исполнения шагов (20 ч.)
Практика (20 ч.) Перед каждым занятием проводятся разминки, разогрев
мышц тела. Правильная постановка корпуса (головы, рук, ног). Исходная
позиция ног в вальсе – шестая. Шаги исполняются со скольжением (плавно и
слитно), с постепенным подъемом на полупальцы и опусканием, которое
имеет определенную последовательность. На затакт мягко опуститься на всю
стопу, слегка сгибая ногу в колене. Подъем начинается в конце первой части.
В высшей точке подъема стопы ноги соединены, колени выпрямлены, но без
напряжения. Шаг вперед исполняется с каблука на полупалец. В момент,
когда ведущая нога скользит по полу каблуком вперед, вторая нога
находится сзади на подушке стопы. Вес корпуса находится между ногами.
При исполнении шага назад нога от бедра двигается назад. Вначале стопа
скользит по полу подушечкой, затем вес корпуса переносится на всю стопу.
При каждом шаге вперед или назад свободная от веса корпуса нога проходит
рядом с опорной ногой через шестую позицию ног, каблук опорной ноги
отрывается от пола. Шаг в сторону исполняется с носка на подушечку с
мягким переходом на всю ступню немного шире, чем шаги вперед или назад.
Шаги вальса надо исполнять без напряжения, легко и естественно. Начало
каждого такта подчеркивается сильным, более интенсивным движением.
Форма контроля и аттестации: выполнение тренировочных упражнений
Вальс. Основные позиции в паре (20 ч.)
Практика (20 ч.) Закрытая позиция в паре - танцоры стоят близко друг к
другу лицом к лицу, партнерша немного смещена вправо относительно
партнера. Кисть правой руки партнера находится под левой лопаткой
партнерши, кисть левой руки партнерши лежит чуть ниже правого плеча
партнера, локти отведены в стороны и подняты немного ниже плеча. Кисть
левой руки партнера и кисть правой руки партнерши соединены, локти
отведены в стороны и согнуты под углом, немного большим, чем прямой.
Променадная позиция (ПП) – аналогична закрытой позиции, но
партнеры развернуты относительно друг друга от 1/12 до 1/8 поворота (но не
больше) : партнер- влево, а партнерша вправо. Правая сторона корпуса
партнера и левая сторона корпуса партнерши находятся в контакте, как бы
образуют латинскую букву V. Голова партнера повернута влево, партнерши
8
– вправо, ступни ног партнера направлены влево, партнерши вправо. Взгляд
в сторону соединенных рук.
Позиция противодвижения корпуса (ППДК) - поворот корпуса вправо
исполняется с шагом правой ноги вперед или левой ноги назад; и поворот
корпуса влево исполняется с шагом левой ноги вперед и правой ноги назад.
Противодвижение корпуса не следует путать с позицией противодвижения
корпуса. Шаги в позиции противодвижения корпуса исполняются на линии ,
или пересекая линию другой ноги (накрест) – и поэтому позиция
противодвижения корпуса не предполагает поворота корпуса, так как корпус
уже находится в требуемой позиции. Шаги медленного вальса могут
исполняться одновременно и в променадной позиции и в позиции
противодвижения корпуса.
Форма контроля и аттестации: выполнение тренировочных упражнений.
Основные танцевальные элементы и фигуры (10 ч.)
Практика (10 ч.) Поддержки в паре-с отрывом ног партнерши от пола и без.
Вращения в паре - по кругу, взявшись за руки, взявшись за одну руку.
Повороты в паре. «Окошко», «До-за-до». Большой и малый квадраты.
Форма контроля и аттестации: выполнение тренировочных упражнений
Работа над композицией (18 ч.)
Практика (18 ч.) Изучение танцевальной композиции. Отработка движений.
Форма контроля и аттестации: выполнение тренировочных упражнений
Итоговое занятие (2 ч.)
Практика (2 ч.) Выступление воспитанников.
Форма контроля и аттестации: концерт.
