СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………… 3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………...3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………..9
1.3. Воспитательный потенциал программы…………………………….. 10
1.4. Содержание программы……………………………………………… 11
1.4.1. Учебный план…………………………………………………………..12
1.4.2. Содержание учебного плана…………………………………………13
1.5 Планируемые результаты………………………………………........... 14
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий………15
2.1. Календарный учебный график……………………………………... 15
2.2. Условия реализации программы
………………………………….15
2.3. Формы аттестации………………………………………………………..17
2.4.Список литературы…………………………………………………… 19
Раздел № 3. Приложения………………………………………………....…21
3.1. Оценочные материалы…………………………………………………...21
3.2. Методические материалы………………………………………………..25
3.3. Календарно-тематическое планирование……………………………….32
3.4. Лист корректировки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы……………………………………………………...40
3.5. План воспитательной работы…………………………………………....41
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
В
настоящее
время
основой
разработки
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Судомоделирование»
является следующая нормативно-правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 (в
действующей редакции);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г. №
2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
3
по основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам;
Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019 г.
№ 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Приказ
Минобрнауки
России
и
Минпросвещения
России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
4
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от
29.09.2023
г.
№
АБ-3935/06
«Методические
рекомендации
по
формированию
механизмов
обновления
содержания,
методов
и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно технологического и культурного развития
страны»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей
до 2030 года в Республике Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Эврика» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым, утвержденного распоряжением управления образования и
молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым от
17.04.2024 г. № 236.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах, реализуемых в МБУДО «Эврика»,
утвержденное приказом № 36 от 31.08.2022 г.
Модифицированная
дополнительная
общеобразовательная
5
общеразвивающая программа «Я-волонтер» разработана на основе следующих
программ:«Волонтѐрство: шаг за шагом». Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа / автор-составитель Х.Т. Загладина, И.Б.
Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 40 с. – (ФГОС.
Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Программа курса по развитию добровольческого
движения «Дорогою добра». 5Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я
волонтер», является программой социально-гуманитарной
направленности,
по
функциональному
предназначению
–
учебнопознавательной, по форме организации – индивидуально-групповой.
Программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно
мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи. Данная программа способствует не только расширению и углублению
знаний учащихся о детских волонтерских отрядах, но и формирует целостное
представление
о
волонтерской
активности
на
основе
развития
интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья
обучающихся.
Актуальность программы.
Волонтеры - это не только ребята из благополучных семей, но и те,
которые находятся в группе риска. Главное здесь – активная жизненная позиция,
ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект,
умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать
волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе
подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на
тренинговых занятиях, учебах и сборах.
Новизна программы состоит в том, что она включает в себя как
традиционные, так и современные виды и методы преподавания, такие как
тренинги, просмотр видеороликов, презентаций, организация и проведение
акций и кампаний, игр, квестов. Также на всех занятиях применяются
ИКТехнологии.
Отличительные особенности.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы
людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
6
Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше
для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование
компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при
глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Педагогическая целесообразность. Программа построена с учетом
возрастных и психологических особенностей детей старшего школьного
возраста. Школьный возраст − период впитывания, накопления знаний.
Старший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов
учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов,
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, развития навыков
самоконтроля, самоорганизации, развития навыков общения со сверстниками,
установления прочных дружеских контактов.
Адресат программы – данная программа рассчитана на обучающихся 914 лет. Условия набора детей в творческое объединение: принимаются все
желающие научиться оказывать положительное влияние на людей, легко
занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение
к окружающим.
Возрастные особенности. В процессе реализации программы
учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности 9- 10 лет. По сравнению с учениками
начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в
области тренировки внимания. После 10 лет они сознательно могут подолгу
концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его
интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему
будет продолжать оставаться внимательным. Внимание в подростковом возрасте
является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо
самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены
психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной
деятельности.
Возрастные особенности 11-12 лет. В среднем школьном возрасте
определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок
приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в
качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных
отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в
общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Социальная
активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение
норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в
реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность
7
подростка.
Возрастные особенности 13 – 14 лет. Центральным новообразованием
ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и
личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как
члена общества, принятие своего места в нем. Учебная деятельность подростков
становится учебно-профильной, реализуется через профессиональные и
личностные устремления юношей и девушек, приобретает черты
избирательности, осознанности. В юношеском возрасте происходит
интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в
юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды
деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных
ролей и обязательств.
Объем и срок освоения: общее количество часов, запланированных на
весь период обучения и необходимых для освоения программы, составляет 72
часа. Продолжительность обучения - 1 год.
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная, сетевая. На основании договора Программа
реализуется на базе МБОУ Орловский УВК Красноперекопского района
Республики Крым.
При необходимости (при введении ограничений в связи с
эпидемиологическими мероприятиями, изменением санитарных норм и др.)
возможно применение электронного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательной программы. При
дистанционном обучении используется официальный сайт учреждения: на
страницах педагогов размещены папки с названием кружка и группы, в которых
размещаются материалы согласно программе и учебному плану. Обратная связь
осуществляется через электронные почты педагогов, также размещенных на
страницах педагогов.
Особенности организации образовательного процесса - основным
составом объединения выступает разновозрастная группа учащихся среднего и
старшего школьного возраста. Виды занятий определяются содержанием
программы (лекция, круглый стол, деловая игра, практическое занятие и пр.).
Набор в группы проводится посредством подачи заявки в АИС
«Навигатор ДО РК»
Виды занятий: учебные занятия, практические работы, круглые столы,
мастер-классы, экскурсии, тренинги, выполнение самостоятельной работы,
творческие отчеты, проекты.
8
Режим занятий: - 2 занятия в неделю по 1 часу, продолжительность
академического часа - 45 минут, общее количество часов за год - 72 часа.