1.5. Планируемые результаты
После окончания обучения по программе учащиеся будут знать:
- терминологию упражнений
- технику исполнения упражнений
- правила поведения в зале хореографии, на концертах
уметь:
- контролировать работу всех частей тела и согласовывать одновременную
работу этих частей (координация);
- распределять и переключать свое внимание между замечаниями педагога с
собственной работой и музыкальным сопровождением;
- различать музыкальный размер, темп, строго соблюдать цельность
музыкальной фразы;
- дифференцировать работу различных мышечных групп: опорная, рабочая
нога
применять на практике:
- танцевальные навыки при постановке хореографического номера с
элементами венского вальса
9
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график программы «Крымский вальс»
составлен с учетом годового календарного графика МБУДО «Эврика» и
учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности
обучающихся, отвечает требованиям охраны жизни и здоровья и нормам
СанПиНа.
Программа рассчитана на 72 учебных часа, 36 недель, I полугодие – 17
недель, II полугодие – 19 недель. Начало занятий – 01 сентября, окончание
занятий по программе – 31 мая. Учебные занятия проводятся с понедельника
по субботу согласно расписанию, утвержденному директором МБУДО
«Эврика», включая каникулярное время.
Календарный учебный график представлен в Приложении.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее
педагогическое
образование
(бакалавр,
магистр),
или
среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка. Педагог должен владеть базовыми навыками работы с средствами
телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска
в сети Интернет, электронной почтой и т.д.), иметь навыки и опыт обучения и
самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов
Педагог дополнительного образования должен обладать компетенциями в
соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Арзы» необходимо следующее материальнотехническое обеспечение:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарногигиеническим нормам;
- станок гимнастический;
- тематический стенд;
- акустическая система.
2.2.3. Методическое обеспечение
Учебно-воспитательный процесс по реализации программы базируется на
следующих принципах организации и содержания деятельности:
- принцип свободы и творчества - предполагает право выбора
познавательной деятельности, темп продвижения по маршруту в освоении
выбранной деятельности, выбора формы участия и ролевой позиции в
подготовке и проведении творческих программ;
- принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности,
рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности
10
обучающегося
(художественно-творческие,
интеллектуальнопознавательные, организаторско - лидерские);
- принцип социальной активности - через включение обучающихся в
социально значимую деятельность при проведении разноплановых
творческих, просветительских, досуговых мероприятий;
- принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправлении,
реализация которого предполагает формирование творческих групп из
взрослых и детей.
Формы занятий определяются количеством детей, местом и временем
занятия, применяемыми средствами.
по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
мастер - класс, практическая работа, экскурсия, конкурс, фестиваль;
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по изучению нового
материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, умений и
навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и
систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции
знаний, умений и навыков.
Основной формой обучения в ансамбле является учебно-практическая
деятельность. Практические занятия занимают основное место в обучении.
На занятиях особо выделяется метод показ педагога сразу для всей группой в
едином темпе и с общими задачами. Главная задача педагога состоит в том,
чтобы создать для ребят предпосылки для успешного творчества,
организовать их деятельность и помочь достичь конечного результата.
По необходимости по программе организуется обучение по дистанционным
педагогическим
технологиям.
При
организации
образовательной
деятельности с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий педагог адаптирует образовательную
программу, акцентируя внимание обучающихся на самостоятельную
творческую работу, разрабатывает презентационную форму подачи
материала, используя фото и видео мастер-классов; определяет варианты
контактов с детьми с целью предоставления им возможности получения
помощи и обратной связи.
В учебной деятельности ансамбля, для развития творческих способностей и
художественно-эстетического воспитания используются такие формы: как
экскурсии в театр, просмотр видео концертов и музыкальных спектаклей.
В процессе разных видов работы педагогом акцентируется внимание
обучающихся на выполнении инструкции для занятий в зале хореографии и
правилах исполнения упражнений, соблюдение правил гигиены, санитарии и
техники безопасности.
2.2.4. Информационное обеспечение
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер- классы;
11
дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия,
практические работы, альбомы для творчества, таблицы, схемы.
Интернет-ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым
https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения:
01.04.2024 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения:
01.04.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационныепедагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения:01.04.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/(Дата обращения: 01.04.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.)
2.3. Формы аттестации/контроля
Контроль усвоения знаний осуществляется в следующих формах:
педагогическое наблюдение; устный опрос; творческое задание,
тестирование; практическое задание.
Входная диагностика проводится по итогам набора учебных групп в начале
учебного года. Цель входной диагностики: познакомиться с учащимися и
определить уровень их общего интеллектуального развития.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с предусмотренными
программой занятиями-повторениями и закреплениями пройденного
материала, проводится в форме педагогического наблюдения за выполнением
специальных заданий, конкурсов.
Промежуточный контроль осуществляется в конце первого полугодия в
форме открытого занятия – смотра, концерта, и включает в себя проверку
практических умений и навыков.
Итоговый контроль осуществляется в конце II полугодия, в форме
отчетного концерта.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В процессе освоения учебной программы применяются следующие формы
отслеживания образовательных результатов:
- собеседование;
- устный опрос;
- упражнения;
- итоговое и промежуточное прослушивание.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Для
предъявления и демонстрации образовательных результатов по программе
используются:
12
- диагностические материалы, которые позволяют определить количество
учащихся (чел./%), полностью освоивших дополнительную образовательную
программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших
программу; определить уровень усвоения программы (высокий, средний,
низкий);
- аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного
уровня учащихся;
- открытое занятие;
- творческая работа;
- творческий отчет – концерт.
13
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Абдульманов Л.В. Воспитание физической культуры у детей школьного
возраста Ростов н./Д: Издательство РГПУ, 2004 г.
2. Алексеева Л. Сборник «Современность в танце» М., «Искусство», 2004 г.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.
(Упражнения, игры и пляски для детей 7-9 лет): Из опыта работы муз.
руководителей - М.: Просвещение, 2004г.
4. Куревина О.А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное. Методические
рекомендации для воспитателей, учителей и родителей - М.: Баласс, 2004 г.
5. Менегетти А. Введение в терапию онтопсихологической музыкотерапии.
Методы эффективной психокоррекции Минск: Харвест, 1999г
6. Роот «Музыкальные сценарии» Москва АЙРИС ПРОГРЕСС 2005г.
7. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика М.: Просвещение, 2000 г.
8. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-денсе». Танцевально-игровая
гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений - СПб.: «Детство-пресс» 2003 г.
9. Хол Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам [Электронный
ресурс] – ACT Астрель М., 2009 г.
10. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики
для детей [Электронный ресурс] - Ростов н./ Д: Феникс, 2008 г.
11.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств, в формировании личности
школьника [Электронный ресурс] Ростов н.Д, 2005 г.
Список литературы для детей
1. А. Максин Изучение бальных танцев Издательство Лань СПБ 2010г;
2. Г.Ф. Богданов Основы хореографической драматургии. Учебное пособие
Издательство Лань СПБ 2020
14
Раздел. 3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы для входного контроля
Форма проведения: внешний осмотр (масса тела, наличие физических
возможностей)
Содержание задания: определения уровня развития детей
- физическое тестирование (наличие гибкости, пластичности, силы, ловкости
и др.);
- ритмично-двигательное тестирование (наличие чувства ритма, координации
движений, двигательной памяти);
- эмоционально-образное тестирование (наличие эмоциональных реакций,
образных фантазий и др.).
Оценочные материалы для итогового оценивания. Оценочные материалы
включают практические задания для итогового оценивания в конце обучения
по программе
Форма
проведения:
выполнение
практических
заданий
или
результативность участия в конкурсных программах (конкурсная
деятельность)
Содержание задания:
Обучающиеся, которые заняли призовые места в конкурсах, фестивалях
республиканского, всероссийского, международного уровней, проходят
итоговое оценивание по результатам участия в конкурсах. Остальные
обучающиеся выполняют практические задания.
Практические задания
№1
1. Вальсовый шаг
2. Шаг вальса по линии танца
3. «Окошко».
№2
1. Вальсовые шаги
2. Маленький квадрат вальса с правой ноги
3. Поворот партнерши под рукой
№3
1. Разворот друг от друга с раскрытием
2. «Променад»
3. Маленький квадрат
№4
1. Движения в паре вперед-назад
2 Комбинация№1
3. Вальсовые шаги
№5
1. «Окошко».
2. Большой квадрат вальса
3. Позиции ног и рук
№6
1. Вальсовые шаги
2. Движения в паре вперед-назад
№9
1. Поклон в реверанс
2. Позиции ног и рук
3. Вальсовая дорожка
№10
1. Положение рук в вальсе
2. Большой квадрат вальса
3. «Лодочка»
№11
1. Раскрытия
2. Вращения в паре на носках вокруг своей оси
3. Большой квадрат
№12
1. Движения в паре вперед-назад
2. Комбинация №2
3. Вальсовая дорожка
№13
1. «Лодочка»
2. Комбинация №3
3. Маленький квадрат
№14
1. Вальсовые шаги
2. «Окошко».