1.2 Цель и задачи программы
Целью программы является формирование морально – нравственных,
гражданско- патриотических качеств личности обучающихся через вовлечение
их в волонтѐрскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
-расширить кругозор обучающихся о волонтерской деятельности;
- научить детей владеть различными умениями и навыками в
добровольчестве;
Личностные
-развивать у обучающихся творческое мышление, воображение
- прививать патриотизм, формировать творческие способности;
-развивать у обучающихся любознательность и способствовать
расширению кругозора.
Метапредметные
- воспитать чувство гордости за свою Родину;
- воспитать чувство коллективизма, сопереживания;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие,
целеустремлѐнность, терпение.
9
1.3. Воспитательный потенциал программ
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины ("Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29.05.2015 N
996-р). В число основных направлений развития воспитания включены:
поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей
информационных ресурсов, гражданское, патриотическое, духовное и
нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей,
физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое
воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Воспитательная работа в рамках программы «Я-волонтер» направлена на:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее
традициям; развитие доброжелательности; воспитание чувства ответственности,
укрепление здоровья, формирование творческой личности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению)
мероприятий учреждения, объединения: благотворительных акциях, флешмобах, акциях, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных
программах различного уровня, направленных на воспитание грамотного и
культурного гражданина.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра,
викторина, «Брейн-ринг», видеоэкскурсии, ток-шоу, диспуты, экскурсии,
тренинговые занятия.
Способы проверки.
Промежуточный контроль – оценка качества усвоения знаний.
Формы: текущие тестовые задания, викторины, творческие задания,
собеседование, практическая деятельность.
Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, полученных
обучающимися в конце первого года занятий.
Формы: тестовые задания, активность и количество участия в различных
республиканских и районных акциях волонтерской направленности.
10
1.4.
№
Наименование
раздела, Всего
темы
Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Теория Практика
Введение,
инструкция по ОТ
2
Входное тестирование
2
2
1
6
6
8
4
4
8
4
4
1
4
10
1
4
8
Защита проекта
1
6
8
Тестирование
Итоговое занятие
2
2
Итого:
7
32
Имиджелогия
2.
Устный опрос
2
3 Деятельность
3. парламента детей
районного и
школьного
уровней
4 Организация
4. работы с младшими
школьниками.
5 Организация и
5. проведение массовых
мероприятий, акций
и кампаний.
6 Проектная
6. деятельность.
Социальное
партнерство.
7 Обучение
7. лидеров
8
4
Индивидуальные
творческие задания
Тематическая беседа
Участие в
конкурсах,мероприятиях,акциях
2
4
Отчетное мероприятие
.8
40
2
11
1.4.1.Содержание программы
Тема 1. Введение 2ч.
Теория 2 часа. Знакомство с программой, вводный инструктаж. Понятие
самоуправления. Его цель и задание. Виды самоуправления.
2. Имиджелогия 12ч.
Теория (6ч). Понятие: личность. Три составных личности: направленность,
возможности, стиль. Способности личности: общие и специальные.
Типы мышления. Тип личности. Темперамент.
Понятие: имидж. Окладу имиджа.
Влияние имиджа на нормирование и становление делового человека.
Жизненный план. Программа.
Практика (6 ч).
Лабораторные занятия: самопознание. Тренингу занятия: деловые игры на
тему разделу. Практические занятия.
Вечер «Знакомьтесь, это Я».
3. Деятельность Парламентов детей школьного и районного уровней
8ч.
Теория (4ч). Выезды в школы. Программа деятельности. Отбор
единомышленников.
Практика (4ч). Проведение тренингов самими волонтерами, обучение
новых волонтеров.
4. Организация работы с младшими школьниками 8ч.
Теория (4ч). Теоретическая часть по теме «Работа с младшими
школьниками. Суть, цель, особенность.
Практика (4ч). Организация работы с младшими школьниками по
направлению «Я – семья – Родина». Организация летних игр и зимних.
Тематические направления такие как «Экология»,
«ЗОЖ», «Новый год», «Милосердие», «Помоги ветерану» и т.д.
5. Организация и проведение массовых мероприятий, акций и
кампаний. 14ч.
Теория (4ч) Правила планирование мероприятий. Цели, задачи и
методы проведения. SWOT анализ – определение, метод анализирования.
Стратегические цели планирования.
Практика (10ч). Практическое проведение акций и кампаний,
направленных на волонтерскую деятельность (тренинги на выявление проблем и
целей акций)
6. Проектная деятельность. Социальное партнерство 12ч.
Теория (4ч). Правила написания проектов. Создание сметы. Фандрайзинг
(поиск финансирования). Поиск партнеров. разборка терминов: Благотворитель,
12
Меценат, Донор, Благодеятель.
Практика (8ч) Разработка и реализация социальных проектов.
Партнерские соглашения. Сотрудничество с партнерами в рамках проектов.
7. Обучение лидеров 14ч.
Теория (6ч). Проводится за отдельным планом, согласно плану
работы отделов движения волонтеров на уровне школы, района.
Деловое общение. Публичные выступления.
Виды публичных выступлений. Методика их подготовки и проведения.
Тренингу занятия: деловые игры, анализ своих качеств, действий.
Практика (8ч). Проведение встречи с незнакомой группой ровесников.
Всего необходимых групп потребуется 8, по 10 человек.
Задание: коммуникабельность.
8. Итоговое занятие 2ч.
Теория (2ч) Подведение итогов обучения за 3 года. Презентация
полученных умений, знаний и навыков. Итоговое мероприятие .
13
1.5. Планируемые результаты
По итогам освоения стартового уровня
дополнительной
общеразвивающей программы обучающийся должен знать:
-историю возникновения волонтерского движения;
-понятия и ценности добровольчества, равенство, солидарность,
индивидуальная и коллективная свобода.
Должен уметь:
- применять полученные знания на практике;
- работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную
работу на основе взаимопомощи и уважения; ·
- обмениваться информацией;
- дискутировать и защищать свою точку зрения;
- выступать на публике (аудитория класса, параллели);
- разрешать конфликты мирным путем;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за
собственную жизнь.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе:
Предметные
-расширение кругозора обучающихся о волонтерской деятельности;
- умение детей владеть различными навыками в добровольчестве;
Личностные
- развитие творческого мышления и воображения у обучающихся;
- привитие чувства патриотизма, формирование творческих способностей;
- развитие у обучающихся любознательность и способствовать расширению
кругозора.
Метапредметные
- воспитание чувства гордости за свою Родину;
- воспитание чувства коллективизма, сопереживания;
- воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, целеустремлѐнности,
терпения.
14
2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график Программы составлен с учетом
годового календарного графика МБУДО «Эврика» и учитывает в полном объеме
возрастные, психофизические особенности обучающихся, отвечает требованиям
охраны жизни и здоровья и нормам СанПиНа. Данный календарный учебный
график построен, исходя из следующего:
− начало учебного года - сентябрь, конец учебного года – май;
− период обучения – 1 год;
− количество учебных недель - 36;
− количество учебных дней – 72;
− занятия проводятся согласно расписанию, включая каникулярное время;
− зимние каникулы с 31 по 09 января - занятия не проводятся.
2.2.
Условия реализации программы
Для реализации программы имеются следующие условия:
Кадровое обеспечение:
разработка и реализация
программы
осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется
профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н, обладающим профессиональными
знаниями в данной области, знающим специфику дополнительного образования.
Материально-техническое оснащение кабинета:
- рабочий стол педагога - 1;
- парты ученические двуместные – 7;
-столы для презентации- 2шт
- стулья ученические - 18;
- стул педагога- 1
- классная доска - 1;
-шкафы для хранения оборудования, учебных пособий – 3шт;
- рециркулятор бактерицидный для обеззараживания воздуха.
Информационные ресурсы: Презентации, викторины, плакаты, видео
материалы, иллюстрации и карточки для ролевых игр и квестов, и т.д.
Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер: монитор, системный блок, колонки,
клавиатура, мышь;
- телевизор;
15
- Видеопроигрыватель (dvd);
- флеш-накопитель (мобильное устройство памяти);
- Wi-fi роутер.
Методическое обеспечение
-интернет-ресурсы,
-наглядные пособия,
-информационно-коммуникативные средства,
-дидактические пособия,
- раздаточный
материал,
-учебные пособия, книги.
Материально-техническая база.
- флипчарт,
- канцтовары,
- мультимедийное оборудование,
- экран,
- ноутбук,
- фотоаппарат,
- доступ к Интернету.
Методическое обеспечение программы
-разработки: игр, мастер- классов;
-презентаций занятий;
-коллекции гербария,
-фотографии, иллюстрации из книг, журналов,
-таблицы, слайды, видеофильмы.
Методы обучения: - словесные (рассказ, объяснение, беседа, опрос);
- наглядные (показ, просмотр презентаций, видеороликов, фильмов)
- практические (закладка опытов, экспериментов, проекты, выполнение
тестов, участие в конкурсах и акциях)
Формы занятий: учебное занятие, тренинг, экскурсия, игра, защита
проектов.
16
Формы аттестации
Формами аттестации для учащихся является викторина и защита проекта.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме
контрольно-тестовых заданий, зачетных занятий по темам.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце I полугодия на
итоговом занятии в форме представления своего проекта.
Итоговая аттестация осуществляется в конце II полугодия (май) в
форме защиты своего проекта.
Спектр способов и
Спектр способов и
Спектр способов и
форм
форм выявления
форм фиксации
предъявления
результатов
результатов
результатов
2.3.
Беседа,
опрос,
Грамоты, дипломы,
Конкурсы,
наблюдение,
готовые работы, журнал, праздники,
праздничные
анкеты, тестирование,
аналитические справки,
мероприятия,
зачеты,
протоколы
отчеты
диагностики.
конкурсы,
тестирование.
Творческие работы представляются в виде:
Оформленных исследовательских работ, проектов.
Участие в акциях.
Стихотворений, сочинений, рисунков, фотографий.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий
уровень: освоен практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период, учащийся употребляет
специальные термины осознанно и в их полном соответствии с содержанием;
- средний уровень: объем освоенных знаний составляет более ½, учащийся
сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень: учащийся владеет ½ объема знаний, предусмотренных
программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень: учащийся овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой, самостоятельно работает, не
испытывает особых затруднений, практические задания выполняет с элементами
творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в
объединении, проявляет творческий подход в разработке проектов, имеет
значительные результаты на уровне села, региона, России;
17
- средний уровень: у учащихся объем усвоенных умений и навыков
составляет более ½, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть
интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить, значительные
результаты на уровне района, села;
- низкий уровень: учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных
программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе,
выполняет лишь простейшие практические задания.
Контрольные задания оцениваются по трем уровням: высокий уровень,
средний уровень, низкий уровень.
Оценочные материалы написание и защита проекта.
Лист диагностики уровня сформированности практических и
теоретических навыков (Приложение № 2).
18
2.4.
Список литературы
Для педагога:
Герасимова В.В., Апкаримов Р.И., Пухова Ю.В. Школа волонтеров. Программа
социально – психологической и методической подготовки подростков к
волонтерской деятельности по первичной
профилактике
асоциальных
явлений среди сверстников. – Казань: ГБУ
«Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. – 192с.
1. Зазыкин
В.Г., Оболенский Ю.В. Психологическая реальность
конфликтов. –М.: Психотерапия, 2013.- 384с.
3 Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников – 2009 - № 724
4. Организация работы добровольцев: принципы и практика, или
Руководство по организации деятельности добровольческих объединений Казань: «Идея-Пресс», 2011.-120с.
5. Волонтерство. ru.wikipedia.org.
6. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет-советы —
http://www.isovet.ru/
7. Методические рекомендации по развитию добровольческой
(волонтерской) деятельности. http://www.molodezh67.ru/.
8. Что такое волонтерство. http://www.icye.ru/ chto-takoe-volonterskoedvizhenie
Для обучающихся:
1. Путеводитель до Берлина. Удивительные истории о семейных
реликвиях войны./ Авт.- сост. Якупова Венера.- Казань, Издательский дом
Мояковского, 2016. – 128с.:ил.
2. Четошникова Е. Самоосуществление через добровольчество:
ценностно-смысловой аспект. - 2012. – 84 с.
3. Федосова И., Кибальник А. Волонтѐрское движение в молодѐжной среде:
учимся преодолевать проблемы. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012 . – 168
с.
4.
http://dobrovolets.tatarstan.ru
5.http://dis.ru/library/665/26427/
6.https://ria.ru/spravka/20130217/923151956.html
Для родителей
1. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин
Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
2. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по
19
организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. –
2007. - №5. – С. 58-60.
Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2. "Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4.
«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5.
http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programmavneurochnoy-deyatel- nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programmashkolnogo-kruzhka- volontyorov-tvorim-dobro
20
3.1.
Раздел 3. Приложения
Оценочные материалы
ТЕСТЫ.
1. Слово волонтер произошло от французского слова, которое в
переводе означает…
1.
2.
3.
Помощник
Доброволец
Активист
ОТВЕТ: Слово волонтер произошло от французского vоlоntаiге, которое в
свою очередь произошло от латинского vоluntarius, и в дословном переводе
означает доброволец, желающий.
2. Назовите, какое движение в пионерии стало основой для
волонтѐрской деятельности?
1.
2.
3.
«Тимуровское движение»
«Скаутское движение»
«Юные инспекторы дорожного движения»
ОТВЕТ: ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ возникло в СССР среди пионеров
и школьников в нач. 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его
команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам,
а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п.
3. Международный день добровольцев празднуется:
1.
2.
3.
8 июня
5 сентября
5 декабря
ОТВЕТ: В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила
правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день
добровольцев во имя экономического и социального развития.
4.
Зарождение благотворительной помощи в России произошло при:
1.
2.
Петре Первом
Александре I
21
Князе Владимире Святославовиче
ОТВЕТ: Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с
принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года закрепил
призрение нищих за церковью, выделив на благотворительную деятельность
десятую долю княжеских доходов.
5. Кто может стать волонтером?
3.
1.
2.
3.
любой человек от 14 лет
совершеннолетний гражданин
человек любого возраста
ОТВЕТ: Можно быть самостоятельным волонтером с 14 лет. До этого
возраста вы можете принимать участие в волонтерских мероприятиях вместе с
одним из родителей.
6. Какой знак является всемирным символом добровольчества?
1.
2.
3.
Красный круг
Зеленый треугольник
Красная буква «V»
ОТВЕТ: Во Всеобщей Декларации добровольчества, принятой в январе
2001 года отмечается:
«Признать красную букву "V" как всемирный символ добровольчества».
7.
Какая из характеристик наиболее полно отражает суть понятия
«добровольцы»:
молодежь, участвующая в социальных акциях в свободное
от учебы и работы время
2.
физические лица, осуществляющие благотворительную
деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг
(добровольческой деятельности)
3.
разные группы населения, принимающие
участие
1.
ОТВЕТ: Б
8. В какой документ фиксируется деятельность волонтѐра?
1.
2.
3.
Паспорт
Трудовая книжка
Личная книжка волонтѐра
22
в
ОТВЕТ: Личная книжка волонтѐра предназначена для учета волонтѐрской
деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже добровольца, его
поощрениях и дополнительной подготовке. В личной книжке отмечаются такие
виды деятельности как: донорство, патриотическая деятельность, социальное
волонтерство, работа с детьми группы риска, поисковая работа, работа при
пожарах, поиск пропавших людей и ряд других.
9. В конце 70-х годов XIX века именно эти женщины стали первыми в
мире сѐстрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт
для оказания помощи раненым бойцам. Кто были эти женщины?
1.
2.
3.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц
Монахини московской Свято-Никольской обители
Русское женское взаимно-благотворительное общество
ОТВЕТ: Одна из самых ярких страниц истории волонтерства связана с
русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской СвятоНикольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые
добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам.
10. Какая самая известная гуманитарная организация, осуществляет
свою деятельность во всѐм мире, исходя из принципа нейтральности и
беспристрастности?
1.
2.
3.
Волонтеры ООН
Красный крест
Армия спасения
ОТВЕТ: «Красный крест» предоставляет защиту и оказывает помощь
пострадавшим в вооружѐнных конфликтах и внутренних беспорядках.
Представительства организации, где в общей сложности работают более
12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.
11. Официальной датой основания волонтерского движения считают
1.
2.
3.
1920 год
1939 год
1945 год
ОТВЕТ: В 1920 году, после Первой мировой войны во Франции был
осуществлен первый волонтерский проект с участием группы добровольцев из
Англии, Германии, Швеции, Австрии. Вчерашние солдаты враждующих армий
23
собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню
близ Вердена.
12. В каком государстве возникло первое женское волонтерское
движение?
1.
2.
3.
США
Великобритания
Российская Империя
ОТВЕТ: Первое женское волонтерское движение возникло в России.
Сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно
отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.
13. Первая юношеская добровольческая организация - скауты.
Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение
скаутов в 1907 году в Великобритании. В 1909 году скауты появились и в
России. Какие слова стали лозунгом скаутов?
1.
2.
3.
«Ни одного дня без доброго дела!»
«Спешите делать добро»
«Будь готов!»
ОТВЕТ: Девиз скаутов — «будь готов!» Основатель скаутинга БаденПауэлл писал: «Будьте готовы умереть за своюстрану, если потребуется; так что
когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том,
убьют вас или нет».