15
3. Раскрытия
№7
1. Поклон в реверанс
2. Позиции ног и рук
3. «Окошко».
№8
1. Разворот друг от друга с раскрытием
2. «Променад»
3. Вращения в паре на носках вокруг своей
оси
3. «Променад»
№15
1. Большой квадрат вальса
2. Комбинация №1
3. Вальсовые шаги
Анализ результатов и подведение общих итогов по реализации
программы.
Критерии оценки уровня освоения программных знаний и умений:
1. Высокий уровень - обучающийся выполняет упражнения точно, правильно
технично, эмоционально.
2. Достаточный уровень – обучающийся выполняет упражнения при
незначительных неточностях в исполнении и не эмоционален.
3. Средний уровень – обучающийся выполняет упражнения не технично,
маловыразительно.
4. Начальный уровень – обучающийся знает упражнения, слабо исполняет не
сложные упражнения
3.2. Методические материалы
План-конспект открытого занятия
Цель занятия: Выработка плавности движения в вальсе, повторение
элементов, комбинаций движений «Школьного вальса» и его исполнение;
формирование навыков уважительного обращения с партнером по танцу.
Задачи:
1. Создать у обучающихся психологический настрой на активную и
творческую работу.
2. Подготовить (разогреть) мышечный аппарат к активной деятельности.
3. Повторить движения танца «Вальс», включая плавность движений.
4. Воспитать чувства ритма, музыкально-ритмической памяти.
5. Развивать способности ориентироваться в пространстве.
6. Вырабатывать легкость движений, осанку.
Оборудование: акустическая система, ноутбук, записи музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов.
Продолжительность занятия:45 минут (в соответствии с САНПИН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей")
План занятия
1. Организационный момент (1 мин.);
2. Разминка – 4 мин;
3. Основная часть (35 мин.):
16
4. Повтор изученного материала - 25 мин,
5. Изучение нового материала – 8 мин,
6. Рефлексия – 2 мин;
6. Подведение итогов занятия (5 мин.).
1. Организационный момент
Вход девушек и юношей в зал, построение в линии.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас в нашем
актовом зале. Давайте сделаем поклон так, как мы это делаем всегда перед
занятием. (Поклон) Спасибо.
2. Основная часть. Постановка учебной задачи.
Педагог: Мы с вами готовимся к торжественному празднику «Последний
звонок». И чтобы выглядеть пред вашими родителями, учителями,
учениками всей школы, видеокамерами наилучшим образом, нам надо
поработать над чистотой ваших движений в танце.
Как вы думаете, ребята, для чего нужна плавность в вальсе? Сегодня цель
нашего занятия: выработка плавности движения в вальсе, повторение
элементов, комбинаций движений «Школьного вальса» и его исполнение.
Но чтобы у нас все получилось, необходимо очень хорошо подготовиться –
сделать разминку.
(Выполняется разминка под веселую музыку, педагог показывает, все
повторяют).
3. Разминка
4. Повтор изученного материала
Педагог: Теперь мы свами поговорим о плавности движений в вальсе.
Напоминаю, что исходная позиция ног в медленном вальсе — шестая. Шаги
исполняются плавно, слитно, нога как бы скользит по полу. Для вальса
характерно покачивание вверх-вниз. Этот эффект достигается благодаря
подъемам на полупальцы и опусканиям, которые имеют определенную
последовательность. На затакт мягко опускаются на всю ступню, слегка
сгибая ногу в колене, подъем начинается в конце первой четверти, а
опускание — в конце третьей четверти. В высшей точке подъема ступни ног
соединены, колени выпрямлены, но не напряжены. При этом очень важно
сохранять баланс в корпусе.
5.Изучение нового материала
Показ основных шагов, при этом каждый шаг подробно комментируется
педагогом.
Педагог: Шаг вперед. Шагать вперед нужно с каблука. Но для того чтобы
получился мягкий скользящий шаг, нужно учитывать некоторые тонкости.
Шаг исполняется «от бедра», скользя сначала подушечкой стопы вдоль пола
(но не шаркая). Корпус
«идет» вместе с ногой. Затем надо проскользнуть на каблук, потом сделать
мягкий перекат на всю ступню с переносом на нее веса.