Знаменитая русская женщина-волонтер княгиня Мария ДондуковаКорсакова посвятила значительную часть жизни тюремному служению. В 1900-х
годах она пыталась добиться права посещения политических заключенных в
Шлиссельбургской крепости. Княгине было отказано. История сохранила ее
ответ, после которого в 1904 году посещение крепости было разрешено. Что
предложила Дондукова-Корсакова
14.
организовывать личные встречи с заключенными вне
крепости под надзором полиции
2.
амнистировать всех заключенных под ее ответственность
3.
отказаться от волонтерской деятельности в тюрьмах
вообще
4.
арестовать ее саму
1.
24
Методические материалы
Конспект занятия
Основы волонтерства
Цель занятия: Развитие у обучающихся нравственных качеств, путем
освоения основ, популяризации идей добровольческой деятельности.
Задачи:
1. обучающие:
-познакомить с понятиями «Волонтер» и «Волонтерское движение»
2. развивающие:
-развивать нравственные качества детей путем пропаганды идей
добровольческого труда на благо общества
-привлечения обучающихся к решению социально - значимых проблем
3. воспитательные:
- воспитывать доброту, чуткость, сострадание
3.2.
Пед.Добрый день всем! Ребята, я рада видеть вас на нашем занятии!
Давайте настроимся на рабочий лад, расправим плечи, потянемся в стороны и
подарим часть своего хорошего настроения друг другу и дадим «пять» своему
соседу!
Также я хочу напомнить о необходимости соблюдения правил пожарной
безопасности, также, при перемещении по классу не толкать друг друга, быть
осторожными с колющими и режущими предметами.
А начнем мы наше занятие с просмотра видеоролика:
Что вы поняли для себя, после просмотра видеоролика? А что вы знаете о
волонтерах и волонтерстве в целом?
Основной этап
Чистый разум, любящее сердце, добрая душа ⎯ этими качествами обладает
сильная личность, живущая в гармонии с собой и миром. На протяжении всей
жизни мы учимся, набираемся опыта, развиваемся и воспитываем в себе эти
качества, эмпатию, человечность. Умение быть способным дарить моменты
радости и счастья тем, кому поддержка нужна больше всего. Одним из способов
воспитания таких качеств является волонтерская деятельность.
А теперь давайте поговорим о мотивах волонтерской деятельности, и я
предлагаю вам поиграть в небольшую игру (Капуста).
Сегодня в России волонтерское движение развивается очень активно.
Сотни тысяч россиян участвуют в добровольческих акциях, бескорыстно
помогая всем, кто в этом нуждается, отдавая свои силы и время делам, которые
имеют огромное значение для всего общества.
25
А знаете ли вы, когда отмечается день волонтера?
5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день
добровольцев. Он был учреждѐн в 1985 году в благодарность всем людям,
добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на
территории многих государств.
Не зря существует День Волонтѐра. Ведь при помощи волонтѐров были
потушены многие летние пожары, была оказана помощь погорельцам,
волонтѐры участвовали в акции донорства и многое другое.
Сфера деятельности добровольцев может быть разной, главное волонтер
всегда несет добро, надежду и любовь.
Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:
- социальные волонтерство
- спортивное волонтерство
- культурное волонтерство
- эко-волонтерство
- партиотическое волонтерство
- донорство
- волонтеры - медики
Есть волонтѐры, которые выполняют любую работу, ту, которую
необходимо сделать в данное время, что называется событийным волонтерством.
Можно выбрать для себя какое – то одно направление, а можно
попробовать себя в каждом!
Волонтѐром может стать любой молодой человек в возрасте от 14 до 30
лет, который желает посвятить своѐ свободное время, силы и умения
добровольному труду.
Так кто же такой настоящий волонтер?
На этот вопрос нет простого ответа. Существуют тысячи мнений и каждое
из них по-своему правильно. Одну вещь, впрочем, могу сказать со
стопроцентной уверенностью. Настоящий волонтер не умеет скучать САМ и не
даст заскучать другим! А это одно из золотых правил лидеров. Поэтому эта тема
сегодня для нас! А девиз нашего занятия таков: «Быть волонтѐром – это здорово!
Быть волонтером – это круто!»
А сейчас, когда мы с вами вспомнили, кто же такие волонтеры и чем они
занимаются, я предлагаю вам поделиться на 2 команды по 3 человека и принять
участие в «Своей игре».
Для начала, давайте придумаем названия для команд.
После выбора вопроса у вас есть 20 секунд для того, чтобы подумать и
обсудить в команде вариант ответа.
26
Начнем с первой команды.
Вы большие молодцы, успешно прошли игру и подтвердили, что достойны
быть настоящими волонтерами!
Ребята, а сейчас я предлагаю вам сформировать портрет волонтера. На
столе лежит образ волонтера, вам необходимо заполнить его основными целями,
мотивами и качествами волонтера, предварительно написав их на стикеры и
приклеив на образ волонтера.
(Презентация результата обучающимися)
Молодцы, у вас получился замечательный портрет!
Молодцы, теперь, когда мы с вами знаем, каким должен быть волонтер, я
предлагаю вам создать собственный проект и придумать памятник волонтеру,
который мог бы находиться натерритории Иркутской области. Вам необходимо
на ватмане изобразить памятник с изображением волонтера, а также указать, где
бы вы хотели расположить этот памятник и придумать ему название. На
выполнение задания у вас есть 10 минут, можете начинать.
Вы большие молодцы, у вас получился замечательный памятник, и я
предлагаю вам поучаствовать в конкурсе проектов, чтобы реализовать нашу
задумку. Чем мы и займемся на следующем занятии.
Заключительный этап
А сейчас я вам предлагаю написать на стикерах вопросы, которые у вас
остались после нашего занятия, затем сложить их в коробку.
Теперь я предлагаю вам по очереди вытянуть по 1 вопросу и зачитать его
вслух. (ответы на вопросы, в случае необходимости развернутого ответа:
Думаю, что этот вопрос может послужить темой для обсуждения на нашем
следующем занятии)
Вы большие молодцы, успешно справились с заданием и были активны на
протяжении всего занятия, где мы вспомнили, кто же такой волонтер и почему
так важно им быть. В заключение я предлагаю вам взять стикер и приклеить на
портрет персонажа, который символизирует ваше настроение в данный момент.
27
Мероприятие
«Что такое волонтерство? Кто такой волонтер?»
Цели:
- оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных
ценностей;
- развитие волонтѐрского движения в школе;
- формирование позитивных установок учащихся на добровольческую
деятельность.
Задачи:
- познакомить с волонтѐрской деятельностью
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению
анализировать и делать выводы
- пробуждать интерес к волонтѐрству;
- воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и
доверительные отношения;
- учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на
их замечания
Ход мероприятия:
Ведущий: «Кто такой волонтер?» – такова тема нашего занятия, в
течение которого нам с вами и предстоит ответить на этот вопрос.
В современном мире волонтерство очень популярно среди молодежи. Но
историю его проследить достаточно трудно. В обществе всегда находились
люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и
общения с другими людьми был труд на благо других.
Первоначально термины «волонтер», «волонтерство» появились на Руси
и обозначали добровольное поступление на военную службу. К XIX веку
военное значение слова «волонтер» утратилось. Данные слова стали
обозначать форму проявления альтруизма. Волонтерство
существовало в виде службы сестер милосердия, тимуровского и
пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников,
волонтерской деятельностью могли считаться также проводимые субботники.
В Европе волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е
годы XX века. Первый волонтерский проект был осуществлен в 1920 году во
Франции, под Страсбургом. В нем участвовала немецкая и французская
молодежь, в рамках проекта волонтеры восстанавливали разрушенные в период
Первой мировой войны фермы.
В нашей стране волонтерская деятельность оформилась к началу 90-х
годов и с каждым годом набирает все большую популярность.
28
Слово «волонтер» – аналог французского « volontaire» , которое в свою
очередь произошло от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает
«доброволец», «поступающий по собственной воле». Волонтер – это человек,
безвозмездно отдающий свое время, силы, любовь и доброту нуждающимся
людям.
Упражнение «Качества волонтера»
Как вы считаете, какими качествами должен обладать волонтер?
(Сделайте запись в своей тетради. А сейчас попробуйте расставить в
порядке значимости качества волонтера. Предлагаемый перечень качеств:
добрый, творческий, помогающий, общительный, веселый, дружелюбный,
ответственный,
добросовестный,
внимательный,
любознательный,
милосердный, товарищество, благородство и др.)
Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое
свободное время добровольному труду. Однако, несмотря на то, что
волонтерская деятельность является неоплачиваемой, волонтеры – это не только
альтруисты.
Как вы считаете, какие возможности открывает перед людьми
волонтерская деятельность?
Волонтерами становятся ради приобретения определенного опыта,
специальных навыков и знаний, установления личных контактов,
профессионального и культурного развития, самореализации, общения.
Нужны ли волонтеры обществу? Почему? (подумайте, и ответы
запишите в своей тетради)
Ведущий: я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты: АНКЕТА
1. Выберите мнение, которое вы поддерживаете.
а) Современному обществу не обойтись без волонтѐрского движения.
б) Волонтѐрское движение в современном обществе существует, но часто
носит обязательно- принудительный характер.
в) О каком добровольчестве речь? Сейчас каждый сам за себя, старается
заработать деньги и добиться чего-то в жизни.
2. Что вы знаете о волонтѐрском движении? а) многое, могу рассказать
другим;
б) кое-что слышал (-а);
в) практически ничего не знаю.
3. В нашем городе, поселке, школе часто проходят волонтѐрские акции. Я:
а) выступаю организатором или принимаю в них участие;
б) слышал (-а) о некоторых, но никогда не участвовал (-а);
в) ничего о них не знаю.
29
4. Волонтѐрское движение – это:
а) необходимая составляющая гражданской позиции человека; б) часто
просто дань моде;
в) пустая трата времени.
5. Хочешь ли ты стать волонтѐром? а) я – волонтѐр;
б) было бы интересно; в) а зачем?
Коллективное обсуждение результатов анкеты.
Кто может стать волонтером? Официально любой молодой человек в
возрасте от 13 до 30 лет, который хочет посвятить часть своего свободного
времени добровольному труду. Но волонтером может быть абсолютно каждый,
независимо от возраста, образования и материального статуса, ведь для того,
чтобы помочь ближним, не нужно ничего, кроме доброго сердца и желания.
Человек, который желает вступить в ряды добровольцев, получает
волонтѐрскую книжку, в которую записываются все его добрые дела.
Ведущий: Во многих странах мира существуют волонтѐрские движения, а
добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Добровольчество
становится всѐ более популярным в молодѐжной среде. В ряде российских
регионов
запускаются новые проекты по созданию молодѐжных
добровольческих служб.
А что даѐт волонтѐрство молодым людям?
Для молодых людей волонтѐрская деятельность часто становится первой
ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный
выбор будущей сферы своей основной деятельности. Забота о ближнем,
милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в
душе, в характере, в культуре нашего народа.
Ведущий: А также добровольчество представляет возможность развития
личности и реализацию таких потребностей, как:
- внутренняя психологическая потребность быть нужным;
- потребность в общении и уважении;
- развитие лидерских способностей;
- способ поделиться своим опытом;
- защита своих прав и интересов;
- возможность жить интересной и яркой жизнью;
- потребность в самореализации;
Взрослые хотят, чтобы молодые люди были добрыми, отзывчивыми,
душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо
формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в
школьной стране оказывает волонтѐрское движение. Старшему
поколению
30
ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось
«волонтѐрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди,
безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у
подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а
совершать добрые поступки.