Педагог: Шаг назад. Вначале стопа скользит по полу подушечкой,
постепенно при удлинении шага, носком и опять подушечкой с мягким
переходом на всю ступню и переносом на нее веса корпуса.
17
Педагог: Шаг в сторону. Исполняется с носка на подушечку с мягким
переходом на всю ступню.
Для того чтобы почувствовать основную формулу вальса, советую начать
разучивать этот танец с упражнений.
1. Выполняется отдельно партнером и партнершей. Станьте в стойку. Колени
чуть согнуты. Сохраняя стойку, медленно на счет раз, два, три поднимитесь
на
носки, выпрямляя колени. Затем на счет раз, два, три опуститесь на всю
стопу, чуть согнув колени. Ноги должны пружинить, но не резко, а плавно.
Следите за равновесием. Давайте сделаем это упражнение под музыку.
Педагог: Упражнение 2. Станьте в стойку. Колени чуть согнуты. Во время
движения корпус движется
вместе с ногой. Теперь под музыку. Вижу уже получается, попробуйте в
парах: партнеры могут стать в пару в закрытую позицию вальса и
потренироваться уже в паре вначале под счет, потом только под музыку.
Педагог: Встаньте, пожалуйста, в парах в «лодочку». Повторим комбинацию.
Педагог: Пора повторить вальс девушек. Постройтесь, пожалуйста, в начале
зала. Юноши пока подождите. А сейчас юноши включаются в процесс. Под
музыку.
Педагог: Теперь изучим технику по кругу. Правый поворот. Основа вальса —
кружение в паре, которое получается в результате многократного повторения
поворота. Кружение должно быть соединено с продвижением пары вперед по
линии танца. Полный поворот состоит из двух поворотов. Но это деление
условно — кружение должно быть плавным и непрерывным. И помните, что
в вальсе все должно быть без
резких подъемов и опусканий, на мягких (не жестких) пружинистых ногах.
На 2 и 3-м шагах небольшой наклон корпуса: у партнера вправо, у партнерши
влево. На 5-6 шагах — небольшой наклон корпуса: у партнера влево, у
партнерши вправо.
Партнер. Исходное положение — лицом по диагонали к стене. Начинает с
первой половины поворота, т. е. с шага под номером 1. Заканчивает \ поворот
— лицом диагонально к центру. Партнерша. Исходное положение — спиной
по диагонали к стене. Начинает со второй половины поворота. Заканчивает
поворот — спиной диагонально к центру.
Партнер должен вести партнершу опорной ногой. Чтобы получилось
красивое синхронное движение, партнерша при подъемах и опусканиях
должна на счет два подниматься сама, на счет один опускаться следом за
партнером, на счет три ждать партнера, чтобы опуститься вместе с ним. Во 2м шаге нужно стараться сделать шаг пошире, чтобы обойти партнера, а в
шаге 5, наоборот, сделать короткий шаг в сторону, чтобы помочь партнеру
обойти вас. Не забывайте про подъемы и опускания. Танцуйте вначале под
счет, потом под музыку!
Педагог: Поработайте, ребята, отточите мастерство в парах самостоятельно.
6. Рефлексия
7.Подведение итогов занятия
18
Педагог: Я за вами наблюдала. Вы молодцы! Сегодня нам удалось добавить
плавность в вальсовые движения. Я вами довольна!
На прощание сделаем поклон.
Все делают поклон.
До свидания. До новых встреч
19
3.3. Календарно-тематическое планирование (КТП)
(базовый уровень)
№
Наименование темы занятия
Кол-во
часов
Дата по
расписанию
Форма
Примечание
аттестации/ (корректироконтроля
вка)
По плану По факту
1.
2.
1. Вводное занятие.
Входная диагностика. Проведение
инструктажей по ТБ
2. Вальс. Техника исполнения
шагов. Основной шаг в вальсе. Шаг с
носка
беседа
2
2
Шаг с каблука
3.
2
Шаг на полупальцах
4.
2
Вальс в повороте по одному
5.
2
Вальс в квадрате в паре
6.
2
«Лодочка с переступами»
7.
2
«Шине» - вращения
8.
2
«Маятник»
9.
2
Вальс, основные позиции в паре
10.
2
Закрытая позиция
11.
12.
13.
2
3. Вальс. Основные позиции в
паре.