В Российской Федерации волонтѐры, в отличии от существовавших когдато пионерской и комсомольской организаций, не объединены и не имеют единой
государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтѐрском
движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтѐры
руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать
людям.
Ведущий: Ребята, мы теперь знаем, кто такие волонтеры. Скажите, что
мотивирует человека на волонтерскую деятельность?
Ответы учащихся.
Ведущий: Ребята, я благодарю вас за продуктивную работу и очень верю,
что искорка доброты зажглась в ваших сердцах. Хочется надеяться, что
добровольчество станет для вас стилем жизни!
31
3.3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Я - волонтер»
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Дата по расписанию
По плану
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение. Цель курса.
Ознакомление с планом
работы кружка, расписанием
занятий. Вводный инструктаж
Понятие самоуправления. Его
цель и задание. Виды
самоуправления.
Имиджелогия. Понятие:
личность. Три составных
личности: направленность,
возможности, стиль.
Способности личности: общие
и специальные.
Имиджелогия. Понятие:
личность. Три составных
личности: направленность,
возможности, стиль.
Способности личности: общие
и специальные.
Имиджелогия. Типы
мышления. Тип личности.
Темперамент.
Имиджелогия. Типы
мышления. Тип личности.
Темперамент.
Имиджелогия. Понятие:
имидж. Окладу имиджа.
Влияние имиджа на
нормирование и становление
делового человека. Жизненный
план.
Имиджелогия. Понятие:
имидж. Окладу имиджа.
Влияние имиджа на
нормирование и становление
делового человека. Жизненный
план.
Имиджелогия. Лабораторные
занятия:
самопознание.
Имиджелогия. Лабораторные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
По факту
Форма
аттестации
Приме
чание
(корре
ктиро
вка)
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
занятия:
самопознание.
Имиджелогия.
Тренингу занятия: деловые
игры на тему разделу.
Имиджелогия.
Тренингу занятия: деловые
игры на тему разделу.
Имиджелогия. Практические
занятия. Игра «Знакомьтесь,
это Я».
Имиджелогия. Практические
занятия. Игра «Знакомьтесь,
это Я».
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Программа
деятельности. Отбор
единомышленников
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Программа
деятельности. Отбор
единомышленников
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Ознакомление с
деятельность волонтерского
движения в Республике Крым.
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Ознакомление с
деятельность волонтерского
движения в Республике Крым.
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Создание группы
единомышленников в
сообществе ВК.
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Создание группы
единомышленников в
сообществе ВК.
Деятельность Парламентов
детей школьного и районного
уровней. Создание группы
единомышленников в
сообществе ВК.
Деятельность Парламентов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
детей школьного и районного
уровней. Создание группы
единомышленников в
Сообществе ВК.
Работа с младшими
школьниками. Суть, цель,
особенность.
Работа с младшими
школьниками. Суть, цель,
особенность.
Работа с младшими
школьниками. Организация
работы с младшими
школьниками по направлению.
«Я семья –Родина».
Работа с младшими
школьниками. Организация
работы с младшими
школьниками по направлению
«Я – семья –Родина».
Работа с младшими
школьниками.
Организация зимних игр.
Работа с младшими
школьниками.
Организация зимних игр.
Тематические направления
такие как «Экология»,
«ЗОЖ», «Новый год»,
«Милосердие», «Помоги
ветерану» и т.д.
Тематические направления
такие как «Экология»,
«ЗОЖ», «Новый год»,
«Милосердие», «Помоги
ветерану» и т.д.
Работа с младшими
школьниками. Организация
зимних игр. Тематические
направления такие как
«Экология», «ЗОЖ», «Новый
год», «Милосердие», «Помоги
ветерану» и т.д.
Работа с младшими
школьниками. Организация
зимних игр. Тематические
направления такие как
«Экология», «ЗОЖ», «Новый
год», «Милосердие», «Помоги
ветерану» и т.д.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний. Правила
планирование мероприятий.
Цели, 2задачи и методы
проведения.
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний. Правила
планирование мероприятий.
Цели, 2задачи и методы
проведения.
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний. SWOT анализ –
определение, метод
анализирования.
Стратегические цели
планирования.
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний. SWOT анализ –
определение, метод
анализирования.
Стратегические цели
планирования.
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний. Практическое
проведение акций и кампаний,
направленных на волонтерскую
деятельность (тренинги на
выявление проблем и целей
акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий,
акций и кампаний.
Практическое проведение
акций и кампаний,
направленных на
волонтерскую деятельность
(тренинги на выявление
проблем и целей акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий,
акций и кампаний.
Практическое проведение
акций и кампаний,
направленных на
волонтерскую деятельность
(тренинги на выявление
1
1
1
1
1
1
1
35
40.
41.
42.
43.
44.
45.
проблем и целей акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий,
акций и кампаний.
Практическое проведение
акций и кампаний,
направленных на
волонтерскую деятельность
(тренинги на выявление
проблем и целей акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий,
акций и кампаний.
Практическое проведение
акций и кампаний,
направленных на
волонтерскую деятельность
(тренинги на выявление
проблем и целей акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий,
акций и кампаний.
Практическое проведение
акций и кампаний,
направленных на
волонтерскую деятельность
(тренинги на выявление
проблем и целей акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий,
акций и кампаний.
Практическое проведение
акций и кампаний,
направленных на
волонтерскую деятельность
(тренинги на выявление
проблем и целей акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний.Практическое
проведение акций и кампаний,
направленных на волонтерскую
деятельность (тренинги на
выявление проблем и целей
акций)
Организация и проведение
массовых мероприятий, акций
и кампаний. Практическое
проведение акций и кампаний,
направленных на волонтерскую
деятельность (тренинги на
1
1
1
1
1
1
36
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
выявление проблем и целей
акций)
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Правила написания проектов.