Променадная позиция
Выработка плавности движения в
вальсе, повторение элементов,
комбинаций движений «Школьного
вальса» и его исполнение;
формирование навыков
уважительного обращения с
партнером по танцу.
Позиция противодвижения корпуса
14.
2
Позиция в фигуре «Окошко»
2
Позиции в поворотах.
16.
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
2
2
15.
выполнение
тренировочных
упражнений
2
20
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
Позиции в поворотах.
17.
2
Позиции во вращениях
18.
2
Позиции во вращениях
19.
2
Позиции во вращениях в паре.
20.
21.
22.
2
Позиция рук у девочек. Позиция рук
у мальчиков
4. Основные танцевальные
элементы и фигуры. Основные
танцевальные элементы. «До-за-до»
Квадрат малый. Большой квадрат
23.
2
2
2
Основные танцевальные фигуры
24.
2
Выпады обоих партнеров
25.
2
Работа над композицией танца
26.
2
27.
5. Работа над композицией.
Изучение танцевальной композиции
2
28.
Отработка танцевальных
комбинаций
2
Отработка танцевальной композиции
29.
2
Отработка синхронности движений
30.
2
Отработка синхронности движений
31.
2
Отработка синхронности движений
32.
2
Отработка синхронности движений
33.
2
Отработка синхронности движений
34.
35.
2
Творческий концерт
36.
6. Итоговое занятие.
Итого за год
2
2
72
21
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
выполнение
тренировочных
упражнений
подготовка к
творческому
отчету
подготовка к
творческому
отчету
подготовка к
творческому
отчету
подготовка к
творческому
отчету
подготовка к
творческому
отчету
подготовка к
творческому
отчету
отчетный
концерт
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
объединения «Крымский вальс»
№
п/п
Причина корректировки
Дата
22
Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)
3.5. План воспитательнойработы (ПВР)
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и
национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра,
викторина, интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти,
гостиная
(поэтическая,
музыкальная,
педагогическая…),
дебаты,
видеоэкскурс, защита проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые
игры, ток-шоу, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие
занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные,
групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социальнопедагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание
Название мероприятия
День знаний
День окончания Второй
мировой войны
День солидарности в борьбе с
терроризмом
23
Дата
Ответственный
проведения
сентябрь
Семейное
воспитание
Духовнонравственное
(Нравственноэстетическое
воспитание)
Профилактика
правонарушений
Международный день памяти
жертв фашизма
День учителя
День народного единства
День памяти погибших при
исполнении служебных
обязанностей сотрудников
органов внутренних дел
России
День Государственного герба
Российской Федерации
День неизвестного солдата
День Героев Отечества
Международный день
родного языка
День защитника Отечества
10 лет со Дня воссоединения
Крыма с Россией
День памяти о геноциде
советского народа нацистами
и их пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
День Победы
День славянской
письменности и культуры
Всемирный день Земли
Праздник Весны и Труда
Международный день
пожилых людей
День отца в России
День матери в России
День туризма
Всемирный день здоровья
Международный день
пожилых людей
Международный день музыки
День защиты животных
Международный день
школьных библиотек
Международный день
инвалидов
День добровольца
(волонтера) в России
Международный женский
день
Всемирный день театра
Месячник безопасности.
Месячник противодействия
экстремизму и терроризму
24
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май
апрель
май
октябрь
ноябрь
сентябрь
апрель
октябрь
декабрь
март
в течении
года
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Крымский вальс»
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
25
Базовый уровень, первый год обучения
2
8
2
2
2
2
2
2
10
Объем учебной нагрузки на учебный год 72 часа
2
2
2
2
2
8
2
22
2
2
8
2
2
25
30
апрель
31 32
33
34
май
35
36
2
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
8
2
8
6
контрольный срез знаний
концерт
2
21
II полугодие
март
26 27 28 29
контрольный срез знаний
2
18
февраль
23 24
контрольный срез знаний
2
17
январь
19 20
контрольный срез знаний
8
2
14
декабрь
15 16
контрольный срез знаний
2
13
контрольный срез знаний
2
I полугодие
ноябрь
9 10 11 12
контрольный срез знаний
2
5
октябрь
6 7
8
контрольный срез знаний
сентябрь
1
2 3
4
входная диагностика
месяц
кол-во
учебных
недель
кол-во
часов в
неделю
кол-во
часов в
месяц
аттестация
/форма
контроля