Создание сметы. Фандрайзинг
(поиск финансирования).
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Правила написания проектов.
Создание сметы. Фандрайзинг
(поиск финансирования).
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Поиск партнеров. разборка
терминов: Благотворитель,
Меценат, Донор, Благодеятель
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Поиск партнеров. разборка
терминов: Благотворитель,
Меценат, Донор, Благодеятель
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с партнерами в
рамках проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с
партнерами в рамках
проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с партнерами в
рамках
проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
1
1
1
1
1
1
1
1
37
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Сотрудничество с партнерами в
рамках проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с партнерами в
рамках проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с партнерами в
рамках проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с партнерами в
рамках проектов.
Проектная деятельность.
Социальное партнерство.
Разработка и реализация
социальных проектов.
Партнерские соглашения.
Сотрудничество с партнерами в
рамках проектов.
Обучение лидеров
Деловое общение.
Обучение лидеров
Деловое общение.
Обучение лидеров
Деловое общение.
Обучение лидеров
Деловое общение.
Обучение лидеров
Публичные выступления.
Виды публичных
выступлений.
Методика их подготовки и
проведения.
Обучение лидеров Публичные
выступления. Виды публичных
выступлений. Методика их
подготовки и проведения.
Обучение лидеров Тренингу
занятия: деловые игры, анализ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
своих качеств, действий.
Обучение лидеров Тренингу
занятия: деловые игры, анализ
своих качеств, действий.
Обучение лидеров Тренингу
занятия: деловые игры, анализ
своих качеств, действий.
Задание: коммуникабельность.
Обучение лидеров Тренингу
занятия: деловые игры, анализ
своих качеств, действий.
Задание: коммуникабельность.
Обучение лидеров Тренингу
занятия: деловые игры, анализ
своих качеств, действий.
Задание: коммуникабельность.
Обучение лидеров Тренингу
занятия: деловые игры, анализ
своих качеств, действий.
Задание: коммуникабельность.
Итоговое занятие Подведение
итогов обучения за год
Итоговое занятие Подведение
итогов обучения за год.
1
1
1
1
1
1
1
39
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я-волонтер.
Все изменения, дополнения, вносимые в Программу в течение учебного года, согласовываются с
администрацией учреждения и вносятся в лист корректировки программы.
№ п/п
Причина корректировки
Программа скорректирована «
»
Дата
20 г.
подпись
расшифровка подпис
40
Согласование с
методистом
(подпись)
3.5. План воспитательной работы
План воспитательной работы может корректироваться в соответствии с
утвержденным учебным планом воспитательной работы на учебный год.
Цель: организация всестороннего досуга обучающихся Центра путѐм
интеграции в воспитательной
работе
проектов: спортивнооздоровительного, общеинтеллектуального, общекультурного, социального,
художественного, а также работы методического объединения педагогов
дополнительного образования.
Задачи:
1. Планировать и организовывать концерты, праздники, соревнования, конкурсы.
2. Обеспечить информационное сопровождение социальной работы в Центре
путѐм создания плакатов, презентаций, электронных ресурсов.
3. Совместно
с педагогами дополнительного образования способствовать
реализации интересов и потребностей обучающихся в различных видах
общественной и культурно - досуговой деятельности.
4. Обеспечить участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, проектах
и акциях, муниципального, республиканского, всероссийского и международного
уровня.
Ожидаемые результаты:
- развитие у обучающихся
нравственных
качеств: доброта,
честность, справедливость, сострадание другому человеку.
- привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной
позиции. Привитие здоровьесберегающих навыков.
- формирование патриотического сознания, уважительного отношения к
старшему поколению, любви к родному краю.
- формирование уважительного, ценностного
отношения к труду, Формирование общетрудовых
навыков, потребности в труде.
41
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Название мероприятия
Форма
Сроки проведения
проведения
Тематическая беседа на первом занятии в
группе
«Знакомство». Беседа «Правила
поведения в образовательном
учреждении и в кружке»
Беседа«Соблюдай правила дорожного Профилактическая
сентябрь текущего
движения»
беседа
учебного года
Международный день пожилого
Тематическая
к 01 октября текущего
человека
беседа
учебного года
Международный день учителя.
Тематическая
к 05 октября текущего
беседа
учебного года
Беседа «Экология и энергосбережение»
Тематическая
к 16 октября текущего
беседа, викторина
учебного года
Тематическая беседа,
День народного единства
К 04 ноября текущего
познавательная
учебного года
программа
7
Международный день толерантности
8
День матери в России
9
День героев Отечества.
10
День Конституции Российской
Федерации
11
Новый год – у ворот!» История
новогодних праздников
12
Профилактика гриппа и ОРВИ
13
День защитника Отечества
14
Международный женский день
15
Всемирный день Земли
42
Тематическая
к 16 ноября текущего
беседа
учебного года
Тематическая
к 27 ноября текущего
беседа
учебного года
к 09 декабря
Тематическая
беседа
Тематическая
к 12 декабря текущего
беседа
учебного года
Тематическая беседа,
до 30 декабря
познавательнотекущего учебного
игровая программа
года
Профилактическая
беседа
в течение декабряфевраля текущего
учебного года
Познавательнок 23 февраля текущего
игровая программа
учебного года
Познавательноигровая
программа
Тематическая
беседа, викторина
к 08 марта текущего
учебного года
к 22 марта текущего
учебного года
16
Всемирный день здоровья
17
День космонавтики
18
День Победы. Акция
«Георгиевская ленточка»
19
Международный день семьи
20
Профилактика гриппа и ОРВИ
43
Тематическая
беседа, викторина
Познавательная
программа
Тематическая
беседа, участие в
акции
Познавательная
программа
Профилактическая
беседа, памятка
к 07 апреля текущего
учебного года
к 12 апреля текущего
учебного года
к 09 мая текущего
учебного года
к 15 мая текущего
учебного года
в эпидсезон
44